4. Устройство Русской Церкви и ее управление в киевский период. Монашество, богослужение

Цель занятия – рассмотреть устройство, управление, богослужение и монашескую жизнь в киевский период.

Задачи:

  1. Рассмотреть устройство церковной иерархии в киевский период.
  2. Рассмотреть взаимодействие церковной иерархии в константинопольским Патриархом и княжеской властью.
  3. Рассмотреть возникновение первых епархий.
  4. Дать представление о законах церковного управления.
  5. Рассмотреть богослужение данного периода и первые храмы.
  6. Дать представление о значении монашества в киевский период и рассмотреть устройство Киево-Печерского монастыря.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями кратко вспомнить какой была организация церковной жизни и управления и какими были отношения между Церковью и государством в Византии в эпоху принятия христианства на Руси[1].
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия, используя видеоматериалы.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу и, по возможности, ознакомиться с источниками, дополнительной литературой и видеоматериалами.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Нестор Летописец, прп. Повесть временных лет. [Электронный ресурс]. – URL:  https://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/povest-vremennyh-let/3  (дата обращения: 14.09.2017).
  2. Димитрий Ростовский, свт. Память преподобного отца нашего Антония Печерского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/580 (дата обращения: 14.09.2017).
  3. Димитрий Ростовский, свт. Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/390 (дата обращения: 14.09.2017).

Основная учебная литература:

  1. Знаменский П.В. История Русской Церкви. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1996.
  2. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2-х тт. Минск, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990.
  2. Макарий Булгаков, митр. История Русской Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-russkoj-tserkvi/ (дата обращения: 14.09.2017).

Ключевые понятия:

  • Церковь;
  • Иерархия;
  • Управление;
  • Митрополит;
  • Епископ;
  • Причт;
  • Храм;
  • Номоканон;
  • Кормчая книга
  • Епархия;
  • Монастырь.

Содержание (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Где находилась кафедра первых митрополитов на Руси?
  2. Какие были недостатки того, что митрополиты поставлялись из греков? Чем заканчивались попытки князей поставить митрополита из русских независимо от константинопольского Патриарха?
  3. В чем заключалась зависимость русских митрополитов от константинопольского Патриарха?
  4. Какой была роль церковной иерархии в общегосударственных делах?
  5. Что способствовало возникновению на Руси новых епархий?
  6. Какие правила церковной жизни содержатся в Кормчей книге? Что было привнесено в нее русскими авторами?
  7. Как было воспринято греческое богослужение на Руси? На каком языке совершались службы в русских храмах?
  8. Приведите примеры храмов, построенных в киевский период.
  9. Каким было значение монастырей? Что вам известно об основании и устройстве Киево-Печерского монастыря?

Иллюстрации:

Преподобный Антоний Великий. Икона середины XVI в.

Видеоматериалы:

Проф. Алекей Светозарский. Лекция 20. Состояние Русской Церкви от её первого митр. св. Михаила до избрания митр. Илариона.

Д.и.н. Александр Назаренко. Лекция 21. Состояние Русской Церкви от митр Илариона до избрания митр Климента Смолятича.

Проф. Алексей Светозарский. Лекция 22. Состояние Русской Церкви от митрополита Климента Смолятича до митрополита Кирилла II.

 

 

 

 

 



[1] См. тему «24. Церковно-государственные отношения и церковное управление в IV – XI вв.» в курсе «История Церкви».

 

1. Начало Русской митрополии

2. Митрополиты греки и попытки к избранию митрополитов из русских

3. Зависимость киевских митрополитов от Патриарха

4. Взаимоотношения церковной и гражданской иерархий

5. Первые епархии в России

6. Законы церковного управления

7. Общий взгляд на богослужение

8. Храмы

9. Монашество

10. Устройство Киево-Печерского монастыря

1. Начало Русской митрополии

Приступая к рассмотрению управления Русской Церкви, уместно вкратце вспомнить некоторые общие положения из области канонического права и его истории. Богоучрежденным и непреложным принципом организации церковного управления может считаться только то положение, чтобы церковь не была без епископа; там, где есть епископ, – есть и вся полнота жизни церковной, не нуждающаяся, с догматико-мистической точки зрения, ни в какой внешней санкции и контроле. Догматико-канонически церковь мыслится, как собирательная масса евхаристических общин, равных по количеству числу наличных епископов. Но на практике в таком атомистическом состоянии Церковь находилась, быть может, только в век апостолов. В живом процессе развития Церковь, сливаясь с жизнью народов прежде всего Римской империи, не могла не воспользоваться в своем благоустроении исторически-выработанными формами государственно-общественного управления и в частности системой административной централизации. Важно при этом помнить, что исторически сложившиеся таким образом формы церковного управления из чисто человеческих элементов сами по себе ни для какой частной церкви безусловно-обязательными быть не могут; принятие или неприятие их всецело зависит от ее доброй воли и должно основываться только на практических и условно-исторических соображениях. Само собой разумеется, что разумное уважение к историческому опыту предков и стремление к внешней гармонии всех частей Вселенской Церкви всегда брало и будет брать перевес при устройстве управления каждой частной Церкви. Ненормальные явления в этой сфере возникали именно от забвения вышеуказанного принципиального права частных церквей на совершенную в этом отношении свободу. Поэтому все, что выработано сильнейшими и старейшими, считается обязательным для слабейших и младших. Так смотрела на дело и наша славная и великая матерь, Церковь греко-восточная. Она выработала для себя, также случайно и стихийно, как происходят и все явления этого рода, как возникло и папство на Западе, систему административной централизации по образцу гражданского управления римской вселенной – oikoume'nh, границы которой приблизительно совпадали с границами Восточной Церкви. Получалось, таким образом, на Востоке, не столько по мотивам церковной жизни, сколько в соответствии с гражданскими диэцезами (генерал-губернаторствами), пять диэцизальных архиепископов или патриархов[1].

Русская Церковь была устроена в виде особой митрополии Константинопольского патриархата. Первым ее митрополитом был пришедший с Владимиром из Корсуня Михаил († 992). Все время его святительства прошло только в первоначальном распространении по России христианства, вследствие чего Русская митрополия при нем еще не успела устроиться. Первое правильное устройство дал ей преемник его Леонтий († 1008 г.), который в 992 г. разделил ее на епархии и назначил первых епархиальных епископов. Кафедру свою первые митрополиты до великого князя Ярослава имели в Переяславе, потом при Ярославе, когда был устроен киевский Софийский собор с митрополичьим домом, перешли на жительство в Киев.

2. Митрополиты греки и попытки к избранию митрополитов из русских

Русские митрополиты и избирались и посвящались в Греции самим Патриархом с согласия императора и, разумеется, из греков. В России они поэтому были люди чужие и по происхождению, и по языку, и по национальным симпатиям, и не возбуждали к себе особенного доверия ни в князьях, ни в народе. Нужно при этом иметь в виду и ту дурную репутацию, какой греки исстари пользовались на Руси и которая выразилась в заметке летописца: «суть бо Греци льстиви и до сего дне». Притом же на Русскую митрополию присылались даже не лучшие люди из греков. Из 25 митрополитов греков в первые четыре с половиной века существования Русской Церкви не более 5-6 человек заявили себя просвещением и благочестием. Таковы были: Георгий (с 1062 г.), человек образованный но, как чуждый пастырь, покинувший свою паству во время междоусобия детей Ярослава; преемник его Иоанн II (с 1077 г.), по свидетельству летописи, умудренный книгами, ласковый ко всем, смиренный, молчаливый и вместе с тем речистый, когда нужно было святыми книгами утешать печальных; Никифор I, известный своими посланиями к Мономаху. Другие только вскользь упоминаются в летописях, а об одном – Иоанне III (с 1089 г.) даже прямо замечено, что он был не книжен и прост умом.

Не мудрено, что у великих князей рано явилась мысль об избрании митрополитов из русских. После смерти митрополита Феопемпта греки 3 года не присылали нового митрополита. В это время только что кончилась война Ярослава с греками, в которой греки варварски ослепили 800 русских пленников.

И вот в 1051 году «Бог князю вложи в сердце» поставить митрополита из русских и собором русских же епископов, – поставлен был Иларион, священник княжеского села Берестова. Новый святитель, впрочем, в том же году испросил себе благословение Патриарха. Он был муж благочестивый, часто уединялся для молитвы в пещеру, которую выкопал в горе недалеко от своего села, и кроме того, был известен своим просвещением.

Несколько времени спустя, в конце XI века, видим еще митрополита из русских св. Ефрема, бывшего прежде придворным великого князя Изяслава, потом епископом Переяславским. И он был известен, как святой муж и чудотворец; свое управление и переяславской епископией, и митрополией он ознаменовал строением многих церквей, больниц и страннопримниц. Поставление на митрополию он, впрочем, получил не в России, а в Греции.

Попытки независимого поставления себе русского митрополита оканчивались неудачей – жестким сопротивлением со стороны Константинопольского Патриарха. Однако в 1162 г. назначение Царьградом своих митрополитов без ведома великого князя окончательно рассердило великого князя Ростислава и он сказал: «Если патриарх еще поставит митрополита без нашего ведома, то не только не приму его, но и закон сделаем вечный избирать и ставить митрополита из русских, с повеления великого князя». С этого времени при избрании на Русь митрополита в Греции действительно стали более соображаться с волей великого князя.

3. Зависимость киевских митрополитов от Патриарха

Сама возможность иерархических смут показывает, что Русской Церкви еще рано было помышлять о своей независимости от Церкви Греческой. Среди своей полуязыческой паствы и при неустойчивости гражданских основ удельного времени ей еще не на что было опереться внутри самой России. Митрополит, избранный дома и из своих людей, мог легко подвергаться разным случайностям княжеских счетов и усобиц, да и сам не мог возвыситься над этими счетами и усобицами – держаться в отношении к ним беспристрастно и независимо. Легко могло случиться и то, что враждующие между собой князья избрали бы для себя нескольких митрополитов в одно время, – тогда удельная рознь стала бы угрожать разделением самой Русской Церкви. Зависимость же митрополита от заграничной власти греческого Патриарха была невелика и не могла быть большой помехой ни для его собственной церковноправительственной деятельности, ни для самобытного развития местной церковной жизни. Греческая Церковь не стремилась к порабощению себе народов, как Церковь Римская. Русский митрополит с самого начала был поставлен совершенно самостоятельным первосвятителем своей Поместной Церкви; вся зависимость его от Патриарха ограничивалась только его избранием и посвящением от последнего, да еще обязанностью участвовать по возможности на патриарших соборах и в особенно важных или сомнительных случаях подчиняться определениям этих соборов. Внутри своего ведомства он вершил все церковные дела самостоятельно, или сам лично, или с собором местных епископов, которые часто собирались около него в Киеве. Решения его признавались окончательными и переносились на суд Патриарха чрезвычайно редко, чему, кроме политической независимости России от Греции, способствовали даже самая отдаленность их одной от другой и разные неудобства частых сношений.

4. Взаимоотношения церковной и гражданской иерархий

Взаимоотношения церковной иерархии с гражданской властью были таковы, что сами князья, начиная с Владимира, сами призывали митрополитов и епископов к участию в своих государственных делах; на княжеских советах и съездах на первом месте после князей видим духовенство. С самого начала существования Церкви определилась важная задача духовенства в нашей истории – содействовать развитию верховной власти. Самое единство русской иерархии способствовало ему к выполнению этой задачи, стягивая все уделы к Киеву, где сидел общий русский митрополит, и тем усиливая власть великого князя киевского. К той же цели направлялись и все политические назидания князьям лучших иерархов, всегда склонявших их к миру, единению и повиновению великому князю. Русские иерархи вступались почти в каждую усобицу князей, как общие миротворцы и ходатаи за общее благо народа. Например, митр. Никифор говорил князю киевскому Рюрику: «Князь! Мы поставлены от Бога в Русской земле, чтобы удерживать вас от кровопролития, да не проливается кровь христианская в Русской земле». Митр. Кирилл I, бывший пред самым нашествием монголов, в течение всего своего святительства ездил по России из конца в конец и везде мирил враждовавших князей. Где не действовали увещания, иерархи удерживали князей от усобиц грозой святительской клятвы. Во время княжеских переговоров послами постоянно видим тех же всеобщих миротворцев – духовных лиц; их слово было авторитетнее, чем слово мирских послов; притом же своим саном они были ограждены от обид, от которых тогда не спасало иногда и звание посла. Понятно, по какому образцу духовенство должно было воспитывать юную княжескую власть. Идеалом государства у него была Византийская империя, с которой одни иерархи, греки, были знакомы непосредственно, а другие, русские, через Кормчую, источник их юридической мудрости. Сами князья также смотрели на империю с благоговением.

5. Первые епархии в России

Церковная жизнь, однако, во многих отношениях и сама не могла не подвергаться влиянию удельного строя государства. Удельное деление Руси прежде всего отразилось на епархиальном делении. Первое разделение Русской Церкви на епархии, как мы видели, было произведено в 992 году митрополитом Леонтием. Всех епархий, устроенных тогда, летопись перечисляет 6: в Киеве, Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире Волынском и в Белгороде, но прибавляет к этому перечню, что тогда же поставлены были епископы и в другие города, может быть – в Тмуторакань, Туров и Полоцк, где сидели князьями дети Владимира. В течение последующего времени до половины XII в. открылось еще несколько епархий, так что всех стало 15, сверх митрополичьей Киевской: Новгородская, Ростовская, Владимирская на Волыни, Белогородская,

Черниговская, Юрьевская, Переяславская, Холмская, Полоцкая, Туровская, Смоленская, Перемышльская, Галицкая, Рязанская и Владимирская на Клязьме. Границы их близко совпадали с границами соответствующих им удельных княжеств.

Вследствие религиозного строя древнего общества всякий общественный союз сосредоточивался обыкновенно около какой-нибудь святыни, храма, и являлся, смотря по величине, в форме или прихода, или епархии. Новый удел, выделившись из старого, стремился сделаться самостоятельным и в церковном отношении, завести у себя особую епархию, потому что гражданская самостоятельность без церковной казалась неполной. Так, в XII в. после выделения новых удельных княжеств из старых, из Переяславского удела – Смоленского, из Волыни – Галицкого, из Черниговского – Рязанского, явились и новые епархии, Смоленская – в 1137 году, Галицкая – в 1157 году, Рязанская – в 1198 году. С падением удела уничтожалась и епархия; например, в конце XI в. после разорения половцами Тмуторакани пала и тамошняя епархия. Возвышение земли возвышало и ее епархию; в 1165 г. богатый Новгород выхлопотал своему владыке Иоанну титул архиепископа, – тогда еще первый и единственный на Руси. Далее, как ни крепко было единство Русской Церкви и как ни заботилась она о том, чтобы сохранить это единство, обычное стремление каждого удела к самостоятельности, к меньшей зависимости от Киева и к жизни особняком нередко отражалось и на церковных отношениях епархиальных епископов к митрополиту и стесняло его законные права и полномочия.

6. Законы церковного управления

Основанием для внутреннего церковного управления служил Номоканон, несомненно существовавший у нас в славянском переводе, потому что из него делали заимствования в свои уставы наши князья, правила его цитировали в своих сочинениях чисто русские авторы, например Феодосий Печерский и Кирик. Инок XVI века Зиновий Отенский сам видел в свое время два списка Кормчей от времен князей Ярослава и Изяслава, сына Ярославова перевода «первых переводник», по всей вероятности болгарские.

Кроме болгарского перевода древнейшей редакции Номоканона Иоанна Схоластика (VI века), у нас еще употреблялись списки Кормчей, содержавшие в себе Номоканон, известный под именем Фотиева, но еще в неполной до-Фотиевской редакции и без толкований. Русские пастыри в своих постановлениях делали применения Кормчей к потребностям русской жизни. Так появилось церковное правило митрополита Иоанна II в ответ на вопросы Иакова черноризца, с XIII века постоянно вносившееся в наши Кормчие. В нем содержатся постановления: относительно веры – против остатков язычества, общения с иноверцами в пище и посредством браков, против продажи христиан в рабство неверным, отступления от церкви; относительно семейной жизни – против сожития с женой без благословения церкви и незаконных браков; касательно церковного благочиния – о почитании святынь, соблюдении постов, неядении удавленины и мертвечины, о бесовских песнях, пирах по монастырям; касательно иерархии – об отношении епископов к митрополиту и епархиальном управлении, против пьянства и неблагочиния иереев и монахов. Вместе с правилом Иоанна в русские Кормчие с XIII века постоянно вносилось другое замечательное в церковно-историческом отношении сочинение: Вопросы Кирика (новгородского иеродиакона) и ответы на них разных епископов и других духовных лиц; они живо изображают дух своего времени, церковные обычаи, остатки язычества, характер современной религиозности и состояние нравов в духовенстве и народе.

7. Общий взгляд на богослужение

Христианская письменность была доступна, разумеется, только людям грамотным; народная же масса, как и везде, особенно в новопросвещенных странах, училась вере и приобретала христианское настроение главным образом через церковное богослужение. Богослужение это, совершавшееся у нас с самого начала на родном славянском языке, было самым могущественным миссионерским и просветительным орудием Православной Церкви и более всего способствовало водворению ее в русской земле. Действие его на народ было обусловлено еще и тем, что до введения христианства русские славяне почти вовсе не имели у себя общественных богослужебных обрядов; оно было для них в собственном смысле первым общественным богослужением и, будучи принесено из Греции уже в полном развитии всех своих обрядов, до того поражало их своим благолепием и величием, что все старые народные игрища и обряды сразу получили пред ним значение одной только игры и пустого народного увеселения. Не мудрено, что первые просветители русских славян, иерархи и князья, заботились о размножении храмов Божиих еще более, чем о размножении школ и книг. Построение церквей и снабжение их иконами, сосудами, облачениями, книгами и всякими необходимыми принадлежностями поставлялись в числе особенно важных подвигов благочестия, которые современные летописи восхваляли при воспоминании почти о всех более замечательных духовных и светских лицах.

8. Храмы

Первый русский князь-христианин, святой Владимир, повелел по крещении народа «рубить церкви по градам». В Киеве он сам поставил церковь во имя святого Василия (своего ангела по христианскому имени) на холме, где стоял идол Перуна. Другую церковь каменную во имя Успения Богородицы он построил на месте убиения варягов Феодора и Иоанна с помощью греческих мастеров, которые строили ее 5 лет (до 996 г.), украсил ее серебром и златом и назначил на содержание ее десятину от своего имения и своих городов, от чего она и была названа Десятинной. Осталось после него несколько других церквей, – в Берестове, в Василеве, Вышгороде и проч.

После Владимира усердными строителями церквей явились его дети – Мстислав и Ярослав. Первый выстроил собор Спаса в Чернигове, второй – богатую киевскую Софию наподобие Софии цареградской, церковь Благовещения на Златых вратах Киева, «да радость будет граду тому всегда святым Благовещением», церкви в киевских монастырях святого Георгия (ангела великого князя) и святой Ирины (ангела его супруги). Сын его Владимир построил Софию новгородскую. Владимир Мономах построил соборы в Ростове и Смоленске, сын его Юрий – в Суздале, Андрей Боголюбский – богатейший собор Успения во Владимире и монастырь Боголюбов и т.д. Много церквей построено нашими архипастырями, частными лицами и целыми народными общинами. С течением времени церквей, особенно по городам, стало очень много, о чем можно судить по известиям летописей о разных городских пожарах; например в 1124 году в Киеве сгорело до 600 церквей, во Владимире в 1185 году – 32, в Новгороде в 1217 году – до 20 только в одной половине города и т.д. Церкви, впрочем, были большей частью деревянные. Каменных было немного, для постройки их обращались обыкновенно к помощи греческих или немецких мастеров. При известии о возобновлении суздальского собора в 1193 году летописец, как о чуде, замечает, что епископ Иоанн не искал для того мастеров от немцев, а довольствовался своими русскими.

9. Монашество

Преподобный Антоний Великий. Икона середины XVI в.Главным средоточием святой жизни были монастыри. За стенами монастыря грубым страстям давался полный простор; в монастыре был совершенно другой мир, где дух господствовал над плотью, мир дивных сказаний об иноческих подвигах, видениях, чудесах, сверхъестественной помощи в борьбе с бесовской силой. Подвиги монахов – богатырей духа – были поразительнее всех прежних подвигов богатырей физической силы, сияли, как выражался святитель Кирилл Туровский, выше мирской власти. Этим объясняется стремление в монастырь всех лучших людей времени, стремление по крайней мере хоть перед смертью облечься в иноческий образ, которое церковь должна была даже сдерживать. Игумен Поликарп с трудом уговорил отказаться от пострижения великого князя Ростислава, представляя ему, что князьям Бог повелел жить в миру, творить суд и правду и соблюдать данную присягу. Умирая без пострижения, Ростислав горько жаловался на то, что его удержали от монашества. Некоторые поучения старались внушать, что не спасут человека один пост и черные ризы, когда он имеет злобу и неправду делает. Монастыри стали появляться у нас с самого начала христианства в Киеве и Новгороде. «Много монастырей, – говорит летописец, – поставлено от князей и бояр, но не таковы они, как те, которые поставлены слезами, постом и бдением». Таким монастырем, какой был нужен для юного христианского общества, со времен Ярослава и Изяслава явился монастырь Киево-Печерский, основанный преподобными Антонием и Феодосием.

10. Устройство Киево-Печерского монастыря

Киево-Печерский монастырь был основан в 1062 году. В этом же году игуменом в нем стал ученик прп. Антония прп. Феодосий. С самого же начала своего игуменства он принялся за устроение монастыря. Число братии возросло до 100, и он позаботился введением между ними общежития. По его просьбе, из Царьграда был прислан устав Студийского монастыря, который и был положен в основание жизни в Печерском монастыре. Святой игумен принимал живейшее участие в спасении каждого брата, давал каждому спасительные советы, поучал братию в церкви; свои поучения говорил он тихо, с мольбой; во время обличительной речи из глаз его текли слезы. Он часто обходил келий, чтобы узнать, нет ли у кого, сверх общих, своих вещей, пищи или одежды, и все подобное предавал огню. Даже ночью неусыпный игумен, ходя по монастырю, слушал у дверей келий, что делает каждый брат, и если слышал праздную беседу сошедшихся монахов, то ударял в дверь жезлом, а наутро обличал виновных. В положенное время ворота обители запирали и никого не пускали ни в монастырь, ни из монастыря. Вратарь однажды не пустил в монастырь самого великого князя.

Первыми добродетелями иноческой дисциплины были послушание и смирение. Вся жизнь иноков проходила в долгих церковных службах и тяжких трудах. Пища была скудная и малопитательная, да и ее многие вкушали в самом малом количестве и через день. О материальном обеспечении монастыря не заботились ни игумен, ни братия, твердо веруя, что Питающий птиц небесных пропитает и Своих рабов; случалось, что с вечера не знали, чем будут питаться завтра; при всем том монастырь на последние средства помогал нищим. Когда обитель несколько обогатилась, прп. Феодосий отчислил на бедных десятую часть ее доходов и устроил особый двор, где жили нищие, калеки и больные; кроме того, каждую субботу из монастыря отсылался воз хлебов по тюрьмам.

Прп. Феодосий был во всем примером для братии. Никогда не видали его праздным; он носил воду, рубил дрова, работал в пекарне; ел один сухой хлеб и щи без масла; лежа не спал, а только дремал немного сидя и, очнувшись, спешил продолжать свою непрестанную молитву; тела никогда не мыл, кроме лица и рук; одежду носил в заплатах, так что в этом нищем старце нельзя было и узнать знаменитого игумена, которого уважал сам великий князь. Раз он возвращался ночью от Изяслава. Возница не знал его и сказал грубо: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах; ступай на лошадь, а меня пусти в колесницу». Феодосий смиренно послушался и повез слугу. Последний со страхом узнал свою ошибку, когда увидел, как Феодосию кланялись, слезая с коней, встречные бояре, но Феодосий успокоил его и накормил в монастыре. Он часто ходил с наставлениями в дома мирян, своих духовных чад; по ночам иногда ходил в жидовскую часть Киева спорить с евреями, желая или обратить их ко Христу, или потерпеть от них мучение. Бедные, угнетенные в судах, находили в нем заступника, и судьи перерешали дела по просьбе уважаемого игумена.

Прп. Феодосий имел большой вес у князя Изяслава. Когда Святослав отнял престол у Изяслава, один Печерский монастырь оставался верен изгнанному великому князю. Святослав, однако, терпеливо выслушивал обличения в неправде от прп. Феодосия и не смел гневаться на него. Однажды Феодосий, придя к князю, застал у него музыку, песни и пляски скоморохов. Святой сел поодаль и со слезами заметил Святославу: «Будет ли так на том свете?». Великий князь велел прекратить игры, и с тех пор они всегда умолкали, когда докладывали о приходе Феодосия. Святослав так уважал святого мужа, что говаривал ему: «Если бы отец мой встал из мертвых, я так не обрадовался бы ему, как твоему приходу». Так же относились к прп. Феодосию многие бояре. Между ними замечателен варяг Шимон, обращенный Феодосием из латинства, известный по своему участию в строении печерской церкви. В 1074 году 3-го мая великий игумен преставился, обещав перед кончиной молиться за монастырь и быть непрестанно духом с братией.

Проверочные вопросы:

  1. Где находилась кафедра первых митрополитов на Руси?
  2. Какие были недостатки того, что митрополиты поставлялись из греков? Чем заканчивались попытки князей поставить митрополита из русских независимо от константинопольского Патриарха?
  3. В чем заключалась зависимость русских митрополитов от константинопольского Патриарха?
  4. Какой была роль церковной иерархии в общегосударственных делах?
  5. Что способствовало возникновению на Руси новых епархий?
  6. Какие правила церковной жизни содержатся в Кормчей книге? Что было привнесено в нее русскими авторами?
  7. Как было воспринято греческое богослужение на Руси? На каком языке совершались службы в русских храмах?
  8. Приведите примеры храмов, построенных в киевский период.
  9. Каким было значение монастырей? Что вам известно об основании и устройстве Киево-Печерского монастыря?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Нестор Летописец, прп. Повесть временных лет. [Электронный ресурс]. – URL:  https://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/povest-vremennyh-let/3  (дата обращения: 14.09.2017).
  2. Димитрий Ростовский, свт. Память преподобного отца нашего Антония Печерского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/580 (дата обращения: 14.09.2017).
  3. Димитрий Ростовский, свт. Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/390 (дата обращения: 14.09.2017).

Основная учебная литература:

  1. Знаменский П.В. История Русской Церкви. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1996.
  2. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2-х тт. Минск, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990.
  2. Макарий Булгаков, митр. История Русской Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-russkoj-tserkvi/ (дата обращения: 14.09.2017).

Видеоматериалы:

Проф. Алекей Светозарский. Лекция 20. Состояние Русской Церкви от её первого митр. св. Михаила до избрания митр. Илариона.

Д.и.н. Александр Назаренко. Лекция 21. Состояние Русской Церкви от митр Илариона до избрания митр Климента Смолятича.

Проф. Алексей Светозарский. Лекция 22. Состояние Русской Церкви от митрополита Климента Смолятича до митрополита Кирилла II.

 

 


[1]   Пять юрисдикции христианских патриархов в период ранней церкви: Рим, Антиохия, Александрия, Иерусалим и Константинополь. См. курс «История Церкви».