34. Первая заповедь Блаженства

Цель занятия:

понять содержание и значение первой заповеди блаженства

Задачи:

  • понять выражение «нищета духовная»
  • понять смысл добродетели смирения, противоположной греху гордости
  • познакомиться с примерами из жизни святых, проявлявших смирение
  • формировать желание исполнять первую заповедь блаженства

Использованная литература:

  1. Рафаил (Карелин), архим. Тайна спасения. Беседы о духовной жизни. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001.
  2. Заповеди блаженства. Те, кто их исполнил. [Электронный ресурс] – URL: http://pravsobor.kz/STATII/Prosto_o_glavnom/zapovedi_Blajenstva.html (дата обращения 09.12.2016).
  3. Иоанн Кронштадтский, прав. Беседы о блаженствах евангельских // Иоанн Кронштадтский, прав. Полное собрание сочинений. – СПб., 1993. Т. 1. Беседа 2.
  4. Коваленко В. Заповеди блаженств. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-kovalenko.shtml (дата обращения 26.11.2015).

Дополнительная литература:

  1. Николай Сербский (Велимирович), свт. Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств. – М.: Покров, 2003.
  2. Игнатий Брянчанинов: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom1_asketicheskie_opyty/53
  3. Потапов В., прот. Блаженства Евангельские. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/blazhenstva-evangelskie-potapov (дата обращения 03.05.2017).

Ключевые понятия:

  • Заповеди блаженства
  • Нищета духовная

Словарь урока:

  • Блаженство
  • Царство Небесное
  • Мир и мiр (значения слов)
  • Смирение
  • Гордость
  • Грех

Содержание занятия: (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Как Вы думаете, где в нас начинается Царство Божие?
  2. Как объяснить, что такое «духовная нищета»?
  3. О какой добродетели говорится в первой заповеди блаженства?
  4. На кого всегеется нищий духом и кому доверяет?
  5. Что общего между нищетой материальной и духовной?
  6. Как мир житейский относится к нищим духом?
  7. Какому греху противоположна добродетель смирения?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме и беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме.

Устная работа с текстом, содержащим подборку цитат и основные моменты, на которые следует обратить внимание при изучении первой заповеди блаженства. Учитель зачитывает цитаты, а потом дает классу задание составить список критериев духовной нищеты, список проявлений гордыни и способы выработки смирения, помогая классу наводящими вопросами. Затем результат, достигнутый классом, сравнивают со списками, данными в тексте.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 26 «О смысле добродетелей»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 28 «О добродетелях. Духовная нищета»:

1) Объяснение заповеди

2) Из «Бесед о блаженствах евангельских» святого праведного Иоанна Кронштадтского

3) Кто заповедь исполнил. Преподобный Макарий Египетский

 

На церковнославянском:

1. Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное.

В русском переводе:

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

1) Объяснение заповеди

Нагорная проповедь начинается с Первой заповеди блаженства.

Первая заповедь блаженства гласит: «Блаженны нищие духом» (Мф.5:3). Духовная нищета ­­ это внутреннее самоотречение. Человек, воспринявший ее, отказывается от своих иллюзорных богатств, от того, что так ценит слепой и страстный мир. Он отказывается от временного и преходящего, от того, что становится добычей тления и смерти. Он освобождается от своих страстных привязанностей, он с болью отрывает их от сердца, как червей, присосавшихся к ране. Он перестает доверять своим суждениям, как пропитанным ложью. Его душа похожа на корабль, из которого во время бури выбрасывают весь ненужный груз, чтобы он не утонул и не погрузился на дно с теми драгоценностями, которые спрятаны в его трюме. Или – на борца, который выходит на сражение обнаженным, чтобы противник не мог схватить его за одежду и бросить на землю. Нищий духом –  тот, кто надеется не на себя, а на Бога, не на свой разум, не на свои таланты, не на помощь людей, а только на Промысл Божий. Поэтому он отказывается не только от мира, но и от образов мира в своей душе, от помыслов, колеблющих его ум. Быть нищим духом – значит иметь свое сердце свободным для Бога. Быть нищим духом – значит отречься от всего ради Одного и в этом Одном получить все. Но если для внешней, телесной нищеты достаточно однажды раздать все свое имущество, то для нищеты духовной необходима постоянная внутренняя борьба со страстными образами этого мира.

Заповедь никогда не может быть исполнена человеком в совершенстве – это путь, не имеющий конца. Быть нищим духом – значит стоять умом с молитвой у своего сердца и прогонять помыслы, возникающие в его глубине. Быть нищим духом – значит служить Богу в тайне молчаливого сердца, имея его нищим от помыслов этого мира. Человек, избавляясь от собственных помыслов, избавляется и от демона печали. Поэтому нищий духом всегда радостен. В сердце нищего духом рождается Иисусова молитва. В сердце «богатого» мыслями, хотя бы блестящими и возвышенными, молитва начинает меркнуть и гаснуть. Есть блаженная нищета – отказаться от богатства вещественного и мысленного ради Бога.

2) Из «Бесед о блаженствах евангельских» святого праведного Иоанна Кронштадтского

Перенесемся мысленно на гору блаженств, на которой Господь поучал собравшихся. Пред Ним стоят ученики Его и простой народ, жаждущий слова Его. Вот те нищие духом, которых ублажает Сердцеведец, которым усвояет царство небесное; вот те смиренные, которым Господь дает Свою благодать! Но отчего здесь, вместе с народом, нет книжников и фарисеев, этих ученых и учителей еврейскаго народа; отчего нет священников, старейшин, князей? Оттого, что они не сознают своей духовной бедности, своего окаянства, своей слепоты и наготы духовной; они считают себя праведниками, которым будто бы не нужно учиться слову правды у кроткаго и смиреннаго сердцем Учителя Назаретскаго; они думают, что своею мнимою праведностию уже угодили Богу и мечтают занимать первые места в царстве Мессии. Вот те горделивцы, братия, от которых далеко истинное блаженство и царство небесное.

3) Кто заповедь исполнил. Преподобный Макарий Египетский

«…Боже, очисти меня, грешного, так как я никогда не делал доброго пред Тобою», – этими словами начинается одна из утренних молитв в православном молитвослове. И не было бы в них ничего необычного, будь их автор каким-нибудь раскаявшимся злодеем. Но в том и странность, что этими словами обращался к Богу один из величайших христианских подвижников – Макарий Египетский, которого еще при жизни другие монахи называли не иначе как земным богом. Этот человек был настолько праведен, что молитвой мог исцелять безнадежно больных и даже воскрешать мертвых. Всю свою жизнь он посвятил исполнению заповедей Евангелия. И вдруг – «…никогда не делал доброго пред Тобою»! Как это можно понять?

В житии святого Макария Великого есть один эпизод, в котором можно увидеть объяснение этому парадоксу.

Однажды, после многих лет жизни в пустыне, во время молитвы Макарий услышал голос: «Макарий, ты не достиг еще такого совершенства, как две женщины, живущие в городе». Подвижник, взяв свой посох, пошел в город и нашел там дом, где жили эти женщины. Те приняли его с радостью, а преподобный сказал: «Ради вас я пришел из дальней пустыни и хочу знать о ваших добрых делах, расскажите мне о них, ничего не скрывая». Женщины с удивлением ответили: «Мы живем со своими мужьями, у нас нет никаких добродетелей». Однако святой продолжал настаивать, и тогда женщины рассказали ему: «Мы вышли замуж за родных братьев. За всё время совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злого или обидного слова и никогда не ссорились между собой. Мы просили своих мужей отпустить нас в женский монастырь, но они не соглашаются, и мы дали обет не произносить ни одного злого слова до смерти». Тогда Макарий поблагодарил Бога за этот урок и сказал: «Поистине Господь не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого Духа, которая действует и управляет жизнью каждого человека, стремящегося спастись».

Конечно же, нелепо было бы полагать, будто житие этих двух женщин было выше жития Макария Великого. Тот, кто обладал властью над демонами и мог воскрешать мертвых, уж наверное научился за годы подвижнической жизни обуздывать и свой язык. Урок, который Господь преподал ему через этот случай, заключался совсем в другом. Женщины искренне сказали о себе, что не имеют никаких добродетелей, полностью относя свою праведную жизнь к действию благодати Божьей, а не к собственным усилиям. Не добродетели, а смирению научился у женщин великий подвижник и чудотворец.

Состояние, когда человек своим «произведением» считает лишь собственные грехи, а всё доброе в себе осознает как некий дар, полученный от Бога, в православии называется нищетой духа.

Проверочные вопросы:

  1. Как Вы думаете, где в нас начинается Царство Божие?
  2. Как объяснить, что такое «духовная нищета»?
  3. О какой добродетели говорится в первой заповеди блаженства?
  4. На кого всегда надеется нищий духом и кому доверяет?
  5. Что общего между нищетой материальной и духовной?
  6. Как мир житейский относится к нищим духом?
  7. Какому греху противоположна добродетель смирения?