35. Вторая заповедь Блаженства

Цель занятия:

понять содержание и значение второй заповеди блаженства

Задачи:

  • понять смысл блаженного плача
  • уметь объяснить, каких слез ждет Господь от человека
  • познакомиться с примерами святых, давших нам в своей жизни пример истинного покаяния
  • формировать желание исполнить вторую заповедь блаженства

Использованная литература:

  1. Потапов В., прот. Блаженства Евангельские. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/blazhenstva-evangelskie-potapov (дата обращения 03.05.2017).
  2. Заповеди блаженства. Те, кто их исполнил. [Электронный ресурс] – URL: http://pravsobor.kz/STATII/Prosto_o_glavnom/zapovedi_Blajenstva.html (дата обращения 09.12.2016).
  3. Балакшин Р.А. Жития святых для детей. – М.: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2014.
  4. Коваленко В. Заповеди блаженств. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-kovalenko.shtml (дата обращения 26.11.2015).

Дополнительная литература:

  1. Николай Сербский (Велимирович), свт. Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств. – М.: Покров, 2003.
  2. Иоанн Кронштадтский, прав. Беседы о блаженствах евангельских // Иоанн Кронштадтский, прав. Полное собрание сочинений. – СПб., 1993. Т. 1. Беседа 3.
  3. Игнатий Брянчанинов: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom1_asketicheskie_opyty/53

Ключевые понятия:

  • Заповеди блаженства
  • Покаяние

Словарь урока:

  • Плач
  • Грех
  • Исповедь
  • Благодать Божия

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. О чем говорится во второй заповеди блаженства?
  2. Что обещает Господь плачущим?
  3. Любой ли плач делает человека блаженным?
  4. Что должен делать христианин, замечающий за собой грехи?
  5. Зачем нужен плач о грехах?
  6. Какую пользу получает кающийся?
  7. Почему счастливы люди, плачущие о своих грехах?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме и беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме.

Устная работа с текстом, содержащим основные моменты, на которые следует обратить внимание при изучении второй заповеди блаженства, и вопросы, которые помогут ученику определить, приступил ли он к исполнению этой заповеди.

Закрепление темы с помощью письменного теста.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Рассказы о святых». «Преподобная Мария Египетская»:

  1. Мульткалендарь. 14 апреля. «Преподобная Мария Египетская»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 147. «Царь Давид. Часть 2»:

1) Благочестивый плач

2) Неизбежность страданий

3) Кто заповедь исполнил. Святой царь и пророк Давид

4) Кто заповедь исполнил. Преподобная Мария Египетская

 

На церковнославянском:

2. Блажени плачущии, яко тии утешатся.

В русском переводе:

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

1) Благочестивый плач

Первое блаженство – нищета духа, рождает второе – блаженный плач.

Сокрушение и скорбь от сознания своей отдаленности от Бога или разлучения с Ним, есть духовный плач, о котором и говорит Христос в этой Своей заповеди. После нищих духом Христос причисляет к блаженным тех, кто слёзно скорбит о своём недостоинстве, как скорбел отрекшийся от Христа апостол: «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоёт петух, трижды отречешься от Меня. И вышед вон, плакал горько» (Мф.26:75). Плакал апостол Петр постоянно. В его житии говорится, что каждый раз, когда он слышал глас петуха, он вспоминал своё отречение, и с чувством глубочайшего раскаяния до конца дней своих проливал горькие слезы.

Человек, нищий духом, освобожденный от духовных и физических вожделений, не может не скорбеть о себе и вообще над падшим состоянием всего человечества. Над ужасами нашего безбожного мира, плененного собственными тщетными вымыслами, мира, считающего себя богатым и процветающим, не нуждающимся ни в чем, но который в действительности, по слову Апокалипсиса – «несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр.3:17). Потому что, зная всё, что даёт нам Бог, и всё, что на самом деле пребывает с Богом, можно только скорбеть и плакать: как пророки – над грешным Израилем, как Господь – над трупом Лазаря или градом Иерусалимским, или, наконец, в Гефсиманском саду, перед чашей Собственного страдания.

Отсутствие плача, по учению Отцов Церкви, есть показатель того что молитва наша еще не достигла своей первой ступени восхождения к Богу.

Кто в жизни не плакал? Мы знаем скорбь от потери родных и близких. Это естественная скорбь. Слезы - знак страдания. Но может ли страдание давать счастье и блаженство человеку? Не всегда. Если человек страдает из-за видимых благ, из-за гордости, страстей и самолюбия, то эти страдания только мучают душу и не приносят никакой пользы. Если же человек принимает страдание, как посланное Богом испытание, тогда горе и слезы очищают и омывают его душу, и даже в самом горе он находит радость и утешение.

Отцы Церкви учат нас различать источники слез. Так, преподобный Ефрем Сирин пишет: «У людей бывают трёх различных родов слезы. Бывают слезы о вещах видимых, – и они очень горьки и суетны. Бывают слезы покаяния, когда душа возжелает вечных благ, и они очень сладки и полезны. И бывают слезы раскаяния там, где (по слову Спасителя) «плач и скрежет зубов» (Мф.8:12), – и эти слезы горьки, бесполезны, потому что вовсе бесплодны, когда уже нет времени покаянию».

Второй род слез, о котором пишет преподобный Ефрем Сирин – благословенная скорбь о грехе, является необходимой частью духовной жизни. Такой плач считается благословенным потому, что в нем нет мрака и безысходности, но, напротив, победа Христова наполняет эту скорбь надеждой, светом и радостью.

2) Неизбежность страданий

Для людей свойственно всеми силами избегать печали, скорби и боли. Идеал гедонизма (от латинского слова «наслаждение», «удовольствие») – «стремиться к удовольствию и избегать страдания». Но не напрасно этот мир зовется «долиной плача» (Пс. 83:6).

Господь сказал Своим ученикам: «отвергнись себя, и возьми крест свой» (Мк. 8:34). На этом крестном пути идущего ждут страдания и слезы. Но если человек  достойно пройдет его, то придет туда, где нет слез,  горя и тоски – в Царствие Небесное.

Святитель Николай Сербский: «В эту жизнь ты послан не для того, чтобы иметь счастье, а для того, чтобы его заслужить» («Мысли о добре и зле»).

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «В раю люди не плакали. В Царствии Божием люди плакать не будут, о чем можно догадаться из Откровения святого Иоанна Богослова: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:1-4).

Придет Царство Божие, в котором Бог утрет всякую слезу, и не будет там места нашему горю. К этому вечному и безмерному счастью должны мы идти путем печали и слез, ибо христианская жизнь есть тяжелый крестный путь, полный страданий, орошаемый потоками слез. Если достойно пойдем этим путем, если будем омывать наши грехи, наше недостоинство, то придем туда, где сияет вечный свет, где царит вечная радость, где нет никакого горя, никаких слез и тоски».

3) Кто заповедь исполнил. Святой царь и пророк Давид

Однажды израильский царь Давид прогуливался по кровле своего дворца и увидел внизу купающуюся женщину. Это была Вирсавия, жена Урии – командира наемников, сражавшихся в это время на стороне Израиля против аммонитян. Давид был восхищен красотой женщины и захотел на ней жениться. Для того, чтобы исполнить своё желание, царю нужно было избавиться от мужа Вирсавии. Царь Давид распорядился послать Урию на самый опасный участок боевых действий, рассчитывая на его скорую гибель. Урия был убит в бою. А Давид взял Вирсавию себе в жены.

Вскоре после этого к царю пришел пророк Нафан и рассказал ему притчу:

– В одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный. У богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил. Она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь. Когда к богатому человеку пришел гость, хозяин пожадничал и не стал для трапезы резать свой скот. Он взял единственную овечку бедняка, зарезал ее и сделал из нее угощение. Как ты думаешь, хорошо ли он сделал?

Давид сильно разгневался и ответил:

– Достоин смерти человек, сделавший это и не имевший сострадания.

Тогда пророк Нафан сказал:

– Этот человек – ты. Урию ты убил чужим мечом, а жену его взял себе.

Пораженный открывшейся ему мерзостью собственного поступка, Давид написал псалом, который Церковь и по сей день называет покаянным: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои». Впоследствии он оплакивал свое преступление в других стихах: «…каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою».

Кто-то, быть может, спросит: какое же блаженство в подобном плаче? Дело в том, что каждый совершенный нами грех наносит нашей душе вполне реальную рану, которая причиняет боль, ноет, требует исцеления. Однако если мы не обращаем на эту боль внимания, то потихоньку она уходит, но совсем не потому, что рана зажила. Ведь если больной зуб лечить анальгетиками, он действительно перестанет болеть, но в конце концов умрет, сгниет и развалится. Так и душу можно довести до состояния, когда она перестает болеть не потому, что здорова, а потому, что там уже и болеть-то нечему.

Душа Давида была омертвевшей от греха настолько, что в притче об овечке бедняка он не смог узнать себя. Но покаянные слезы способны исцелять душу, омертвевшую от греха. И это может подтвердить каждый, кому хоть раз довелось оплакивать свои грехи на исповеди.

4) Кто заповедь исполнил. Преподобная Мария Египетская

Многие святые с юных лет сияли добродетелями и сохраняли душевную чистоту на всю жизнь. Но были и такие, что совершили много грехов, но потом искренно покаялись, попросили у Бога прощения и по милости Божией не только были прощены, но и сподобились великой благодати.

Преподобная Мария Египетская родилась в христианской семье, но она не слушалась своих маму и папу, вела себя очень плохо и двенадцати лет от роду убежала из дому и без родительского присмотра впала в самые тяжкие грехи. Семнадцать лет после этого прожила Мария в беззакониях, но милостивый и долготерпеливый Господь, который никому не хочет погибели, призвал ее к покаянию.

Благодать коснулась сердца Марии и Правда Божия осветила ее душу. Отправившись с богомольцами в Иерусалим на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста, она не смогла войти в храм Божий, незримая рука будто останавливала её на пороге. Мария стала горько плакать, вздыхать из глубины сердца и так молиться Пресвятой Богородице: «О Владычица Дева, рождшая Бога плотию! Праведно, если Твоя чистота погнушается и возненавидит меня, грешницу. Но я слышала, что рожденный Тобою Бог для того и воплотился, чтобы призвать грешников к покаянию. Приди же ко мне, оставленной всеми, на помощь! Я отрекусь от мира и его соблазнов и пойду туда, куда поведешь меня Ты, поручительница моего спасения». Богородица ответила ей: «Если перейдешь через Иордан, то найдешь себе полное упокоение».
Тогда Мария воскликнула: «Владычица Богородица, не оставь меня!» – и удалилась в пустыню.

Там Мария семнадцать лет терпела голод и жажду, жару и холод и боролась со своими страстями и нападениями бесов. День и ночь она плакала и молилась Пресвятой Богородице, и действительно, Богородица помогала ей и руководила в покаянии.
Наконец покаяние бывшей грешницы совершилось: сила Божия во всем преобразила ее душу и тело, прекратились телесные страдания, страсти умерли и бесы навсегда отступили от преподобной. Кроме того, Мария обрела у Бога великие дары: прозрения, пророчества, чудотворения и премудрости. В таком состоянии преподобная прожила в пустыне еще тридцать лет, молясь за весь мир.

Тогда Господь, чтобы прославить верную рабу свою, послал к ней преподобного Зосиму, которому она и рассказала о своей жизни, совершив при нем немало чудес. Еще через год Зосима вновь пошел к преподобной, чтобы причастить ее Божественных Тайн, но не мог переправиться через Иордан. Тогда Мария сама перешла к нему, идя по воде, как посуху. Причастившись Святых Христовых Тайн, преподобная Мария в ту же ночь преставилась ко Господу и ныне со всеми святыми ликует у престола Святой Троицы.

Проверочные вопросы:

  1. О чем говорится во второй заповеди блаженства?
  2. Что обещает Господь плачущим?
  3. Любой ли плач делает человека блаженным?
  4. Что должен делать христианин, замечающий за собой грехи?
  5. Зачем нужен плач о грехах?
  6. Какую пользу получает кающийся?
  7. Почему счастливы люди, плачущие о своих грехах?