37. Четвертая заповедь Блаженства

Цель занятия:

понять содержание и значение четвертой заповеди блаженства

Задачи:

  • понять смысл четвертой заповеди
  • познакомиться с примерами святых, давших нам в своей жизни пример исполнения четвертой заповеди
  • формировать желание исполнить четвертую заповедь блаженства

 

Использованная литература:

  1. Потапов В., прот. Блаженства Евангельские. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/blazhenstva-evangelskie-potapov (дата обращения 03.05.2017).
  2. Житие великомученицы Екатерины. [Электронный ресурс]. – URL: https://days.pravoslavie.ru/Life/life6573.htm (дата обращения 25.05.2017).
  3. Коваленко В. Заповеди блаженств. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-kovalenko.shtml (дата обращения 26.11.2015).

Дополнительная литература:

  1. Николай Сербский (Велимирович), свт. Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств. – М.: Покров, 2003.
  2. Иоанн Кронштадтский, прав. Беседы о блаженствах евангельских // Иоанн Кронштадтский, прав. Полное собрание сочинений. – СПб., 1993. Т. 1. Беседа 5.
  3. Игнатий Брянчанинов: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom1_asketicheskie_opyty/53

Ключевые понятия:

  • Заповеди блаженства
  • Поиск правды

Словарь урока:

  • Праведность
  • Богопознание
  • Святость
  • Великомученица Екатерина

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. О чем заботится человек, видящий свои грехи?
  2. Что значит искать правду?
  3. В чем состоит правда Божия?
  4. Почему Господь сравнивает праведного человека с голодным и жаждущим?
  5. Можно ли по-настоящему любить Бога, о котором ничего не знаешь?
  6. Должен ли христианин искать встречи с Богом?
  7. Как вы думаете, что такое тоска по Богу?
  8. Что обещает Господь в четвертой заповеди блаженства?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме и беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме с использованием дополнительного текста. Беседа с детьми о том, как можно научиться исполнять четвертую заповедь. Сравнение полученных выводов с рекомендациями, данными в тексте.

Видеоматериалы:

Мульткалендарь. 7 декабря. «Великомученица Екатерина»:

1) Искание правды

2) Богопознание

3) Кто заповедь исполнил. Святая великомученица Екатерина

 

На церковнославянском:

4. Блажени алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся.

В русском переводе:

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

1) Искание правды

Все мы заботимся о хлебе насущном, дабы поддержать наши физические силы. Но голодный думает о хлебе постоянно, всюду его ищет. Истомившийся от жажды готов что угодно променять на стакан холодный воды, готов заплатить любую цену за глоток свежей воды. Точно так же должен христианин искать небесный хлеб и воду живую, которая навсегда духовно утолит его духовную жажду.

Вся жизнь человека должна состоять из искания, – алкания и жажды правды, и через это искание обретёт он праведность. Принимая крещение от Иоанна Предтечи, Христос назвал правдой исполнение Закона Божия, т.е. того, в чём заключается истина: «Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» (Мф.3:15).

В четвертой Заповеди Блаженства Христос обещает блаженства тому, кто мучительно негодует на всякую неправду (грех) и пламенно ожидает торжества истины. «Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Пет.2:24).

«...Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? – наставляет Спаситель Своих последователей, – потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф.6:31-33).

Святые следовали этому учению Христа – они искали прежде Царства Божия и правды Его и находили его и насыщались истинным счастьем и радостью познания правды Божьего мира и через это сами становились праведными.

Удовлетворение и покой приходят от Бога, но эти удовлетворение и покой такого рода, что сами всегда становятся источником нового алкания и жажды. Это не противоречит словам Христа: «Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин.6:35), но, скорее, подтверждает то, что «беспокойство» человеческого сердца, по словам блаженного Августина, «направлено к Богу», и что покой, обретаемый в Нем, по словам преп. Максима Исповедника, есть «глубоко динамичный покой», всегда увеличивающийся и развивающийся в еще большее единство с неисчерпаемым богатством и полнотой Божественного бытия.

Подлинно духовный человек не просто перейдёт от беззакония к праведности, но будет вечно в Боге возрастать во все большей праведности и совершенстве.

«Братия, – пишет апостол Павел в Послании к Филиппийцам, – я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее, и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить...» (Флп.3:13-15).

2) Богопознание

Праведность достигается через познание Бога. Чем больше человек познает Бога, тем ближе он приближается к цели своей жизни – к праведности, к святости. Некоторым трудно понять, что мы призваны к святости. Значение этой христианской истины замутнено для сознания современного человека. Под святым наши современники обычно понимают некое особое, а, главное, бесконечно от нас удаленное существо, облик которого даже не совсем понятен, так называемому, «обыкновенному человеку».

В повседневном словоупотреблении мы склонны называть «святым» человека, который думает не о себе, а о других людях или подчиняет всю свою жизнь последовательному служению какой-либо возвышенной идее. Второе толкование уже ближе подводит нас к христианскому пониманию святости – это состояние, несомненно, несовместимое с обыденностью, с готовностью и даже желанием «быть, как все». Но библейское учение о святости еще глубже и значительнее. Для евангельского откровения каждый человек не только призван к святости, но и свят в силу того, что он – творение Божие и носитель Его образа. В свете евангельского учения смысл жизни человека заключается в том, чтобы преодолеть все то, что делает его несвятым, что удаляет его от совершенной святости Бога. Святость, в этом понимании, не есть лишь удел немногих избранников – ибо само вступление в Церковь есть уже избранничество, посвящение в новую жизнь «в духе и истине» (Ин.4:23), решительно отличную от жизни тех, кто не познал Бога и живет лишь категориями ограниченного земного бытия. По слову Христа «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:6). Святой тот, кто всем своим существом жаждет правды Божией, всем своим существом стремится познать Бога и, тем самым, освящает самого себя и окружающий его мир. К Богопознанию святые побуждают и нас.

Бог, невидимый по своей сущности и благодати, видим для тех, кто уподобился Ему. В Христе дано самое совершенное самооткровение Бога. «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть», - читаем мы в Евангелии от Матфея (11:27). Христос, по слову апостола Павла – есть совершенный «образ невидимого Отца» (Кол.1:15). Христос просит, чтобы Отца любили в Нем. Дух Святой, – продолжатель и завершитель искупительного дела Христова, свидетельствует о Христе (Ин.15:26) и прославляет Его (Ин.16:14). Христиане почитают Триипостасного Бога во Христе. Наше спасение неразрывно связано с познанием Сына Божия, воспринятого всем сердцем и умом. Для Богопознания дано откровение. Но Сын открывает Себя не непосредственно, а через Духа Истины, Который всему научает и наставляет на всякую истину (Ин.14:26; 16:13). Высшая сфера ведения или видения духовного, божественного открывается исключительно Духом Святым. Богопознание без соблюдения заповедей, есть ложь, учит Иоанн Богослов (1 Ин.2:3-4).

Преподобный старец Силуан Афонский высказал своеобразную мысль, что искать Бога может только тот, кто Его познал и затем потерял. Преподобный Силуан считает, что всякое искание Бога предваряется как-то вкушением Бога. Бог не творит над человеком никакого насилия, но терпеливо стоит у сердца человеческого и смиренно ожидает, когда откроется Ему это сердце. Бог сам ищет человека, прежде, чем человек взыщет Его; и когда, уловив удобный момент, Господь является человеку, только тогда человек познаёт Бога, в данной ему мере и начинает уже искать Бога, Который скрывается от сердца. Старец Силуан говорил: «Как будешь искать то, чего не терял? Как будешь искать то, чего не знаешь вовсе? Но душа знает Господа, и потому ищет Его».

Максим Исповедник считает Богопознание началом и концом спасения, премудростью, которая в начале проявляется как страх, а в конце как любовь. В один голос Отцы Церкви говорят о необходимости Богопознания и вообще о духовном видении – живом, светлом, блаженном.

Таково Богопознание святых, которое возводит их на высоты духовного прозрения, которое несомненно влияет на окружающих их. Это хорошо выразил праведник нашего времени, архиепископ Иоанн Максимович в проповеди, посвященной святости: «Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждением блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодати Божией, что она от них течёт и на тех, кто с ними общается. Велико их блаженство, происходящее от лицезрения славы Божией. Будучи преисполнены и любви к Богу, они отзывчивы на людские нужды и на их моления и являются ходатаями и предстателями за них пред Богом».

«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4). Чувство духовного насыщения приходит вместе с сознанием исполненного перед Богом долга.

«Взыщите Бога, и жива будет душа ваша», – взывает псалмопевец Давид (Пс.68:33). Вот единственное средство от обнищания и смерти. Ищите Бога, как ищут сокровище, закопанное в землю. Не для холодного познания о Нем, а для живого благодатного союза с Ним, чтобы почувствовать любовь к Нему. Это и есть то блаженство, которое Христос обещает всем, исполнившим четвертую Заповедь Блаженства.

3) Кто заповедь исполнил. Святая великомученица Екатерина

Святая Екатерина жила во второй половине третьего столетия. Она происходила из знатного рода и отличалась светлым умом, ученостью и красотой. Многие богатые и знатные женихи искали ее руки, а мать и родные уговаривали ее согласиться на брак. Но Екатерина медлила с ответом и говорила своим близким: «Если хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне юношу, подобного мне по красоте и учености».

Бог так устроил, что Екатерина познакомилась с одним старцем-пустынником, человеком светлого ума и праведной жизни. Обсуждая с Екатериной достоинства ее поклонников, старец сказал: «Я знаю Жениха, который во всем превосходит тебя. Нет ему подобного». Потом он дал ей икону Пресвятой Девы, обещал, что она поможет ей увидеть необыкновенного Жениха.

В ближайшую ночь представилось Екатерине в легком сне, что Небесная Царица, окруженная ангелами, стоит перед ней и держит на руках Отрока, сияющего как солнце. Напрасно старалась Екатерина взглянуть на Его лицо: Он отворачивался от нее. «Не презирай Твоего создания, – молила Божия Матерь своего Сына, – скажи ей, что она должна сделать, чтобы увидеть Твой светлый лик». «Пусть она вернется к старцу и узнает от него», – ответил Отрок.

Чудный сон глубоко поразил девушку. Как только настало утро, она поспешила к старцу, припала к ногам его и просила у него совета. Старец подробно объяснил ей истинную веру, рассказал о райском блаженстве праведников и о гибели грешников. Мудрая дева поняла превосходство христианской веры над языческой, поверила в Иисуса Христа как Сына Божия и приняла святое крещение. После крещения божественный свет проник в нее и наполнил ее великой радостью.

Когда Екатерина с обновленной душой возвратилась домой, она долго молилась, благодаря Бога за милость, оказанную ей. Заснув во время молитвы, она снова увидела Матерь Божию. Теперь Божественный Отрок милостиво взирал на нее. Пресвятая Дева взяла правую руку девицы, а Отрок надел ей чудный перстень, сказав: «Не знай жениха земного». Екатерина поняла, что с этого момента она обручена Христу и проснулась с еще большей радостью на сердце. После этого она совершенно переменилась: стала скромной, кроткой и милостивой. Она стала часто молиться Богу, прося руководства и помощи. Одна цель воодушевляла ее: жить для Христа.

В скором времени в Александрию прибыл Максимиан, соправитель императора Диоклетиана. Он разослал вестников по городам Египта созвать народ на праздник в честь языческих богов. Екатерина скорбела, что царь, вместо того, чтобы содействовать просвещению народа, еще больше насаждает языческие суеверия. Когда наступил праздник, она пришла в капище, где собирались жрецы, знать и народ и безбоязненно сказала царю: «Не стыдно ли тебе, царь, молиться мерзким идолам! Познай истинного Бога, безначального и бесконечного; им цари царствуют и мир стоит. Он сошел на землю и сделался человеком для спасения нашего».

Максимиан разгневался на Екатерину за неуважение к его царскому достоинству и повелел заключить ее в темницу. Затем он велел ученым людям убедить Екатерину в истинности языческой религии. В течение нескольких дней они излагали перед девицей различные доводы в пользу языческой религии, но Екатерина своей логикой и разумными доводами разбивала их в прах. Она доказывала им, что может существовать только один премудрый Создатель всего, который своими совершенствами бесконечно возвышается над языческими божествами. В конце концов, языческие мудрецы признали себя побежденными всесокрушающей логикой Екатерины.

Потерпев неудачу на интеллектуальной почве, Максимиан, однако, не отступил от своего намерения переубедить Екатерину. Призвав ее, он старался прельстить ее подарками, обещаниями почестей и славы. Но Екатерина оставалась неподкупной. Не помогли ни увещания, ни страшные пытки, бесстрашно перенесенные девушкой. Видя бесполезность всех своих усилий, царь велел предать ее смерти, и воин отсек ей голову в 304 году.

Проверочные вопросы:

  1. О чем заботится человек, видящий свои грехи?
  2. Что значит искать правду?
  3. В чем состоит правда Божия?
  4. Почему Господь сравнивает праведного человека с голодным и жаждущим?
  5. Можно ли по-настоящему любить Бога, о котором ничего не знаешь?
  6. Должен ли христианин искать встречи с Богом?
  7. Как вы думаете, что такое тоска по Богу?
  8. Что обещает Господь в четвертой заповеди блаженства?