38. Пятая заповедь Блаженства

Цель занятия:

понять содержание и значение пятой заповеди блаженства

Задачи:

  • понять смысл добродетели милосердия
  • знать поучения о милосердии из Священного Писания
  • познакомиться со святоотеческими цитатами о милосердии
  • знать примеры святых, знаменитых своим милосердием
  • формировать желание исполнить пятую заповедь блаженства

Использованная литература:

  1. Потапов В., прот. Блаженства Евангельские. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/blazhenstva-evangelskie-potapov (дата обращения 03.05.2017).
  2. Лопатина А., Скребцова М. Уроки веры для старших классов. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/deti/uroki-very-dlya-starshih-klassov (дата обращения 31.05.2017).

Дополнительная литература:

  1. Коваленко В. Заповеди блаженств. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-kovalenko.shtml (дата обращения 26.11.2015).
  2. Николай Сербский (Велимирович), свт. Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств. – М.: Покров, 2003.
  3. Иоанн Кронштадтский, прав. Беседы о блаженствах евангельских // Иоанн Кронштадтский, прав. Полное собрание сочинений. – СПб., 1993. Т. 1. Беседы 6, 7.
  4. Игнатий Брянчанинов: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom1_asketicheskie_opyty/53

Ключевые понятия:

  • Заповеди блаженства
  • Милосердие

Словарь урока:

  • Ближний
  • Служение
  • Подвиг
  • Милостыня
  • Благотворительность
  • Святитель Павлин Милостивый

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Стоит ли в наше время быть милосердным?
  2. Кому милосердие и сострадание нужнее всего?
  3. Стоит ли рассказывать всем о своих милосердных поступках и ждать за них благодарности?
  4. Можно ли упрекать других людей за то, что они не проявляют милосердие?
  5. Легко ли вам проявлять милосердие, к кому и в каких ситуациях?
  6. Есть ли люди, не достойные милосердия?
  7. Знаете ли вы благотворительные организации, в основе деятельности которых – милосердие и сострадание? Хотели бы вы работать в такой организации, и почему?
  8. Как вы думаете, подавать милостыню – это проявление милосердия или нет?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме и беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме.

Выполнение с детьми творческих заданий.

Видеоматериалы:

  1. Мульткалендарь. 5 февраля. «Святитель Павлин Милостивый, епископ Ноланский»:

  1. Мульткалендарь. 14 декабря. «Праведный Филарет Милостивый, Пафлагонянин»:

  1. Телепроект «Рассказы о святых». «Праведный Филарет Милостивый, Пафлагонянин»:

1) Добродетель милосердия

2) Священное Писание о милосердии

3) Святые отцы о милосердии

4) Из жития преподобного Досифея

5) Милосердие равноапостольного князя Владимира

6) Образ Божий в каждом человеке – основание христианского милосердия

7) Кто заповедь исполнил. Святитель Павлин Милостивый

 

На церковнославянском:

5. Блажени милостивые, яко тии помиловани будут.

В русском переводе:

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

1) Добродетель милосердия

Милость, милосердие, – это свойство Божественной любви и одно из самых благородных чувств человека. Быть милостивым – значит быть подобным Богу, ибо Он, по свидетельству 102-го псалма – «щедр и милocmuв... долготерпелив и многомилостив». О том же говорит Иисус Христос в Нагорной проповеди: «Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:27-36).

Быть милостивым – не значит оправдывать ложь и грех, или быть терпимым к глупостям и злу, или проходить мимо несправедливости и беззакония; быть милостивым – значит иметь сострадание к заблудшим и жалость к плененным грехом. Прощать делающим неправду, которые не только другим причиняют зло, но, в первую очередь, разрушают самих себя, свою собственную человеческую природу.

Все люди грешны перед Богом и виноваты друг перед другом, а потому заслуживают всяческого осуждения. Но по бесконечному Своему милосердию, Господь прощает и милует кающихся беззаконников (вспомним притчу о блудном сыне). Если мы окажем милость друг другу, тогда и мы будем помилованы Богом. Милостивые могут с полной ответственностью произнести слова из молитвы «Отче наш»: «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф.6:12).

2) Священное Писание о милосердии

Священное Писание изобилует изречениями о необходимости милости, милосердия в духовной жизни человека. «Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак.2:13), – читаем мы у апостола Иакова. Апостол любви Иоанн Богослов в первом своем послании поучает нас: «Кто имеет достаток в мире (богатство), но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё, – как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин.3:17-18). А апостол Павел наставляет так: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр.13:16).

И в Ветхом Завете мы встречаем многочисленные упоминания о важности милосердия. «Блажен, кто помышляет о бедном (и нищем)! В день бедствия избавит его Господь» (Пс.40:2), – восклицает псалмопевец. У мудрого Сираха мы узнаём, что «милостыня очищает грехи» (Сир.3:30), а из книги Товита узнаем, что «милостыня избавляет от смерти» (Тов.12:9).

Но, пожалуй, самое яркое место в Священном Писании, посвященное нашей теме – это беседа Иисуса Христа о Страшном Суде. В ней Христос ясно указывает на то, что именно прежде всего на этом Суде с нас спросится. Все наши земные достижения на этом Суде будут не в счёт, ибо основной вопрос, который будет задан каждому: как послужили мы ближнему своему. Христос перечисляет шесть главных видов помощи, которые можно оказать ближнему. Отождествляя Себя в своей любви, снисхождении и милосердии с каждым бедняком и нуждающимся в помощи, Спаситель говорит: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы npиняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25:35-36).

Дело милосердия к страждущим и нуждающимся в нашей помощи выше даже поста. Церковь потому и читает беседу Христа о Страшном Суде накануне Великого Поста, чтобы верующие поняли, что самое главное в подвиге поста – это милость, милосердие к обездоленным. «Я милости хочу, а не жертвы», – говорит Господь (Ос.6:6).

3) Святые отцы о милосердии

Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «За милость к братии сам получишь милость от Бога; за милость временную – милость вечную, за милость малую – милость бесконечно великую; ибо удостоишься не только помилования от вечного за грехи осуждения на суде Божием, но и получишь вечное блаженство».

Чем более человек упражняется в милосердии и любит людей, тем более приближается к Богу, и чем более человек сердцем чувствует личное Божество, тем более он любит людей. Преподобный авва Дорофей это объясняет так: «Представьте себе круг, середину его – центр и из центра исходящие радиусы – лучи. Эти радиусы, чем дальше идут от центра, тем больше расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собой. Положите теперь, что круг есть мир. Самая середина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. И тут то же: насколько святые входят внутрь круга к середине оного, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе к Богу и друг к другу... в той же мере удаляются друг от друга, и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются от Бога. Таково и свойство любви».

Церковь призвана служить, в первую очередь, нуждающимся и обездоленным. Место Церкви – среди голодных, больных и отверженных, а не среди самодовольных и благополучных. Восточно-христианское сознание превыше всего ставило образ Христа униженного и отверженного - Церковь видела Его царственное достоинство сквозь рубище добровольно Им принятой на Себя нищеты. Церковь всегда признавала нравственной обязанностью каждого христианина заботиться о тех, которые терпят нужду и всегда обличала тех, кто оставался равнодушным перед лицом нужды и страданий других людей.

У Отцов Церкви не умолкает призыв и даже властное требование – накормить голодного, помочь больному и лишенному крова. Человек, согласно учению Василия Великого, может осуществить волю Божию о себе только в том случае, если он не отделяет своей судьбы от судьбы других людей. Всякое безразличие к судьбе других людей, всякий индивидуализм были для Василия Великого не только глубоко порочными, но и саморазрушительными по своей природе.

Святитель Иоанн Златоуст был глубоко убежден в том, что социальное зло коренится в жажде человека к накоплению богатства и в желании использовать это богатство только для собственной пользы. Существует лишь один законный Владелец всех земных благ и сокровищ, говорит Иоанн Златоуст, всемогущий Бог. Люди же - всего лишь служители этого единственного, истинного Хозяина и это обязывает их распоряжаться Божиим достоянием в соответствии с Его волей. Блага земли предназначаются, по убеждению Иоанна Златоуста, в первую очередь для нуждающихся, больных, сирот. Он оправдывает владение имуществом только правильным использованием его.

В тех, кто терпит нужду и ждёт помощи, продолжает страдать Сам Христос, муки людей – это Его длящаяся агония. В стонах страдающих от нужды Златоуст призывает услышать голос Самого распятого Спасителя. Нравственное рвение святого Иоанна Златоуста, его страстный призыв к осуществлению социальной справедливости укоренены в его понимании Церкви, как живого Тела Самого Христа.

4) Из жития преподобного Досифея

Преподобный Досифей, умирая, был напутствован добрым словом своего настоятеля: чадо, иди с миром ко Господу, и молись за нас у престола Его! Братия монастыря, в котором подвизался Досифей, соблазнились этим напутственным словом настоятеля, ибо знали, что Досифей не отличался ни постничеством, ни молитвенным бдением, часто опаздывал приходить на всенощные бдения, а иногда и вовсе не приходил. Узнал об этом соблазне настоятель, и однажды, при общем собрании братии, предложил им следующие вопросы: когда колокольный звон призывает меня в храм Божий, а у меня на попечении страждущий брат: что мне делать тогда? Оставить ли недугующего и спешить в церковь, или остаться в келии и утешать брата? Отвечали: в таком случае помощь страждущему брату Господь примет за истинное богослужение. – Но когда мои силы ослабеют от постничества и я не могу, как должно, служить страждущим, должно ли мне подкрепиться пищей, чтобы неусыпнее смотреть за больными, или продолжать пост, хотя бы через это потерпели больные? – Чрезмерный пост в таком случае не столько был бы приятен Богу, сколько заботливое попечение о нуждах болящего собрата, отвечали иноки. – Вы рассуждаете правильно, сказал им настоятель, для чего же тогда осуждаете Досифея, который, по возложенной на него обязанности - ухаживать за больными, не всегда приходил к церковному богослужению, не всегда постился, как другие? Между тем вы сами были свидетелями, с каким усердием, с какой неусыпностью он прислуживал больным; с какой любовью он исполнял их требования, часто прихотливые! и кто из вас скажет, чтобы когда-либо слышал от него ропот на труды и усталость! Таково было богослужение Досифея; и Господь приемлет его, как верного и усердного Своего почитателя: ибо в лице страждущих братии он служил самому Господу.

5) Милосердие равноапостольного князя Владимира

Древняя Русь в значительной мере жила по этому святому идеалу, почему и называлась «святой». Святой равноапостольный князь Владимир, при котором Русь просветилась светом христианской веры, был образцом милосердия в древней Руси. Давши десятину на содержание церкви, он вместе с тем издал указ, чтобы при церквах содержались калеки, нищие, странники, чтобы были богадельни, больницы. В своем доме в праздничные дни он устраивал обеды для духовенства, бояр и бедных; в особенно торжественные дни, как например, при освящении храмов, князь раздавал бедным много денег; нищие и убогие могли свободно приходить на княжеский двор и брать себе пищу и питие. Мало того, для немощных и больных, которые не могли дойти до его двора, князь Владимир велел устроить особые повозки, накладывать в них хлеб, мясо и другие припасы, и оделял ими тех, которые не могли сами прийти на княжеский двор.

Еще одно дело милосердия князя Владимира, которое нужно упомянуть: во времена язычества, как известно, было тяжелое рабство. В язычестве обыкновенно захватывали людей во время войны, сильные и богатые порабощали слабых и бедных, и потом продавали их в рабство. Равноапостольный князь Владимир не только не допускал этого, но сам выкупал пленных и отпускал их на волю.

6) Образ Божий в каждом человеке – основание христианского милосердия

На главное в христианском сознании русского человека указывает Г. Федотов: «...вероятно, благодаря славянской литургии и славянскому Евангелию, образ Христа и заповеди Его любви глубоко врезались в память и в сердце русского народа. Греша и падая, в своей жестокой и кровавой истории, русский народ не мог расстаться с этим Божественным образом. Он согревал его жизнь, смягчая человеческие отношения жалостью и прощением, уча видеть в бедном и страдающем не только брата, но и самого Христа, томя сердце жаждой иной, светлой жизни, в полноте осуществляющей заветы братской любви».

Противники христианства не устают повторять, что любовь к Богу есть устремленность к личному спасению только, то есть чувство эгоистическое по своему существу, а любовь к человеку, по их убеждению, должна выражаться в улучшении условий жизни для всего человечества. Отвечая на это утверждение, укажем, прежде всего, на то, что искренняя любовь к Богу и готовность жить по Его заповедям есть трудный подвиг, на который эгоистические натуры не способны. Любовь к Богу, ощущение себя гражданином Царства Божьего исключает помысел о личном спасении только – христианин стремится не только к обновлению и спасению своей собственной души, но и всего творения. Об этом писал св. Иоанн Златоуст: «Не будем довольствоваться исканием собственного спасения; это означало бы погубить его. На войне и в строю, если солдат думает только о том, как бы спастись бегством, он губит себя и своих товарищей. Доблестный солдат, который сражается за других, вместе с другими, спасает и себя самого…».

Христианин мобилизован постоянно, ибо он призван увидеть Христа в каждом человеке, которого он встречает на своем жизненном пути. Этот человек для него – не повод для совершения так называемого «доброго дела» – он открывается для христианина, как начало вечного общения с Самим Богом. Желание и готовность полюбить человека только потому, что в нем отразился Христос, помогает нам проникнуться пониманием сокровенного ядра другого человека, того, что в нем обладает подлинной и вечной ценностью. Только жертвенная, милующая любовь может помочь даже самому порочному человеку вспомнить об образе Божьем, который дремлет в каждом сердце и, тем самым, способствовать тому духовному возрождению, без которого человек останется во тьме даже в условиях полного земного благополучия.

7) Кто заповедь исполнил. Святитель Павлин Милостивый

В начале V века на Италию обрушились полчища вандалов. Сжигая и круша всё на своем пути, они беспощадно убивали местных жителей, а уцелевших угоняли в рабство.

Епископом одной из захваченных вандалами областей был в то время человек по имени Павлин. Все деньги и имущество, которые находились в его распоряжении, епископ стал отдавать на выкуп пленных и на пропитание обнищавших от нашествия. Наконец, он раздал всё, что имел.

Однажды пришла к нему одна бедная вдова:

— Сын мой взят в плен, и я узнала, где он находится. Прошу тебя: дай мне денег на выкуп.

Епископ Павлин с грустью посмотрел вокруг себя: всё, что можно было продать, он уже продал ранее. Тогда он сказал:

— У меня не осталось ничего, кроме самого себя. Возьми меня, продай и выкупи своего сына, или отдай меня в рабство в обмен на него.

Женщина сначала не поверила, что епископ говорит это всерьез. Но святой Павлин убедил ее, чтобы она поверила, и не боялась продать епископа в рабство ради освобождения своего сына. Вместе они отправились к вандалам. Вдова получила назад своего сына, а епископ Павлин остался в рабстве вместо него.

Иногда можно услышать, что милостыню способен творить лишь тот, у кого есть достаточно средств. Однако это совсем не так. Конечно, отдать себя в рабство за совершенно незнакомого человека способен далеко не каждый. Но каждый даже в самых стесненных обстоятельствах может помочь нуждающемуся в помощи. Причем не обязательно деньгами. Милостыней может быть какая-то услуга, добрый совет, наконец просто слово сострадания. Главное – не оставаться безучастным к чужому горю, проявить деятельную любовь к человеку, которому сейчас плохо. А уж каким образом это лучше сделать – каждый для себя решает сам.

Проверочные вопросы:

  1. Стоит ли в наше время быть милосердным?
  2. Кому милосердие и сострадание нужнее всего?
  3. Стоит ли рассказывать всем о своих милосердных поступках и ждать за них благодарности?
  4. Можно ли упрекать других людей за то, что они не проявляют милосердие?
  5. Легко ли вам проявлять милосердие, к кому и в каких ситуациях?
  6. Есть ли люди, не достойные милосердия?
  7. Знаете ли вы благотворительные организации, в основе деятельности которых – милосердие и сострадание? Хотели бы вы работать в такой организации, и почему?
  8. Как вы думаете, подавать милостыню – это проявление милосердия или нет?