39. Шестая заповедь Блаженства

Цель занятия:

понять содержание и значение шестой заповеди блаженства

Ожидаемые результаты:

  • понимание смысла шестой заповеди
  • понимание обетования шестой заповеди
  • знакомство со способами хранения сердечной чистоты
  • знакомство с Иисусовой молитвой
  • знание примеров святых, давших нам пример сердечной чистоты
  • формирование желания исполнить шестую заповедь блаженства

Использованная литература:

Потапов В., прот. Блаженства Евангельские. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/blazhenstva-evangelskie-potapov (дата обращения 03.05.2017).

Дополнительная литература:

  1. Николай Сербский (Велимирович), свт. Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств. – М.: Покров, 2003.
  2. Иоанн Кронштадтский, прав. Беседы о блаженствах евангельских // Иоанн Кронштадтский, прав. Полное собрание сочинений. – СПб.: 1993. Т. 1. Беседа 8.
  3. Игнатий Брянчанинов: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom1_asketicheskie_opyty/53

Ключевые понятия:

  • Заповеди блаженства
  • Чистота сердца

Словарь урока:

  • Узрение Бога
  • Иисусова молитва
  • Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Кто из людей может чувствовать близость Бога?
  2. Каких людей можно назвать чистыми сердцем?
  3. Что означают слова Спасителя «Светильник для тела есть око»?
  4. Почему счастливы чистые сердцем?
  5. Кого из святых вы могли бы привести в пример чистого сердцем человека?
  6. Что можно делать, чтобы достичь сердечной чистоты?
  7. Какую молитву называют Иисусовой?
  8. Почему Иисусову молитву называют иначе «умной» молитвой?

Ход урока:

Рассказ учителя по новой теме и беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Мульткалендарь. 13 мая. «Святитель Игнатий Брянчанинов»:

  1. Телепроект «Рассказы о святых». «Праведный Филарет Милостивый, Пафлагонянин»:

1) Чистота сердца

2) Узрение Бога

3) Значение Иисусовой молитвы

4) Кто заповедь исполнил. Святитель Игнатий (Брянчанинов)

На церковнославянском:

6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

В русском переводе:

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

1) Чистота сердца

В этой заповеди Иисус Христос внушает нам заботиться о стяжании чистоты сердца. Сердце – источник и хранитель нашей духовной жизни. Сердце – это духовное око, которым мы созерцаем невидимое для телесных очей и непостижимое для разума. Способность к духовному созерцанию исключительно зависит от чистоты сердца. «В Нагорной проповеди Господь сказал: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то всё тело твое будет темно» (Мф.6.22-23).

Чистое сердце и связанное с ним видение Бога настолько высокое духовное понятие, что трудно дать ему определение. Можно его только приблизительно описать. По словам святого праведного Иоанна Кронштадтского чистое сердце – «кроткое, смиренное, нелукавое, простое, доверчивое, нелживое, неподозрительное, незлобивое, доброе, некорыстное, независтливое, непрелюбодейное».

2) Узрение Бога

Согласно преподобному Иоанну Лествичнику – «Чистота есть усвоение бестелесного естества», то есть чистому сердцем открывается жизнь, сокрытая от физических глаз – жизнь духовного мира. «Соделавший сердце своё чистым, – пишет преподобный Симеон Новый Богослов в Добротолюбии, – не только познаёт смысл и значение вещей второстепенных и после Бога сущих, но прошедши все их, видит и самого Бога – в чем крайний предел благ».

Чистые сердцем – это люди, которые способны ясно видеть реальность Божьего присутствия, и которые могут провозгласить вместе с псалмопевцем: «Господь – свет мой и спасение моё: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? … Одного пpoсил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во всe дни жизни моей... Сердце моё говорит от Тебя: «ищитe лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи» (Пс.26:1, 4, 8).

Чистое сердце хранит слово Божие, как посеянное семя в притче Христа о сеятеле: «А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плодов в терпении» (Лк.8:15).

Увидеть Бoгa – высшее блаженство. Вот почему чистое сердце постоянно ищет лицезрения Божия, не желает ничего, кроме света Его в глубине своей души и стремится жить в совершенной чистоте. Так жила Божия Матерь. Мы называем Деву Марию «Пречистой» – не только в телесном отношении, но также благодаря Ее духовной целостности. Сердце Ее было чистым, ум Ее был здравым, душа величала Господа, дух ликовал в Боге, Ее Спасителе, и тело Ее было духовным храмом.

Чистый образ Божией Матери вдохновлял и продолжает вдохновлять святых на хранение сердца в чистоте. Святые живут так, чтобы никогда не допустить в сердце свое противных Богу помыслов. Исаак Сирин в одном из своих сочинений указывает на пример сердечной чистоты преподобного Сисоя. Сисой совершенно отрешился от мирских желаний и помышлений и, достигши первоначальной простоты, стал как бы младенцем, только без младенческих недостатков. Преподобный Сисой даже спрашивал ученика своего: «Ел ли я, или не ел?» Но, будучи для мира младенцем, он для Бога был совершен душой. Читая это невольно вспоминаешь слова Христовы: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3).

Чистота сердца необходимое условие для единства с Богом. Святой Григорий Нисский об этом пишет в своем шестом слове «О Блаженствах»: «...Человеку, очистившему зрение души своей, предлагается радостное видение Бога. Так учит нас Слово (т.е. Господь Иисус Xpистос), когда говорит нам, что «Цapcmво Божие внутри вас есть» (Лк.17:12). Это-то учит нас, что человек, очистивший душу свою от всяких страстных побуждений, отобразит своей внутренней красотой подобие oбpaзa Божественного... Доброй жизнью смывай грязь, прилипшую к сердцу твоему, и тогда воссияет боговидная красота твоя».

Aпостол Павел писал об этом же и в своих пастырских посланиях: «Для чистых все чисто, – пишет апостол в послании к Титу, – а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит.1:15).

Во втором послании к Тимофею мы читаем: «Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2Тим.2:21-22).

Авва Пимен, опытный в хранении сердца подвижник благочестия, наставляет: «Когда горшок снизу подогревается огнём, то ни муха, ни иное какое насекомое или пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же простывает, то садятся на него: то же бывает и с человеком: доколе он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его».

3) Значение Иисусовой молитвы

Но что делать, если нет у нас чистого сердца? Как очистить его от всякой скверны? Прежде всего, надо молиться, чтобы Господь даровал нам духовное прозрение, чтобы даровал нам Духа Святого, который всё проницает, всё видит. Такая молитва всегда бывает услышанной, ибо Господь обещал: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк.11:13). Молящееся сердце, наполненное сокрушением, Богу приятно, ибо, как сказано в 50-ом псалме: «Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.50:19). Искренняя молитва согревает сердце, возбуждает благоговейное умиление и привлекает к себе очищающую и освящающую благодать Божию. Так и Церковь учит нас очищать сердце теплой молитвой. В Каноне ко Святому Причащению мы читаем: «Слезные ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающия» (песнь 3).

Молитва изгоняет из сердца лукавство – это порождение Сатаны, врага нашего спасения. Нужно упражняться в частом и благоговейном призывании имени Иисуса Христа. Сказал Спаситель: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк.16:17). Частое призывание с верой и благоговением этого сладчайшего имени в так называемой умной или Иисусовой молитве способно не только изгнать из сердца все нечистые его движения, но и наполнить eго высоким блаженством, то есть небесной радостью и миром: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Молитву эту творят вслух или тихо, про себя, или лишь мысленно, медленно, со вниманием и в сердце, свободном от всего постороннего. Посторонними являются не только земные интересы, но также разного рода ожидания ответов, всякого рода мечтательность, любопытные вопросы и игра воображения.

4) Кто заповедь исполнил. Святитель Игнатий (Брянчанинов)

У святителя Игнатия в монастыре был наместник, видный по лицу и росту, деятельный, талантливый в различных областях, любимец многих. Выходец из крестьян, он очень дорожил высоким положением, которого достиг в монастыре.

Однажды приехал к нему родной брат, простой деревенский мужичок в сером кафтане. Cамолюбивому наместнику стыдно стало принять такого брата: он отказался от него и выслал вон. Тот очень огорчился и рассказал о своей беде кому-то из монахов. Дошла эта история и до святителя Игнатия. Тот немедленно приказал привести мужичка к себе, принял его в гостиной, обласкал, посадил, велел подать чаю и в то же время послал за наместником. Когда он вошел, святитель Игнатий, обращаясь к нему, сказал: «Вот, батенька, к тебе братец приехал, поздоровайся с ним. Он обедает у меня, и ты с нами садись обедать». Отец архимандрит накормил, напоил мужичка и дал ему денег на дорогу. А когда проводил гостя, сделал внушение своему «застенчивому» наместнику.

В другой раз монах, обучавший деревенских мальчиков арифметике, грамматике, чистописанию, ударил на уроке одного из ребят. Затем, обличаемый совестью, пошел и рассказал об этом святителю Игнатию. Тот выслушал горе-учителя и сказал: «Ударь меня». Тот ответил, что этого сделать не может. Тогда святитель Игнатий спросил: «А если ты меня не можешь ударить, как же ты ударил мальчика, который так же, как и я, создан по образу Божию?»

Чистым сердцем, способным к Богозрению, святитель Игнатий считал сердце, в котором движется одно добро: «…сердце, по подобию Божества движимое безмерным чувством милости ко всем созданиям».

О том же, как можно добиться такой чистоты, он говорил вполне определенно: «Исполняй заповеди Господа – и чудным образом увидишь Господа в себе, в своих свойствах».

Проверочные вопросы:

  1. Кто из людей может чувствовать близость Бога?
  2. Каких людей можно назвать чистыми сердцем?
  3. Что означают слова Спасителя «Светильник для тела есть око»?
  4. Почему счастливы чистые сердцем?
  5. Кого из святых вы могли бы привести в пример чистого сердцем человека?
  6. Что можно делать, чтобы достичь сердечной чистоты?
  7. Какую молитву называют Иисусовой?
  8. Почему Иисусову молитву называют иначе «умной» молитвой?