Преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский), игумен

Житие

Пре­по­доб­ный Иосиф Во­лоц­кий (в ми­ру Иоанн Са­нин) ро­дил­ся в се­мье вот­чин­ни­ка, вла­дель­ца се­ла Яз­ви­ще Во­ло­ко­лам­ско­го кня­же­ства. Точ­ная да­та рож­де­ния пре­по­доб­но­го не уста­нов­ле­на, но боль­шин­ство ис­точ­ни­ков ука­зы­ва­ет 1439–1440 го­ды. Пра­дед Иоси­фа – Са­ня (ос­но­ва­тель фа­ми­лии) был ро­дом из Лит­вы. О ро­ди­те­лях пре­по­доб­но­го Иоси­фа Иоанне и Ма­рии из­ве­стий по­чти не со­хра­ни­лось, за ис­клю­че­ни­ем све­де­ний о том, что они умер­ли в мо­на­ше­стве. Кро­ме пре­по­доб­но­го Иоси­фа, у них бы­ло еще три сы­на: Вас­си­ан, Ака­кий и Еле­азар. Вас­си­ан и Ака­кий при­ня­ли мо­на­ше­ский по­стриг. Впо­след­ствии Вас­си­ан стал ар­хи­епи­ско­пом Ро­стов­ским.

В воз­расте се­ми лет от­рок Иоанн был от­дан в обу­че­ние стар­цу Во­ло­ко­лам­ско­го Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го мо­на­сты­ря Ар­се­нию. За два го­да он изу­чил Свя­щен­ное Пи­са­ние и стал чте­цом в мо­на­стыр­ской церк­ви. В два­дцать лет Иоанн по­се­тил Твер­ской Сав­вин мо­на­стырь, где по­зна­ко­мил­ся с ду­хов­ным на­став­ни­ком Вар­со­но­фи­ем, и «муд­ре по­сле­дуя со­ве­ту и бла­го­сло­ве­нию про­зор­ли­ва­го и свя­та­го стар­ца Вар­со­но­фия, при­шел еси в оби­тель пре­по­доб­на­го Па­ф­ну­тия и то­го умо­лил еси при­я­ти тя в по­слу­ша­ние» (кондак 4).

В Бо­ров­ском мо­на­сты­ре пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий по­стриг юно­шу в ино­че­ство с име­нем Иосиф. Во­сем­на­дцать лет про­вел пре­по­доб­ный Иосиф под ру­ко­вод­ством свя­то­го по­движ­ни­ка. По пре­став­ле­нии сво­е­го учи­те­ля он был на­зна­чен игу­ме­ном Бо­ров­ско­го мо­на­сты­ря, ко­то­рым управ­лял око­ло двух лет. В этой оби­те­ли он ввел об­ще­жи­тель­ный устав, что вы­зва­ло недо­воль­ство неко­то­рых ино­ков. Пре­по­доб­ный Иосиф вы­нуж­ден был по­ки­нуть оби­тель и от­пра­вил­ся в па­лом­ни­че­ство по рус­ским свя­ты­ням. Так он ока­зал­ся в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ском мо­на­сты­ре. Здесь он еще бо­лее укре­пил­ся в же­ла­нии со­здать но­вое мо­на­ше­ское об­ще­жи­тие. Из Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря он уда­лил­ся в Во­ло­ко­лам­ские пре­де­лы, где в 1479 го­ду при сли­я­нии рек Стру­ги и Сест­ры в ле­су ос­но­вал оби­тель Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В сво­ем мо­на­сты­ре пре­по­доб­ный Иосиф ввел са­мое стро­гое об­ще­жи­тие и со­ста­вил для него соб­ствен­ный устав, зна­чи­тель­ная часть ко­то­ро­го взя­та из Уста­ва преп. Ни­ла Сор­ско­го. Пре­по­доб­ный Иосиф вос­пи­тал це­лую шко­лу ино­ков-по­движ­ни­ков. Мно­гие по­стри­же­ни­ки Иоси­фо-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря бы­ли ар­хи­пас­ты­ря­ми и за­ни­ма­ли важ­ней­шие ка­фед­ры Рус­ской Церк­ви: мит­ро­по­ли­ты Мос­ков­ские и всея Ру­си Да­ни­ил († 1539) и свя­той Ма­ка­рий († 1563), ар­хи­епи­скоп Вас­си­ан Ро­стов­ский († 1515), епи­ско­пы Си­ме­он Суз­даль­ский († 1515), До­си­фей Кру­тиц­кий († 1544), Сав­ва Кру­тиц­кий, по про­зва­нию Чер­ный, Ака­кий Твер­ской, Вас­си­ан Ко­ло­мен­ский, свя­ти­те­ли ка­зан­ские Гу­рий († 1563) и Гер­ман († 1567), свя­ти­тель Вар­со­но­фий, епи­скоп Твер­ской († 1576).

На цер­ков­ных Со­бо­рах 1490 и 1504 го­дов пре­по­доб­ный Иосиф вы­сту­пил с об­ли­че­ни­ем ере­си жи­дов­ству­ю­щих, воз­ник­шей в Нов­го­ро­де. Он ре­ши­тель­но до­би­вал­ся осуж­де­ния упор­ству­ю­щих от­ступ­ни­ков. Кро­ме ос­нов­но­го его со­чи­не­ния «Про­све­ти­тель», на­прав­лен­но­го про­тив этой ере­си, пе­ру свя­то­го при­над­ле­жат так­же 24 по­сла­ния к раз­лич­ным ли­цам, крат­кая и про­стран­ная ре­дак­ции мо­на­стыр­ско­го Уста­ва.

Пре­по­доб­ный Иосиф пре­ста­вил­ся 9 сен­тяб­ря 1515 го­да и был по­гре­бен близ ал­та­ря Успен­ско­го хра­ма сво­ей оби­те­ли. Со­бо­ром 1578 го­да пре­по­доб­ный Иосиф был при­чис­лен Цер­ко­вью к мест­ночти­мым свя­тым, а в 1591 го­ду – к об­ще­рус­ским.

Цитата из «Ответа недоверчивым и рассказ короткий о святых отцах живших в монастырях, которые в русской земле находятся»:

Блаженные святые Отцы наши, которые в русской земле просияли, Антоний и Феодосий Печерские, и Сергий, и Кирилл, и Димитрий, и Дионисий, и Авраамий, и Павел, и другие ученики их, имели крепкий смысл и совершенную любовь к Богу и к ближнему. И как блаженный Антоний и Пахомий и прочие, которые в прежние годы были иноками, сохранившими все заповеди Божии, так и в нашей стране блаженные Антоний и Феодосий, и Сергий, и Варлаам, и Кирилл, и другие, о которых уже упомянули, святые Отцы все заповеди Божии соблюдали и Святого Духа благодати сподобились и показывают чудеса и исцеления, которые сотворили и ныне еще творят, потому что добродетельно и богоугодно пожили и живших с ними тому же учили и наставляли. Тот, кто хочет узнать о них верное и справедливое, да прочтет и решит разумно, как они бедственно и многотрудно жили и какую благодать от Владыки Христа сподобились принять, потому что узнал я от Божественных Писаний, от книги, называемой Патерик Печерский, о святом Антонии и Феодосии и о других святых, которые были в Печерском монастыре, что в одно время было тридцать чудотворцев и настоящих святых, которые могли бесов изгонять и болезни исцелять, и многие чудеса и знамения творить. Даже если прочитаем и все Божественные Писания, то не найдем ни в каком монастыре в одно и то же время столько чудотворцев, столько и таких удивительных чудес и знамений, как в этой Божественной церкви, и о тех святых и преподобных отцах, которые в монастыре этом были, и как постились, и мучения, и подвиги, и христоподобные страдания имели. Но не только тогда и в то время, но и прежде того и потом видели, как проходила их подвижническая и тяжкая, и трудная жизнь; а какое они имели попечение о монастырском благочинии и благочестии и силе, что они тогда творили, – никто ныне не может показать словом или делом. Никогда монастырь не был открыт, но всегда закрыт, и сторожа всегда стояли у ворот, так что самому державному и христолюбивому великому князю Изяславу, сыну Ярославову, внуку блаженного и издавна знаменитого и славного Владимира, не давали войти без благословения настоятеля.

Слышали мы о блаженном Сергии и о других святых от правдивых свидетелей, которые жили в те же годы, что только усердие и заботу они имели о пастве, но никакого невнимания или непослушания не пропускали; были милостивы, когда подобает, и строги, когда была в том потребность, обличали и понуждали к благому согрешавших, непослушающих же не оставляли следовать своим скорбям, но всячески бранили и отлучали от церкви и от еды. Такую бедность и бескорыстие имели в обители блаженного Сергия, что и книги не на пергамене писали, но на бересте. Сам же блаженный Сергий носил ризы такие небогатые и плохо сшитые, что часто не узнаваем был приходящими, которые считали его одним из просителей. Был же он всеми добродетелями украшен, душевными и телесными, ради них сподобился от Господа Бога великих дарований.

Тропарь, глас 5

Яко постников удобрение/ и отцев красоту,/ милости подателя,/ разсуждения светильника,/ вси вернии, сошедшеся, восхвалим/ кротости учителя/ и ересей посрамителя,/ премудраго Иосифа,/ российскую звезду,/ молящася Господу// помиловатися душам нашим.

Кондак, глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский,/ и страстная взыграния в ничтоже вменив,/ пустынный гражданин показался еси,/ многих быв наставник, Иосифе преподобне,/ монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва преподобному Иосифу Волоцкому

О, преблаженне и приснославне отче наш Иосифе! Ведуще твое велие к Богу дерзновение и к твоему твердому заступлению прибегающе, в сокрушении сердца молим тя: озари нас светом дарованныя тебе благодати и молитвами твоими помози нам бурное море жития сего преити безмятежно и пристанища спасения неблазненно достигнути: порабощени бо суще суетными, и грехолюбиви, и немощни еже от обышедших нас зол возникнути, к кому прибегнем, аще не к тебе, явившему неоскудеваемое богатство милости в земнем житии твоем? Веруем же, яко и по отшествии твоем множайшее стяжал еси дарование милосердовати бедствующим. Темже убо, припадающе ныне к цельбоносней иконе твоей, умиленно просим тя, святче Божий: сам искушен быв, помози и нам, искушаемым; постом и бдением поправый силу демонскую, и нас от нападений вражиих защити; препитавый гладом погибающих, и нам испроси у Господа изобилие плодов земных и вся яже ко спасению потребная; посрамивый еретическая мудрования, Церковь Святую от ересей и расколов, и смущений молитвами твоими огради: да тожде мудрствуем вси, единем сердцем славяще Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во вся веки. Аминь.

Дни памяти: 3 сентября (переходящая) – в Соборе Московских святых, 16 июля (переходящая) – в Собор Тверских святых, 22 сентября, 31 октября – Обре́тение мощей.