33. Заповеди Блаженства. Необходимость подвига для достижения надежды спасения. Учение Господа о блаженстве. Двойственность сторон в каждой заповеди блаженства

Цель занятия:

углубить понимание заповедей блаженства

Задачи:

  • выучить заповеди блаженства
  • понять принципиальные отличийя новозаветных заповедей от ветхозаветных
  • понять, что означает обещанное Богом блаженство
  • осознать необходимость подвига для христианина

Использованная литература:

  1. Потапов В., прот. Блаженства Евангельские. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/blazhenstva-evangelskie-potapov (дата обращения 03.05.2017).
  2. Коваленко В. Заповеди блаженств. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-kovalenko.shtml (дата обращения 26.11.2015).
  3. Борисов А., прот. 9 текстов, которые знают все православные. [Электронный ресурс]. – URL: http://arzamas.academy/materials/1271 (дата обращения 03.05.2017).
  4. Кирилл (Гундяев), патр. О заповедях блаженств. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/o-zapovedyax-blazhenstv (дата обращения 03.05.2017).
  5. Милеант А., еп. Сущность христианства. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/sushhnost-khristianstva/ (дата обращения 03.05.2017).

Дополнительная литература:

  1. Филарет Московский (Дроздов), свт. Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/ (дата обращения 14.04.2017).
  2. Иов (Гумеров), иером., Гумеров П., свящ., Гумеров А., свящ. Закон Божий. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014. Часть 5. Раздел «Евангельские заповеди блаженства».
  3. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 2. Урок 26 «Учение о блаженствах».

Ключевые понятия:

  • Заповеди блаженства
  • Спасение
  • Христианский подвиг

Словарь урока:

  • Новый Завет
  • Нагорная проповедь
  • Блаженство

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Является ли исполнение заповедей блаженства обязательным для христианина?
  2. Что обещает человеку каждая из заповедей блаженства?
  3. Когда праведные люди получат блаженство?
  4. Трудно ли выполнить заповеди блаженства?
  5. Почему грешник не может быть счастливым?
  6. Что такое христианский подвиг?
  7. Как вы думаете, кому и почему подвиг приносит радость?

Ход урока:

Рассказ учителя по новой теме и беседа с детьми.

Просмотр презентации для повторения содержания заповедей блаженства.

Закрепление темы с помощью письменного теста о первых трёх заповедях и теста о христианском подвиге.

Видеоматериалы:

Телепрограмма «Уроки православия». «Заповеди блаженства как ступени духовной лестницы». Урок 1. 25 августа 2014:

1) Отличие Нового Завета от Ветхого Завета

2) Содержание Нового Завета

3) Необходимость христианского подвига

4) Учение о блаженстве

5) Содержание заповедей блаженства

1) Отличие Нового Завета от Ветхого Завета

Ранее мы говорили, что во времена Исхода Израиля из Египта Бог даровал Моисею десять заповедей нравственного закона. Заповеди Ветхого Завета  предписывали: «делай» или «не делай». Неукоснительное соблюдение их стимулировалось неотвратимостью наказания за нарушение и поощрением за соблюдение. Бог воспитывал избранный народ, как воспитывают детей. Апостол Павел не случайно назвал Ветхозаветный закон «детоводителем  ко Христу» (Гал. 3:24). Господь Иисус Христос пришел отнюдь не для того, чтобы отменить этот закон: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17). Исполнение Спасителем этого закона потребовалось потому, что со времен Моисея понимание закона оказалось во многом утраченным. Скрупулезному исполнению разнообразных бытовых и обрядовых предписаний, которых стало придаваться главенствующее значение. И за этой внешней, ритуальной стороной терялись суть и смысл великого нравственного откровения.

Поэтому надлежало явиться Господу, чтобы обновить содержание закона в глазах людей и коснуться их сердца. А ещё, чтобы дать человеку средство употребить этот закон ко спасению своей души. В книге пророка Иеремии сказано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет, не такой Завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской… Но… вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого»  (Иер. 31:31-34).

Из пророчеств Иеремии следовало, что Новый  Завет положит начало иным отношениям между Богом и людьми. Новый Завет будет начертан не на каменных скрижалях, а «в сердце человеческом». Заповеди его должны стать не внешним, но внутренним нравственным законом для тех, с кем Бог заключит его, укажет не столько на то, что делает человек, сколько на то, каков он сам. Он будет относиться не только к Ветхозаветной Церкви – народу Израиля. Церковь Нового Завета станет Вселенской, ибо  к Господу «придут народы от краёв земли» (Иер. 16:19).

2) Содержание Нового Завета

Сущность Нового Завета, заключаемого между Богом и человеком,  изложена Спасителем в Нагорной проповеди (Мф. 5-7 главы; Лк. 6:12-49). Первая часть ее содержит Заповеди блаженства, указывающие путь к  спасению – победе над грехом и вечному счастью в Царствии Небесном. Эти заповеди выражают суть Евангельского учения и поются за каждой литургией. Новый Завет обращен к внутреннему миру личности, требует преображения «человека ветхого» – «раба Божия» («эвед Элохим»), в «человека нового» – «сына Божия» («бар Элохим»).

Возможность получить блага подлинно нравственной жизни дана Христом для всех без исключения людей. Важно подчеркнуть, что эти блага никому не навязываются насильно. Ими может пользоваться всякий, кто пожелает быть в общении с Иисусом Христом, то есть, кто постарается исполнить Его заповеди и кто живёт в Церкви и питается ее святыми Таинствами. Преподобный Феодор Эдесский пишет, что соблюдение заповедей в первую очередь приносит нам пользу: «Заповеди Христовы соблюдая, мы ничего тем не доставляя Ему, ни в чём не нуждающемуся, и всех благ Подателю, но самим себе благодетельствуем, заслуживая себе жизнь вечную и наслаждение неизреченных благ». Тот, кто ищет нравственного совершенствования, кто прилагает усилие, обязательно его найдет, по обещанию Спасителя: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и, когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш небесный даст блага просящим у Него» (Мф.7:7-11).

3) Необходимость христианского подвига

Христос – идеал совершенства. В лучшие моменты жизни, когда нас посещает вдохновение начать жить для добра, всех любить и всем делать добро, нам не найти более высокого примера для подражания, чем Господь Иисус Христос. Праведники всех времен – пророки, апостолы, мученики, преподобные и другие подвижники веры – сияют духовной красотой в той мере, в какой они уподоблялись Христу. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись», – поется при крещении человека (Гал. 3:27, 4:19). Как дождевые капли, переливаясь цветами радуги, отражают сияние солнца, так каждый верующий христианин должен отображать нравственную красоту Христа. Мы не только можем, но и должны подражать Христу.

Человеку малодуховному и привязанному к земному добродетели кажутся непосильно трудными. Однако если вникнуть, трудность заключается не в природе добродетелей, а в нашей испорченности. Действительно, ангелы на Небе живут добродетельно и исполняют все заповеди Божии совершенно естественно, без нарочитого подвига, и, главное, делают это с радостью. Если бы мы были безгрешными и чистыми, какими Бог нас создал, то и нам было бы легко и приятно добродетельно жить. Но грех нарушил в нас гармонию между душой и телом. Тело, пораженное проказой греха, взяло власть над душой и стало тиранствовать над ней своими беспорядочными и капризными пожеланиями. Возникла необходимость обуздать тело и поставить его на подчиненное место по отношению к душе. Но это легко только на словах. Фактически же человечество оказалось в рабстве греха и дьявола. Понадобилось пришествие на землю Сына Божия и принятие Им нашей природы, чтобы помочь нам освободиться от своего зла и восстановить в себе образ Божий.

Господь Иисус Христос Сам прошел путь человеческих невзгод, все трудности добродетельной жизни в условиях эгоистичного, грешного и порой богоборческого общества. Он сделал это для того, чтобы показать нам путь к духовному обновлению. Своей благодатью Он помогает нам на каждом шагу, Он укрепляет и воодушевляет нас, Он снимает с нас тяжесть грехов, но при всем этом нам не избежать подвига, потому что препятствия к духовному обновлению находятся внутри нас. Мы – главная помеха к своему спасению!

Но не надо отчаиваться и опускать руки. Все праведники, в большей или меньшей степени, поначалу страдали разными недостатками, подвергались внутренним и внешним искушениям, порой изнемогали и падали, потом вставали и снова каялись. И замечательно, как с Божией помощью они достигали большой духовной высоты, набирались мудрости и опытности, так что потом могли помогать тем, которые за ними шли по пути духовного обновления. И Сам Бог свидетельствовал о правильности их пути тем, что наделял их даром совершать чудеса и предсказывать будущее. Среди этих бесчисленных праведников были люди из самых различных жизненных условий и социального уровня – были нищие и богатые, простецы и ученые, рабы и цари. Но при всем внешнем различии всех их объединяет нечто общее, а именно христианский подвиг. Все они шли узким путем, проложенным Христом, все они добровольно лишали себя разных выгод и удовольствий, им предоставляемых жизнью, все они старались «распинать свою плоть с ее страстями и похотями» (Гал. 5:24; Рим. 6:6).

Вот почему главной темой Священного Писания является побуждение к подвигу. Сама жизнь христианина уподобляется несению креста вслед Христу: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38). На вопрос учеников, многие ли спасутся, Господь ответил: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк. 13:24). «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:19-34). И это не только в известные моменты жизни, но должно стать образом жизни: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящими» (Лк.12:32-35). «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим.12:11).

Однако, говоря о необходимости подвига, надо помнить, что в христианстве важно не одухотворение само по себе, а уподобление Христу. Христианство есть религия радости. Раздражительность, суровость, мрачность противоречат православному пониманию подвига. Все подлинные подвижники были строгими к себе, снисходительными и ласковыми к другим.

4) Учение о блаженстве

Евангельский нравственный закон не есть только набор заповедей и сухая религиозно-нравственная система, а живая благодатная сила, благовестие о спасении и вечном блаженстве в Царстве Небесном.

Но что такое блаженство? Это совершенное счастье, к которому стремятся все люди.

В чем же счастье человека? Люди по-разному понимают счастье. Одни видят счастье в знаниях и талантах, другие в красоте, славе, богатстве, власти над людьми, в почете и уважении к себе окружающих, в любви, в семейной жизни и так далее. Иногда люди и достигают такого счастья, но оно кратковременно и призрачно. Богатый может потерять свое богатство, здоровый неожиданно заболеть, свободный попасть в тюрьму, умный внезапно лишиться разума и так далее. Всякое такое счастье непрочно и потому не подлинно. Истинное счастье должно быть непреходящим, вечным.

Блаженство – это когда воля Божья перестает быть чем-то абстрактным, далеким, но приходит в наше сердце, в нашу повседневную жизнь. По учению Христа, счастье – это Царствие Божие. Быть счастливым, значит быть членом Царства Божия, жить с Богом. Царство Божие начинается здесь, на земле, теперь, а продолжается и вполне осуществляется на небе, в вечности. Счастью в Царстве Небесном нет конца. Его никто не может отнять у человека, и оно не зависит уже ни от каких случайностей. Оно есть блаженство, то есть, совершенное благо, добро, красота и вечная любовь.

Отец Церкви четвертого века Григорий Нисский так определяет понятие блаженства: «Блаженство есть совокупность и полнота всего, что есть благо и что желается, как благо, без единого недостатка, лишения и препятствия, – и продолжает, – последователи Христа не только ждут блаженства, как будущего, но оно присуще их душе, как настоящее, поскольку в них присутствует Сам Христос».

Блаженством можно назвать еще преисполненное высшей радости неизреченно счастливое состояние, когда дух человека возвышается так, что перестаёт зависеть от всего, что могло бы помешать такому состоянию. По слову апостола Павла: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9).

Блаженное состояние неразрывно связано с близостью к Богу. Более того, оно целиком зависит от этой близости. В пятом стихе 114-го псалма мы читаем: «Блажен кого Ты избрал и приблизил, чтоб он жил во дворах Твоих». В 15-ом псалме псалмопевец уверяет нас в том, что «полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей во век» (11 ст). Блаженство – приобретение достигших Царства Божия, ибо, по слову Христову, «Царство Божие внутри вас есть». Таким образом, началом блаженства верующий может насладиться еще в земной жизни.

5) Содержание заповедей блаженства

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Когда говорится «блаженны нищие духом», речь идет о понятии «бедняки Господни» – это странники, ради духа избирающие другую, необычную жизнь, жизнь без погони за богатством, без погони за социальным положением, властью и так далее.

Господь говорит о том, что «блаженны алчущие и жаждущие правды», то есть люди, которые страстно желают добра, справедливости. Следуя за Христом, они в Цар­ствии Небесном получат ту правду, ту истину, которую они так стремятся найти в этом мире.

Про «блаженны плачущие» возможны два толкования: плачущие о собственных грехах, то есть осознающие свою греховность, и плачущие о печальных со­бытиях, которые нас окружают в мире, то есть это люди с сочувствующим сердцем, чувствительные к чужой беде, к чужому горю, неравнодушные.

Милостивые утешатся, потому что будет восстановлена во всем спра­ведливость, Господь отрет всякую слезу.

«Миротворцы сынами Божиими нарекутся», потому что Бог несет мир. Как Господь сказал в прощальной беседе с учениками: «Мир Мой даю вам». Он принес в обычный земной мир, полный скорбей, другой мир, другое измерение, другие начала и принципы жизни.

«Блаженны, когда будут гнать вас, злословить и так далее». Парадоксальная вещь, но люди, которые действительно страдают за правду, за истину, даже физическую боль чувствуют не так остро. Они понимают, что страдают за правду, за то, ради чего стоит жить и умереть. Они блаженны, потому что высшее счастье – когда человек понимает, что ценой страданий, ценой каких-то лишений он остался всё-таки верен своему слову, верен своему долгу – тому, что он считает истиной.

Когда неправедно гонимый человек страдает, но остается верен себе, можно это назвать упрямством, но на самом деле это верность – тот же самый корень, что и в слове «вера».

И в конце: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». Это необязательно в потустороннем мире. Небеса – это и измерение человеческой жизни, ее духовная ипостась.

Следует помнить, что Господь, будучи кротким и смиренным сердцем, предложил учение Свое не повелевая, а ублажая тех, кто его свободно примет и будет исполнять. Поэтому в каждом изречении о блаженстве следует рассматривать: учение, или заповедь и ублажение, или обещание награды.

Проверочные вопросы:

  1. Является ли исполнение заповедей блаженства обязательным для христианина?
  2. Что обещает человеку каждая из заповедей блаженства?
  3. Когда праведные люди получат блаженство?
  4. Трудно ли выполнить заповеди блаженства?
  5. Почему грешник не может быть счастливым?
  6. Что такое христианский подвиг?
  7. Как вы думаете, кому и почему подвиг приносит радость?