32. Смертная казнь преступников

Цель занятия:

познакомиться с содержанием Основ социальной концепции РПЦ в отношении наказания преступников

Задачи:

  • понять природу человеческой преступности
  • понять цель наказания преступников
  • выработать собственное отношение к наказанию преступников
  • понять отношение Церкви к применению смертной казни
  • понять необходимость проявления милосердия к любому человеку

Использованная литература:

  1. Основы социальной концепции Русской православной церкви // Сборник документов Юбилейного архиерейского собора Русской православной церкви. – М., 2000. Раздел IX.
  2. Каледа Г.А., прот. Остановитесь на путях ваших. Записки тюремного священника. – М., 2009.
  3. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006. Глава «О шестой заповеди Закона Божия».

Дополнительная литература:

  1. Сильвестров А., диак. Смертная казнь: за и против. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.orthedu.ru/journal/16610-smertnaya-kazn-pro-et-contra.html (дата обращения 03.05.2017).

Ключевые понятия:

  • Смертная казнь
  • Основы социальной концепции РПЦ

Словарь урока:

  • Преступление
  • Наказание преступника
  • Милосердие

Содержание занятия: (открыть)

Проверочные вопросы:

  1. Является ли смертная казнь убийством?
  2. Является ли наказание преступника видом мести?
  3. Какие цели преследует наказание преступника?
  4. Могут ли эти цели быть достигнуты применением смертной казни?
  5. К чему может привести судебная ошибка?
  6. В чем причина существования преступности?
  7. Ведет ли ужесточение наказаний к уменьшению преступности?
  8. Как Церковь призывает относиться к тем, кто осужден и находится в заключении?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме, беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов.

Прочтение текста про старца Паисия и юношу. Ответы детей на вопросы.

Ход урока. Вариант 2:

Самостоятельная работа детей с текстами раздела IX «Основ социальной концепции РПЦ». Составление ответов на вопросы в задании.

Беседа с детьми и выводы из прочитанного.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

Патриарх Кирилл о смертной казни в передаче «Слово пастыря»:

1) О смертной казни

2) Отрывок из книги протоиерея Глеба Каледы «Остановитесь на путях ваших. Записки тюремного священника»

1) О смертной казни

Христиане призваны быть законопослушными гражданами земного отечества, принимая, что всякая душа должна быть «покорна высшим властям» (Рим.13:1), и одновременно помня Христову заповедь воздавать «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Лк.20:25). Но человеческая греховность порождает преступления – нарушения границ, положенных законом. Вместе с тем понятие греха, установленное православными нравственными нормами, гораздо шире, чем представление светского права о преступлениях.

Главным источником преступления является помраченное состояние человеческой души: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15:19). Необходимо также признать, что подчас преступности способствуют экономические и социальные обстоятельства, слабость государственной власти, отсутствие законного порядка. Криминальные сообщества могут проникать в государственные учреждения, дабы использовать их в своих целях. Наконец, сама власть, совершая противозаконные действия, может становиться правонарушителем. Особенно опасна преступность, прикрываемая политическими и псевдорелигиозными мотивами, – терроризм и тому подобное.

Особая мера наказания – смертная казнь – признавалась в Ветхом Завете. В частности, Господь говорит Моисею: «И вот законы, которые ты объявишь им: Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти» (Исх. 21:1,12); «Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. Кто украдет человека [из сынов Израилевых] и [поработив его] продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти. Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21:15-17); «Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват; но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти… Сына ли забодает, дочь ли забодает,- по сему же закону поступать с ним» (Исх. 20:28-31). Ещё большее количество повелений о смертной казни мы найдем в Книге Левит – 20-я глава этой книги предусматривает смертную казнь за целый ряд преступлений. Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIII века до революции 1905 года она применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью – именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговоренных к высшей мере наказания.

Отмена смертной казни дает больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества.

Смертная казнь преступника относится к общественному виду зла и есть великое зло, но допустима в исключительных случаях, когда является, единственным, по справедливости, средством остановить многочисленнейшие убийства и преступления. Но за правосудие произведенной казни отвечают, со всей строгостью пред Богом совершившие эту казнь правители. Смертная казнь для закостенелого преступника часто бывает единственным средством для покаяния. А без воли Божией и волос с головы человека не упадет. Священное Писание свидетельствует: милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, ибо «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:17).

2) Отрывок из книги протоиерея Глеба Каледы «Остановитесь на путях ваших. Записки тюремного священника»

Протоиерей Глеб Каледа († 1994), профессор, один из первых священников, возродивших окормление тюрем православным духовенством, неоднократно один на один беседовавший в камере смертников с приговоренными к высшей мере.

Когда впервые начальник тюрьмы ввел меня в шестой коридор – коридор смертников, я увидел серо-зеленые стены, сводчатый потолок да узкие двери с тремя замками. Никого из людей. За нами захлопнулись стальные двери.

Что-то охватило мою душу, что-то коснулось меня, и я невольно прошептал:

«Здесь другая атмосфера, дух другой», – подразумевая остальную тюрьму. «Да, конечно», – тихо вторил мне начальник тюрьмы.

С другой стороны коридора лязгнула дверь, и на нас посмотрел дежурный надзиратель. Здесь лица надзирателей ничего не говорят.

В этом коридоре узкие камеры, в которых сидит 20 человек, приговоренных к расстрелу. Я бывал в этих камерах и разговаривал с сидящими здесь смертниками. Кое-кто из них крестился.

С какой силой во время крещения на память читал Символ веры в тюремном храме ожидающий свою казнь смертник Григорий.

«Тебе, Дима, не здесь сидеть, а быть бы катехизатором на воле», – я готовил его к крещению.

Судьи приговаривают к расстрелу одного человека, а палачи расстреливают другого, правда, с той же фамилией.

Мои смертники всегда со мною.

В шестом коридоре нет пустых разговоров. Здесь живут по другую сторону жизни.

Вот здесь, в шестом коридоре, можно учиться страху смертному.

Вот здесь, в шестом коридоре, очень полезно потрудиться монашествующей братии.

<…> Не нами дана жизнь, и не нам ее отнимать – для православного здесь все ясно. Но мы не задумываемся о том, что калечим души тех, кому вменяем в обязанность (или разрешаем) быть палачами. Приговорами к высшей мере наказания мы воспитываем в сознании людей возможность убийства по своему или чужому решению, мы плодим палачей. За небольшую сумму стало возможным договориться об убийстве любой неугодной кому-то личности. Последние ступеньки моральной деградации нации.

Проверочные вопросы:

  1. Является ли смертная казнь убийством?
  2. Является ли наказание преступника видом мести?
  3. Какие цели преследует наказание преступника?
  4. Могут ли эти цели быть достигнуты применением смертной казни?
  5. К чему может привести судебная ошибка?
  6. В чем причина существования преступности?
  7. Ведет ли ужесточение наказаний к уменьшению преступности?
  8. Как Церковь призывает относиться к тем, кто осужден и находится в заключении?