Святитель Симеон Солунский, архиепископ

Житие

Си­ме­он Со­лун­ский (ко­нец XIV в. – 15 сен­тяб­ря 1429), ар­хи­епи­скоп Со­лун­ский (Фес­са­ло­ни­кий­ский) свя­той Пра­во­слав­ной Церк­ви в ли­ке свя­ти­те­лей. 
Ро­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле. При­нял мо­на­ше­ство с име­нем Си­ме­он. Про­хо­дил ино­че­скую жизнь в ма­лой кел­лии, воз­мож­но, в мо­на­сты­ре близ­ких ему свя­тых Кал­ли­ста и Иг­на­тия Ксан­фо­пу­лов. Был при­вер­жен­цем ис­и­хаз­ма, бо­го­сло­вия свт. Гри­го­рия Па­ла­мы. В даль­ней­шем был ру­ко­по­ло­жён во иеро­мо­на­ха. Как со­об­ща­ют ис­то­ри­ки, по­се­щал пат­ри­ар­ший двор. 
Май 1416 – ап­рель 1417 го­да – ру­ко­по­ло­жён во ар­хи­епи­ско­па Со­лун­ско­го. На но­вом ме­сте Си­ме­он по­до­рвал своё здо­ро­вье, но, по его сло­вам, бла­го­да­ря мо­лит­ве к ве­ли­ко­му­че­ни­ку Ди­мит­рию Со­лун­ско­му, по­кро­ви­те­лю ка­фед­раль­но­го го­ро­да, смог укре­пить­ся. 
Июнь 1422 г. – по­се­ще­ние Кон­стан­ти­но­по­ля, на об­рат­ном пу­ти – Свя­той Го­ры Афон. 
Сен­тябрь 1429 г. – кон­чи­на. 
Был в сане ар­хи­епи­ско­па 13 лет до сво­ей кон­чи­ны в 1429 го­ду. Во вре­мя его ар­хи­пас­тыр­ства го­род удер­жи­вал вер­ность пра­во­слав­ной церк­ви, ис­пы­ты­вая ис­ку­ше­ние вой­ти в пол­ное ка­но­ни­че­ское под­чи­не­ние ка­то­ли­кам ра­ди по­лу­че­ния за­щи­ты от ту­рок. Бла­го­да­ря уси­ли­ям свя­ти­те­ля Со­лунь, оса­ждён­ная сул­та­ном Му­ра­дом II, не сда­лась тур­кам. Од­на­ко по­сле кон­чи­ны свя­ти­те­ля го­род был взят (1430).

Цитаты из «Книги о храме»

Бог так возлюбил нас, что предал за нас и Своего единородного Сына. Сын Божий пришел к нам с любовью и, будучи вездесущим, жил между нами, родился от Девы Марии и прошел все возрасты человеческие, чтобы и я чрез Него очистился и освятился Его словами и делами. Наконец Он предал нам Самого Себя в приобщение. Он соединился со мною еще через плоть, которую принял в утробе Пресвятой Девы; но надобно было, чтобы Он непосредственно соединился со всеми верующими, потому что это служит основою нашего спасения и нашей жизни…

Это благо Он сообщил нам посредством Таинств. Он возраждает нас крещением (ср. Иоан.3:5; 1 Петр. 1:23), приобщая чрез него Своему бесстрастному рождению. Через возложение рук и дуновение Он дает нам благодать мира; а это миро – Сам Он. Ибо сказано: «миро излиянное – имя Твое» (Песн. 1:2). Он, как Бог Сам Себя помазал, и как человек принял помазание. И нас благодатно помазуя (ср. 1 Иоан. 2:20), Он дает нам благоуханную и живую силу духа (ср. Иоан. 3:34). А что важнее всего, Он Самого Себя дает нам в приобщение, – что показал нам установлением Таинства: потому что, приняв хлеб и чашу, освятил их, о хлебе сказал: «сие есть тело Мое»; о чаше: «сия есть кровь Моя». Но Он не только освятил их, но и призвал к приобщению, потому что сказал: «приимите, ядите», и: «пийте от нея вси» (Матф. 26:26-27).

И не только Сам совершил сие Священнодействие, но и заповедал совершать его до окончания века; потому что сказал: «сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:24)…

Поелику так велико Таинство священнодействия и такова цель воплощения Спасителя, – чрез которое мы делаемся причастными Божеству и сами богами по благодати: то церковь и прилагает об этом самое тщательное и благочестивое попечение: Она совершает в Литургии то, что установлено с самого ее начала и посредством символов внушает истины, превышающие все усилия ума человеческого.

Эти видимые образцы Богослужения изумляют всякого: но не всякий сам собою может постигать смысл их. Многие находятся в недоумении то касательно того, то другого предмета и желают знать их причины. Действительно, совершаемое в Литургии выше всякого понятия; не только человеческий, но и Ангельский ум не в состоянии постигнуть и объяснить, как Бог воплощается, как мы входим с Ним в общение, и вообще, как происходит то, что церковь проповедует и совершает. Однако же Бог не совершенно оставил нас без разумения Его действий, но дал нам средства столько, сколько нам возможно, исследовать, узнавать, понимать их, потому что они совершились для нас.

Господь священнодействовал с учениками, преломив хлеб и подав им чашу. Так и теперь Церковь совершает священнодействие: Архиерей, или Иерей подают хлеб и чашу другим священнодействующим с ними. О сем самом свидетельствует и преемник Апостолов, Священный Дионисий Ареопагит, уча совершать Божественную Литургию, как и мы ныне священнодействуем; и Богоглаголивые Учители, Великий Василий и Святый Златоуст, изложив пространнейший чин священнодействия, не иначе установили совершать службу, но как наша Церковь всегда содержит; это ясно доказывают их молитвы, произносимые при совершении Евхаристии, которыми обозначаются вход первый и второй и прочие части Божественной службы…

Хотя Храм устраивается из вещества, но его осеняет высшая благодать. Он освящается таинственными молитвами Архиерея, помазуется миром Божественным и весь делается селением Верховного Существа. Почему и не всем позволено входить во все части его, но иные места определены священным лицам, а иные мирянам. Двойственное сие разделение Храма на входный и невходный прообразует: 1) Христа, в двух существах, как Бога и как человека; из них первое, т. е. Божество, невидимо, второе, т. е. человечество, видимо; 2) прообразует человека, состоящего из души и тела; 3) живописует таинство Святой Троицы которая, будучи неприступна по существу, открывается в промысле и силах природы; 4) прообразует мир видимый и невидимый; 5) или лучше сказать только мир видимый. Алтарь есть образ неба; Храм же – Божественный символ земли…

Тропарь, глас 4

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / Яже вещей Истина, / сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче священноначальниче Симеоне, / моли Христа Бога, / спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Божественный гром, труба духовная, / веры насадителю и отсекателю ересей, / Троицы угодниче, / великий святителю Симеоне, / со Ангелы предстоя присно, / моли непрестанно о всех нас.

День памяти: 28 сентября