36. Третья заповедь Блаженства

Цель занятия:

понять содержание и значение третьей заповеди блаженства

Задачи:

  • понять смысл и значение добродетели кротости
  • познакомиться с примерами святых, давших нам в своей жизни пример кротости
  • формировать желание исполнить третью заповедь блаженства

Использованная литература:

  1. Потапов В., прот. Блаженства Евангельские. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/blazhenstva-evangelskie-potapov (дата обращения 03.05.2017).
  2. Заповеди блаженства. Те, кто их исполнил. [Электронный ресурс] – URL: http://pravsobor.kz/STATII/Prosto_o_glavnom/zapovedi_Blajenstva.html (дата обращения 09.12.2016).
  3. Балакшин Р.А. Жития святых для детей. – М.: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2014.
  4. Коваленко В. Заповеди блаженств. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-kovalenko.shtml (дата обращения 26.11.2015).

Дополнительная литература:

  1. Николай Сербский (Велимирович), свт. Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств. – М.: Покров, 2003.
  2. Иоанн Кронштадтский, прав. Беседы о блаженствах евангельских // Иоанн Кронштадтский, прав. Полное собрание сочинений. – СПб., 1993. Т. 1. Беседа 4.
  3. Игнатий Брянчанинов: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom1_asketicheskie_opyty/53

Ключевые понятия:

  • Заповеди блаженства
  • Кротость

Словарь урока:

  • Духовная сила
  • Беззлобие
  • Мягкость
  • Сдержанность
  • Доброта
  • Терпение

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. О чем говорится в третьей заповеди блаженства?
  2. Является ли кротость проявлением слабости?
  3. Чем кротость отличается от смирения?
  4. Может ли кроткий человек выжить во время войны?
  5. Кого из святых вы можете привести в пример кроткого человека?
  6. Приведите пример из Евангелия, когда Иисус Христос проявил кротость.
  7. Трудно ли вам сдерживать себя?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме и беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме.

Устная работа с текстом, содержащим основные моменты, на которые следует обратить внимание при изучении третьей заповеди блаженства, и вопросы, которые помогут ученику определить, обладает ли он добродетелью кротости.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

Мульткалендарь. 15 января. «Преподобный Серафим Саровский»:

1) Добродетель кротости

2) Обетование третьей заповеди

3) Кто заповедь исполнил. Преподобный Серафим Саровский

 

На церковнославянском:

3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

В русском переводе:

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

1) Добродетель кротости

Кротость – необходимое качество духовной личности; кротость – духовная сила, которая устраняет из сердца гнев, злобу, вражду и осуждение и украшает душу тихим расположением.

Сам Христос был кротким. «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас», - сказал Христос. «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко» (Мф.11:28-30).

Апостолы Христовы тоже проповедовали кротость. В Послании апостола Иакова мы читаем: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением и мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов» (Иак.3:13-17).

«Кротость ваша будет известна всем человекам» (Флп.4:5), – наставляет апостол Павел. Это не значит, что мы должны быть кроткими напоказ, а стремиться к тому, чтобы кротость стала общеизвестным качеством христианина. Апостол Павел причисляет кротость к плодам духа (Гал.5:23).

Быть кротким – значит быть мягким и добрым, свободным от всякой самости и мирского честолюбия и во всём отвергать возможность принуждения и насилия. И иметь твёрдое и спокойное убеждение, что добро – сильнее зла, и рано или поздно, оно всегда побеждает. О кротости можно сказать словами преподобного Иоанна Лествичника: «Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым. Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего, без смущения и искренно о нем молиться. Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приближающиеся: и сама она не колеблется. Кротость, – пишет далее преподобный Иоанн Лествичник, – есть утверждение терпения, дверь, или лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного; ибо Писание говорит: «Научит Господь кротких путям Своим» (Пс.24:9). Она есть ходатаица отпущения грехов, дерзновение в молитве, вместилище Духа Святого. «На кого воззрю, – говорит Господь, – только на кроткого и безмолвного» (Ис.66:2). В кротких сердцах, – пишет Иоанн Лествичник, – почивает Господь, а мятежливая душа – седалище диавола».

Не тот кроток, кто вовсе неспособен гневаться, а тот, кто чувствует движение гнева и останавливает его, побеждая свою греховную самость. Кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду; не сердится, не возвышает во гневе голоса на согрешающих и обижающих; «не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит голоса его» (Мф.12:19), – по слову Евангелия. Можно сказать, что кроткий уподобляется Христу, о Котором апостол Петр в своем первом послании пишет, что Он, «будучи укоряем, не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит мщением, но предоставляет мстить за себя Судящему праведно» (1 Пет.2:23).

В живом примере кротости Иисуса Христа указан единственный верный путь ко спасению. Суд над Христом у Каиафы, у Пилата, минуты пригвождения Его ко Кресту и часы хуления Его, Распятого, – запечатлели миру образ небесной кротости.

«И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал» (Мф.26:62-63), – читаем мы в Евангелии от Матфея. А в Евангелии от Луки: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:33-34).

Мы не можем нести креста Спасителя. Это понятно, ибо Его крест для нас слишком тяжел. Но мы должны взять и нести свой крест жизни, кротко терпя все житейские невзгоды «Христа ради». Святой апостол Петр говорит: «То угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести во усmax Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; cmрадая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет.2:19-23).

2) Обетование третьей заповеди

В третьей Заповеди Блаженств Христос обещает кротким, что они наследуют землю. Это действительно так. Но как трудно современному человеку это понять, особенно на фоне бурных политических событий нашего времени. Из-за земли и ее богатств государства, партии и люди постоянно борются. С начала истории человечества народы, думая силою завладеть землей, ведут войны, совершают насилия и приносят неисчислимые человеческие и природные жертвы. Так, очевидно, будет до конца времен. И в результате, миллионы страдают и мучаются, а самой красоты нашей прекрасной, Богом созданной земли не замечают и не наслаждаются ею.

Но все же есть люди, которые, как сказано в Писании, «ничего не имеют, но всем обладают» (2 Кор.6:10). Такими являются христианские подвижники, живущие на лоне природы – в пустынях и горах, такими были странники, которые на Святой Руси ходили пешком по всей стране, от монастыря к монастырю, от одного святого места к другому, наслаждались красотой земли, питались ее прекрасными плодами, дышали чистым воздухом, пили ключевую воду, молились Богу под открытым небом, работали своими руками и ни от кого никакой земли никогда не отнимали. А земля им действительно принадлежала. Они в кротости своей владели ею.

3) Кто заповедь исполнил. Преподобный Серафим Саровский

Святого Серафима Саровского на иконах обычно изображают согбенным старцем, опирающимся на посох или топорик. Но в молодые годы это был высокий статный мужчина, обладавший большой физической силой. Инвалидом с согнутой спиной он стал после трагического происшествия, случившегося с ним в возрасте 45 лет.

Преподобный Серафим жил тогда в отдельной келье – избушке, стоявшей среди леса в пяти километрах от монастыря. Однажды, когда он колол во дворе дрова, к нему пришли трое разбойников и потребовали денег. Святой сказал, что денег у него нет. Бандиты не поверили ему. Один из них попытался свалить его с ног, но не сумел сделать этого и сам упал. Нападавшие замешкались: они пришли грабить старца-постника, а перед ними стоял крепкий мужчина, да еще с топором в руках. Преподобный легко мог отбиться от непрошеных гостей, но вместо этого он вдруг бросил топор на землю и сказал: «Делайте что вам надобно».

Тогда разбойники сбили его с ног и избили его до полусмерти. Обухом топора ему проломили голову, сломали несколько ребер, проломили грудную клетку, выбили зубы… Ничего не найдя в его крошечной избушке, кроме нескольких картофелин и иконы, бандиты связали искалеченного ими человека и бросили его на произвол судьбы. Святой пришел в себя лишь на следующий день, сумел развязать веревки и кое-как добрался до монастыря. Там окровавленному избитому подвижнику была оказана помощь, но восемь дней он находился на грани жизни и смерти.

Напавших на него нашли довольно быстро. Это оказались крестьяне одной из окрестных деревень. Их должны были судить и отправить на каторгу. Но преподобный Серафим потребовал, чтобы их отпустили. Однако случай с нападением на святого возмутил всю округу, и судить преступников хотели непременно. Тогда Серафим Саровский сказал, что если напавшие на него люди будут осуждены, он навсегда уйдет из этих мест. И разбойники остались на свободе, радуясь наивности своей жертвы.

Через некоторое время в грозу в их деревне случился пожар. Молния сожгла дома нападавших, не тронув больше ничье жилище. Испуганные погорельцы прибежали к преподобному Серафиму просить прощения. Святой принял их с любовью, пригласил в келью и долго с ними беседовал. После этого ни один из них никогда больше не занимался разбоем. А Серафим Саровский с тех пор навсегда остался согбенным и мог ходить, лишь опираясь на палочку. Ценой собственного здоровья он исправил жизнь троих преступников.

Проверочные вопросы:

  1. О чем говорится в третьей заповеди блаженства?
  2. Является ли кротость проявлением слабости?
  3. Чем кротость отличается от смирения?
  4. Может ли кроткий человек выжить во время войны?
  5. Кого из святых вы можете привести в пример кроткого человека?
  6. Приведите пример из Евангелия, когда Иисус Христос проявил кротость.
  7. Трудно ли вам сдерживать себя?