40. Седьмая заповедь Блаженства

Цель занятия:

понять содержание и значение седьмой заповеди блаженства

Ожидаемые результаты:

  • понимание смысла седьмой заповеди
  • понимание обетования седьмой заповеди
  • знание примеров святых, исполнивших седьмую заповедь
  • формирование желания исполнить седьмую заповедь блаженства

Использованная литература:

  1. Потапов В., прот. Блаженства Евангельские. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/blazhenstva-evangelskie-potapov (дата обращения 03.05.2017).
  2. Николай Сербский (Велимирович), свт. Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств. – М.: Покров, 2003.

Дополнительная литература:

  1. Иоанн Кронштадтский, прав. Беседы о блаженствах евангельских // Иоанн Кронштадтский, прав. Полное собрание сочинений. – СПб.: 1993. Т. 1. Беседа 9.
  2. Игнатий Брянчанинов: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom1_asketicheskie_opyty/53

Ключевые понятия:

  • Заповеди блаженства
  • Мир
  • Миротворцы

Словарь урока:

  • Примирение
  • Сыны Божии
  • Обида
  • Прощение
  • Прощеное воскресенье

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Что означает слово «мир»?
  2. Что означает возглас священника «Мир вам»?
  3. Кто такие миротворцы?
  4. Как учил Иисус Христос о мире?
  5. Как Иисус Христос творил мир вокруг Себя?
  6. Как учил творить мир вокруг себя преподобный Серафим Саровский?
  7. В чем выражается в человеке примирение с Господом?
  8. Как связано прощение ближних с личным покаянием человека?
  9. Как научиться прощать ближних?
  10. Почему Господь в седьмой заповеди блаженства обещает усыновление Богу?
  11. В чем особенность подвига святых Бориса и Глеба?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме и беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме.

Выполнение детьми письменного задания.

Видеоматериалы:

  1. Мульткалендарь. 6 августа. «Святые благоверные князья страстотерпцы Борис и Глеб»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 35. «Святые Борис и Глеб»:

  1. Мультсериал «Повесть временных лет». Выпуск 20. «Святые страстотерпцы Борис и Глеб»:

1) Иисус Христос как примиритель

2) Миротворцы

3) Слово «мир» как приветствие

4) Мир Христов

5) Святые отцы о мире и миротворцах

6) Связь покаяния с прощением

7) Примирение с ближними

8) Святые страстотерпцы Борис и Глеб

На церковнославянском:

7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

В русском переводе:

7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

1) Иисус Христос как примиритель

Наш Творец – есть Бог мира. Отец Небесный послал на землю Сына Своего Единородного Иисуса Христа, чтобы примирить человека с Богом. Апостол Павел вдохновенно говорит о Христе-Примирителе: «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» (Кол.1:19-22).

Царство Божие – это царство мира. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам...» (Ин.14:27), – сказал Господь Иисус Христос. И еще: «Cue сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир» (Ин.16:33). Мир во Мне и мир Мой значит мир, приобретаемый по завету, учению и примеру Христа. Эти слова Спасителя говорят о том самом мире, который апостол Павел перечисляет среди плодов Духа Святого (Гал.5:22), который и «есть мир Божий, превосходящий всякий ум» (Флп.4:7).

2) Миротворцы

Когда в Вифлееме иудейском родился Христос, ангелы воспели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк.2:14). Вражда и борьба еще продолжают царить на земле, но во Христе этой греховной вражде положен предел, ибо Царство Божие уже начало осуществляться. Оно осуществляется прежде всего в сердцах отдельных людей-миротворцев. Миротворцы имеют в душах своих мир с Богом и с другими людьми и излучают его на всех окружающих и распространяют этот благодатный мир вокруг себя; они назовутся, по слову Христову, сынами Божиими.

3) Слово «мир» как приветствие

Слово «мир» было формой приветствия у древних народов. Израильтяне и до сих пор приветствуют друг друга словом «шалом». Это приветствие употреблялось и во дни земной жизни Спасителя. Древнееврейское слово «шалом» многогранно по своему смыслу. В переносном смысле слово «шалом» означало добрые отношения между разными людьми, семьями и народами, между мужем и женой, между человеком и Богом. Поэтому антонимом, противоположением этого слова, не обязательно была «война», но скорее все, что могло нарушить или уничтожить индувидуальное благополучие или добрые общественные отношения. В этом широком смысле слово «мир», «шалом» обозначало особый дар, который Бог даровал Израилю ради Своего с Ним Завета, т.е. договора, потому что совсем особым образом это слово выражалось в священническом благословении.

Именно в этом смысле это слово-приветствие употреблялось Спасителем. Им Он приветствовал апостолов, как об этом повествуется в Евангелии от Иоанна: «В первый день недели (по воскресении Христа из мертвых)...пришел Иисус, и стал посреди (учеников Своих) и говорит им: мир вам!» И затем: «Иисус сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин.20:19, 21). И это не просто формальное приветствие, как часто случается в нашем человеческом обиходе, Христос совершенно реально облекает Своих учеников в мир, зная, что предстоит им пройти сквозь бездну вражды, преследований и через мученическую смерть.

4) Мир Христов

Это тот мир, о котором в посланиях апостола Павла говорится, что он не от мира сего, что он - один из плодов Святого Духа. Что он, этот мир – от Христа, «ибо Он есть мир наш» (Еф.2:14).

Вот почему за богослужениями православной и других христианских церквей епископы и священники так часто и многократно благословляют народ Божий крестным знамением и словами: «мир всем!» Вот где вся глубина значения этих слов, смысл которых в том, чтобы нас напитать, наполнить тем миром, который никто не может отнять от нас – миром Христовым.

Мир Христов освобождает человека от всякого беспокойства и страха; от заботы о том, что есть и пить, или во что одеться; сердце, наполненное им, неподвластно смущению или робости даже в самых ужасных обстоятельствах, даже в страданиях и смерти. И только пребывающий в таком мире может вдохновенно сказать, вслед за апостолом Павлом: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание. Но всё cue преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:35-39).

Мир Христов и есть выражение такой любви Божией, о которой пишет апостол Павел, но он отнюдь не освобождает от противостояния злу. Христос говорил, что Он Сам будет причиной многих потрясений и вражды между людьми. Об этом мы читаем в Евангелии от Матфея: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следут за Мною, тот не достоин Меня.Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф.10:34-39).

Таким образом, миротворцем называется тот, кто свидетельствует о Христе, кто бесстрашно берет свой крест и отдает свою жизнь за Господа, кто являет в своей жизни правду и любовь и мир Христовы.

5) Святые отцы о мире и миротворцах

«Мир Божий, – пишет святитель Игнатий Брянчанинов, - сопутствуется явственным присутствием в человеке Святого Духа; он – действие Святого Духа». Преподобный Серафим Саровский в своей замечательной беседе о стяжении Святого Духа, вдохновенно выразил истину о могучем воздействии миротворца на человеческое общество: «Стяжи мирный дух и тысячи спасутся вокруг тебя».

«Не может душа иметь мира, – поучает старец Силуан Афонский, – если она не будет поучаться в законе Божием день и ночь, ибо закон сей написан Духом Божиим, а Дух Божий от Писания переходит на душу, и душа чувствует в этом услаждение и приятность…».

«Если возможно, – наставляет нас апостол Павел в послании к Римлянам, – будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, – продолжает апостол, – если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:18-21).

6) Связь покаяния с прощением

Главное дело жизни христианина – покаяние. Греческое слово «метанойиа», которое на славянский и русский языки переводится словом «покаяние» означает, в дословном переводе, - «перемена ума». Смысл этого слова в том, что наш ум, наша воля движутся по неверному, гибельному пути, имеют перед собой ложную цель; и что следует изменить это направление ума и воли, направив их на правильную, спасительную дорогу.

Но не менее содержательно и русское слово «покаяние» или «раскаяние». Как и слово «окаянство», эти понятия связаны с именем Каина-убийцы, о котором мы читаем в начале первой ветхозаветной книги Бытия. Каин не только нарушил волю Божию и переступил запрет, как его родители Адам и Ева, но он пал еще ниже, оскверив свою совесть и саму землю пролитием крови своего брата – Авеля. Он нарушил мир с Богом и братом. Каин – родоначальник вражды. Покаяние, таким образом, процесс отказа от образа Каина в самом себе, снятие со своего сердца каиновой печати.

Покаяние начинается с ясного осознания той пропасти, которая, по нашей воле, утвердилась между нами людьми и правдой Божией. Невозможно истинное покаяние и истинное духовное совершенство без прощения друг другу взаимных обид. Христос предупреждает: «Коли вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15).

7) Примирение с ближними

Kоpни обиды глубоко сидят в человеческом сердце. Иной раз с болью приходится исторгать эти корни. Но как только найдем силу вырвать и отбросить в сторону то, что так болезненно и крепко сидело в самой глубине души, что мешало воцарению мира в наших взаимоотношениях с людьми, так сразу на смену темному и беспокойному чувству приходит светлая радость прощенной обиды, возможность дерзновенно молить Отца нашего Небесного: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф.6:12).

Без примирения с ближними не имеют значения ни пост, ни говение, ни молитвы, ни жертвы. Что мешает нам примириться с ближними? Гордость. Ее надо преодолевать, ибо из-за гордости нет мира между людьми, от нее происходят всякие ссоры, она причина всякого зла. Нужно смирить себя и найти силы для борьбы со своей гордыней. Вот почему Православная Церковь установила накануне Великого Поста умилительный обряд прощения, во время которого готовящиеся пойти по пути поста просят друг у друга прощения взаимных обид.

Все мы виноваты друг перед другом. Любой наш грех, даже самый скрытый, даже мысленный и не вполне нами осознанный, все же причиняет вред всем и каждому и всему миру. Все человечество имеет единую сущность, и то, что происходит в одном человеке, тем или иным образом передаётся всем. Иногда можно проследить, как невидимый грех одного влияет на других. Вот вошел в комнату злой или даже не злой, а просто омраченный человек. Его мрак отражается в его взгляде, в недоброй улыбке. Иногда простая встреча с таким взглядом, такой недоброй улыбкой может испортить настроение других людей и увеличить их собственное душевное омрачение или злость. Напротив, даже молчаливое присутствие не только святого человека, но появление обыкновенного, доброго человека, его взгляд, его улыбка, голос могут утешить, внести радость и мир. Сколько света и радости нередко вносят дети одним своим присутствием. Таким образом, мы все ответственны друг перед другом и несем перед другими ответственность не только за то, что мы сделали или подумали плохое, но и за то, что мы не сделали достаточно доброго.

Кто говорит, что имеет Христа в себе, тот тем самым утверждает, что имеет мир в душе своей. Только со Христом мы можем добиться мира в душе, а без Него никогда не добьемся. Апостол Павел много говорит о примирении с Господом. Однако это примирение означает не сделку между нашей волей и волей Божьей, но полное и радостное подчинение нашей воли воле Божьей. Апостол Павел говорит и о нашем примирении с остальными людьми. Это примирение означает согласие между нашей волей и волей других людей. Люди пытались договориться и прийти к согласию между собой тысячи лет, но не примирились. Поэтому апостол Павел утверждает, что добиться мира между людьми можно лишь через всеобщее признание воли Божьей.

Апостол Петр спрашивал Господа: сколько раз прощать должнику, семь ли раз? На это Христос ответил: «Не до семи раз, но до седмижды семидесяти paз» (Мф.18:22), то есть прощать надо постоянно.

Мы должны направлять своё духовное усилие, обрести «мирный дух», чтобы оказывать мирное воздействие на ближних, чтобы, по слову преподобного Серафима Саровского, «тысячи вокруг нас спаслись». Для того, чтобы это произошло, нужно в самом себе развивать доброжелательство к каждому человеку. Надо приучиться находить и видеть в душе каждого ту сторону его натуры, которая особенно восприимчива к добру. Необходимо войти в круг интересов ближнего и приспособиться к его понятиям и склонностям. Это постоянно делал апостол Павел, который в первом послании к Коринфянам пишет: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона» (1 Кор.9:20-22).

Обращая внимание на хорошие качества человека, ему присущие, а не только на его недостатки, прощая человеку его оплошности и грехи, мы этим принимаем участие в его духовном восстании и оживлении, в его примирении с Богом. Обращая внимание на добро в человеке, мы совершаем миссионерское дело привлечения его во Двор Христов, где «празднующих глас непрестанный и бесконечная сладость зрящих Господнего лица красоту неизреченную». Осуществив это, мы соделаемся сынами Божиими по благодати.

8) Святые страстотерпцы Борис и Глеб

Святые Борис и Глеб были младшими сыновьями Киевского князя Владимира Красное Солнце. Родившиеся незадолго до Крещения Руси братья принадлежали к самому первому поколению русских людей, воспитанных в христианской вере. Когда они достигли совершеннолетия, отец поставил Бориса князем в Ростов, а Глеба – в Муром.

Однажды разведчики донесли Владимиру о том, что на Русь идут печенеги. Великий князь был в ту пору тяжело болен. Понимая, что сам он не сможет встать во главе войска, Владимир вызвал из Ростова Бориса, дал ему в подчинение свою дружину и отправил в поход против степных кочевников. Вскоре Владимир скончался. В это время в Киеве находился Святополк, старший брат Бориса и Глеба. Воспользовавшись ситуацией, он тут же объявил себя великим князем Киевским.

Когда Борис с войском возвращался из похода, ему сообщили о смерти отца и о том, что произошло в Киеве за время его отсутствия. Воеводы тут же стали уговаривать его пойти на Святополка и занять отцовский престол, поскольку в распоряжении Бориса была вся киевская дружина. Но святой князь не хотел устраивать междоусобной резни и распустил отцовских воинов со словами: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Однако Святополк не поверил искренности Бориса. Стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и дружины, он послал к нему наемных убийц. После этого Святополк столь же вероломно умертвил Глеба.

Можно по-разному оценивать поступок князей Бориса и Глеба. Но есть в этой истории одно важное обстоятельство, которое нам сегодня трудно понять без дополнительных пояснений. Дело в том, что при династийном преемстве власти в те далекие времена даже убийство ближайших родственников не считалось чем-то зазорным. А полноту прав на наследуемый престол обеспечивала военная сила, на которую опирался претендент. И вот Борис, имея у себя под началом всю киевскую дружину, вдруг отказывается от прихода к власти, потому что для этого ему пришлось бы убить старшего брата. Вслед за ним из тех же соображений отказывается от власти и Глеб. Ценой собственной жизни они утверждают среди русской аристократии совершенно новый, невиданный ранее идеал отношений. После жертвенного подвига Бориса и Глеба уже никто из русских князей не мог успокоить свою совесть тем, что в борьбе за власть все средства хороши.

Проверочные вопросы:

  1. Что означает слово «мир»?
  2. Что означает возглас священника «Мир вам»?
  3. Кто такие миротворцы?
  4. Как учил Иисус Христос о мире?
  5. Как Иисус Христос творил мир вокруг Себя?
  6. Как учил творить мир вокруг себя преподобный Серафим Саровский?
  7. В чем выражается в человеке примирение с Господом?
  8. Как связано прощение ближних с личным покаянием человека?
  9. Как научиться прощать ближних?
  10. Почему Господь в седьмой заповеди блаженства обещает усыновление Богу?
  11. В чем особенность подвига святых Бориса и Глеба?