30. Обязанности родителей к детям, пастырей к пасомым, начальников к подчиненным

Цель занятия:

проанализировать с христианской позиции обязанности родителей к детям, пастырей к пасомым, начальников к подчиненным

Ожидаемые результаты:

  • знание примеров из Священного Писания об отношении родителей к детям
  • знакомство с должным отношением священника к пастве на примере святого праведного Иоанна Кронштадтского
  • знакомство с должным отношением начальника к подчиненным на примере великого русского полководца графа Александра Васильевича Суворова

Использованная литература:

  1. Филарет Московский (Дроздов), свт. Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/ (дата обращения 14.04.2017).
  2. Серафим Саровский, прп. Радость моя. – М.: Фонд «Благовест», подворье Троице-Сергиевой Лавры, 1998.
  3. В.Корхова. Дивный Батюшка. Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/fiction/divnyj-batyushka-zhitie-svyatogo-pravednogo-ioanna-kronshtadtskogo/ (дата обращения 28.04.2017).
  4. Алексеев С.П. Рассказы о Суворове и русских солдатах. – М.: Детская литература, 1984.

Дополнительная литература:

  1. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 2. Урок 23.
  2. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. – М. 2002. Глава 7. Раздел 13.

Ключевые понятия:

  • Любовь
  • Служение

Словарь урока:

  • Уважение
  • Забота
  • Жертва
  • Молитва
  • Праведный Иоанн Кронштадтский
  • Александр Васильевич Суворов

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. За кого несёт ответственность в семье отец?
  2. Для чего нужны начальники?
  3. Чем положение начальника похоже на положение отца в семье?
  4. Можно ли сказать, что начальнику живётся легче, чем подчинённым?
  5. Как должны относиться родители к детям согласно Священному Писанию?
  6. Почему в русской традиции священника называют батюшкой?
  7. Как должен относиться священник к прихожанам своего храма?
  8. Может ли родитель обойтись без строгости при воспитании детей?
  9. Кому в семье должно доставаться всё лучшее?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме.

Беседа с детьми, сравнивающая положение священника или начальника с отцом большого семейства. Примеры поступков праведного Иоанна Кронштадтского и генералиссимуса Суворова.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя и просмотр презентации об ответственности в семье.

Выполнение детьми заданий в подгруппах.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Мульткалендарь. 2 января. «Иоанн Кронштадтский, святой праведник, чудотворец, пастырь истины»:

  1. Мультфильм «Про солдата»из серии «Гора самоцветов»:

1) Об отношении родителей к детям

2) Об отношении пастыря к пасомым

3) Об отношении начальствующих к подчиненным

1) Об отношении родителей к детям

Священное Писание предписывает обязанности к детям, соответственно обязанностям в отношении родителей: «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).

В Священном Писании можно найти множество примеров любви родителей к своим детям. И даже пороки детей, неверные их поступки материнская и отцовская любовь может простить. Поэтому дети должны помнить это и стараться быть благодарными своим родителям. Тяжко оскорбил Авессалом своего отца, царя и пророка Давида, восстав против него со своими негодными подданными. Но послушайте, что Давид говорит своим военачальникам: сберегите мне отрока Авессалома (2 Цар. 18:5), а когда Авессалом погиб, Давид глубоко скорбел, плакал, рыдал и говорил: «Сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя...» (2Цар.18:33). Припомним и из новозаветной истории, какой душевной скорби исполнено обращение хананеянки к Спасителю: «Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф. 15:22). Дочь страдает, но мать вдвойне страдает. Поэтому она говорит: помилуй меня, Господи! Вот такова нежная любовь родителей по отношению к своим детям. И дети этого забывать не должны. На эту любовь родительскую дети также должны отвечать взаимною, нежною любовью к ним.

2) Об отношении пастыря к пасомым

Священное Писание о долге и обязанности пастырей по отношению к духовной пастве говорит так: «Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет 5:2-3).

Из жития святого праведного Иоанна Кронштадтского

Кронштадт в то время был городом не совсем обычным. Могучая военно-морская крепость служила одновременно и местом высылки из столицы порочных людей: бродяг, пьяниц, нищих, бездельников. Кроме того, приезжали в город и малограмотные крестьяне в надежде найти хоть какой-нибудь заработок. Но мест в заводских мастерских не хватало, да и брали людей всё-таки пограмотнее, поопытнее. Так и эти крестьяне, хотя и невольно, тоже становились нищими бродягами. Ютились несчастные, порой с семьями, на окраинах города, шатались по улицам, попрошайничали и пьянствовали. Их жёны и дети жили в беспросветной нужде, в голоде и холоде. Тот, кто мог, из полусгнивших досок и брёвен строил себе лачугу, некоторые рыли землянки. Во время богослужения эти нищие окружали Андреевский собор – ждали подаяния. Городовой неустанно отгонял их от храма: «Житья от этих оборванцев не стало!». Однако отец Иоанн не позволял обижать бедняков – «ведь нужно любить всякого человека: и в грехе его, и в позоре его. Человек несёт в себе образ Божий, и его не надо смешивать со злом, которое иногда поселяется в людях».

И молодой священник, не боясь запачкаться грязью, стал приходить в лачуги и землянки, посещать бедные квартиры. Он вразумлял и увещевал пьяниц; пока матери стирали или готовили обед, он нянчил их детей. Встречались семьи, настолько поражённые нищетой, что некому было сходить за хлебом, не на что пригласить врача и купить необходимые лекарства. Тогда отец Иоанн сам ходил за покупками, на свои деньги приобретал лекарства и оплачивал визит доктора. И когда от его жалованья не оставалось даже копейки, он отдавал свою одежду, сапоги, шапку… Нередко видели Батюшку возвращающимся домой полураздетым, без обуви. Денег не было, но оставались твёрдая вера в милосердие Божие и надежда, что Господь пошлёт средства – ведь не оскудевает рука дающего.

Не всем было понятно такое поведение священника. Многие люди им были недовольны: дело пастыря – службу вести, а не с нищими забавляться. Некоторых это задевало за живое – сами-то они так не могли. Не понимали святого. Даже жена первое время встречала его с удивлением. «Я священник. Чего же тут? Значит, и говорить нечего: не себе, а другим принадлежу. Счастливых семей, Лиза, и без нас довольно. А мы с тобой посвятим себя на служение Богу»,– говорил обычно отец Иоанн, и Елизавета Константиновна стала сестрой милосердия, неустанно помогая своему супругу в его высоком служении ближним.

Поначалу и сами эти грубые, очерствевшие от беспросветной нужды и пьянства люди не понимали святого порыва пастыря, косились на него, а порой встречали враждебно. Но время шло… Батюшка оставался таким же отзывчивым, милосердным, любвеобильным, бескорыстным и незлобивым, готовым всегда – даже ночью – прийти на помощь, утешить, выслушать… И окаменевшие сердца размягчались. Воистину Господь послал этим несчастным не просто благодетеля, но верного друга и наставника!

Сохранилось множество рассказов о том, как спасал молодой священник погибающие души. Вот только один из них, поведанный самим участником этих событий.

«Теперь я старик, а помню хорошо, как видел в первый раз Батюшку. У меня была семья, двое детишек, старшему три года. Рано я женился. Работал и пьянствовал. Семья голодала. Жена потихоньку по миру собирала. Жили в дрянной конурке, на конце города.

Прихожу раз не очень пьяный… Вижу, какой-то молодой батюшка сидит и на руках сынишку держит и что-то ему говорит ласково. И ребёнок серьёзно слушает. Может быть, грех, но мне всё кажется, Батюшка был как Христос на картинке «Благословение детей». Я было ругаться хотел: вот, мол, шляются… да глаза Батюшки, и ласковые, и серьёзные в одно время, меня остановили. Стыдно стало… Опустил я глаза, а он смотрит, прямо в душу смотрит. Не смею я передать всё, что он говорил. Говорил про то, что у меня в каморке рай, потому что где дети, там всегда и тепло, и хорошо, и о том, что не нужно этот рай менять на чад кабацкий. Не винил он меня, нет, всё оправдывал, только мне было не до оправдания.

Ушёл он, а я сижу и молчу… Не плачу… хотя на душе так, как перед слезами. Жена смотрит… И вот с тех пор я человеком стал».

А сколько было таких – пьянствующих, ворующих, озлобленных на весь свет! И скольким из них помог отец Иоанн участием, советом, молитвой, деньгами!..

3) Об отношении начальствующих к подчиненным

Священное Писание о долге и обязанностях начальствующих и владеющих говорит так: «Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах» (Кол 4:1). Апостол Павел в своем послании, говоря о повиновении властям, увещевает: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся» (Рим. 13:4). Облеченный властью должен помнить, что, начальствуя, он делает дело Божие. Не должно забывать и о том, что где дело Божие, там должны быть всякое старание, рачительность и страх, ибо сказано: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48:10).

Видя своего начальника непоколебимо верным Отечеству, и подчиненные станут такими же, ибо пример начальника, несомненно, побудит их к тому и в любви к Отечеству утвердит. Власть имеющие должны прежде всего самих себя расположить так, чтобы всегда быть готовыми жертвовать всем, даже своею жизнью, для блага Отечества и Церкви. Такое расположение бремя власти облегчит им. Ибо подчиненные, без сомнения, проникнутся к начальнику глубочайшей любовью и уважением и будут повиноваться ему не только за страх, но и за совесть. А приобрести такое повиновение подчиненных – значит приобрести послушных друзей и любящих детей.

Начальствующий должен прибегать к молитве, чтобы ею испрашивать благословение Божие на свое служение. И это нужно для облегчения бремени власти. Видя своего начальника ревнующим о Церкви, подчиненные и сами проникнутся его благочестием, усугубят послушание, повиновение и любовь к нему и тем облегчат бремя его власти, сделав его легким и удобоносимым.

Из «Рассказов о Суворове и русских солдатах» С.П.Алексеева

«Дерзость»

В бою под Фокшанами турки расположили свою артиллерию так, что с тыла, за спиной, у них оказалось болото. Позиция для пушек - лучше не сыщешь: сзади неприятель не подойдет, с флангов не обойдет. Спокойны турки.

Однако Суворов не побоялся болота. Прошли суворовские богатыри через топи и, как гром среди ясного неба, - на турецкую артиллерию сзади. Захватил Суворов турецкие пушки.

И турки, и австрийцы, и сами русские сочли маневр Суворова за рискованный, дерзкий.

Хорошо, что прошли через топи солдаты, а вдруг не прошли бы?!

- Дерзкий так дерзкий, - усмехнулся Суворов. - Дерзость войскам не помеха.

Однако мало кто знал, что, прежде чем пустить войска через болота, Суворов отрядил бывалых солдат, и те вдоль и поперек излазили топи и выбрали надежный путь для своих товарищей. Суворов берег солдат и действовал наверняка.

Месяц спустя в новом бою с турками полковник Илловайский решил повторить дерзкий маневр Суворова.

Обстановка была схожей: тоже турецкие пушки и тоже болото.

- Суворову повезло, - говорил Илловайский. - А я что, хуже? И мне повезет.

Только Илловайскому не повезло. Повел полковник солдат, не зная дороги. Завязли солдаты в болоте. Стали тонуть. Поднялся шум, крики. Поняли турки, в чем дело. Развернули свои пушки и расстреляли русских солдат. Много солдат погибло. Илловайский, однако, спасся.

Суворов разгневался страшно. Кричал и ругался до хрипоты.

- Так я же хотел, как вы, чтобы дерзость была, - оправдывался Илловайский.

- «Дерзость»! - кричал Суворов. - Дерзость есть, а где же умение?!

За напрасную гибель солдат Суворов разжаловал полковника в рядовые и отправил в обозную команду.

- Ему людей доверять нельзя, - говорил Суворов. - При лошадях он безопаснее.

«Суп и каша»

Суворовская армия совершала стремительный переход. Остановились войска ночевать в лесу на косогоре, у самой речки.

Разложили солдаты походные костры, стали варить суп и кашу.

Сварили, принялись есть. А генералы толпятся около своих палаток, ждут Лушку. Лушка - генеральский повар. Отстал Лушка где-то в пути, вот и томятся генералы, сидят не кормлены.

- Что же делать? - говорит Суворов. - Пошли к солдатским кострам, господа генералы.

- Да нет уж, - отвечают генералы, - мы подождем. Вот-вот Лушка приедет.

Знал Суворов, что генералам солдатская пища не по нутру. Спорить не стал.

- Ну, как хотите.

А сам к ближайшим кострам на огонек.

Потеснились солдаты, отвели Суворову лучшее место, дали миску и ложку.

Уселся Суворов, принялся есть. К солдатской пище фельдмаршал приучен. Ни супом, ни кашей не брезгует. Ест, наедается всласть.

- Ай да суп, славный суп! - нахваливает Суворов.

Улыбаются солдаты. Знают, что фельдмаршала на супе не проведешь: значит, и вправду суп хороший сварили.

Поел Суворов суп, взялся за кашу.

- Хороша каша, добрая каша!

Наелся Суворов, поблагодарил солдат, вернулся к своим генералам. Улегся фельдмаршал спать, уснул богатырским сном. А генералам не спится. Ворочаются с боку на бок. От голода мучаются. Ждут Лушку.

К утру Лушка не прибыл.

Поднял Суворов войска, двинулась армия в дальнейший поход. Едут генералы понурые, в животах бурчит - есть хочется. Промучились бедные до нового привала. А когда войска остановились, так сразу же за Суворовым к солдатским кострам: не помирать же от голода.

Расселись, ждут не дождутся, когда же солдатская пища сварится.

Усмехнулся Суворов. Сам принялся раздавать генералам суп и кашу. Каждому дает, каждому выговаривает:

- Ешь, ешь, получай. Да впредь не брезгуй солдатским. Не брезгуй солдатским. Солдат - человек. Солдат мне себя дороже.

 «Сапоги»

В чине генерал-аншефа Суворов был направлен на финляндскую границу. Поручили Суворову следить за переустройством и вооружением тамошних крепостей.

Граница была большой. Крепостей много. Одному трудно.

На самом отдаленном участке Суворов передоверил наблюдение за работами какому-то полковнику. Тот, присмотрев день-второй, перепоручил это своему помощнику - майору. Д майор, в свою очередь, - молодому поручику.

Через какое-то время Суворов вспомнил про отдаленную крепость. Приехал. Посмотрел - работы стоят на месте.

Разозлился Суворов, вызвал полковника.

- Что же это! - закричал. - Почему работы не движутся?

Испугался полковник ответственности и свалил все на майора: мол, майор во всем виноват.

Суворов вызвал майора:

- Поручал вам полковник?

- Поручал. Так я же отдал приказ поручику.

Вызвал Суворов поручика:

- Получали приказ?

- Так точно, - ответил поручик. - Получал. Да не думал, что к спеху.

- Да, - произнес Суворов, - вижу, виновных нет. - И приказал принести прут.

Испугались виновные офицеры - ну как ударит!

А Суворов схватил прут и давай хлестать свои сапоги. Хлещет и приговаривает:

- Не ленитесь. Не ленитесь. Это вы во всем виноваты. Если бы вы сами ходили по всем работам, этого бы не случилось.

Потом отбросил прут в сторону, сел на коня и уехал.

Перекрестились офицеры - беда миновала. Собрали солдат. Засучили рукава. Топоры в руки. За дело.

Помогли сапоги. Раньше других была отстроена отдаленная крепость.

«Сало»

Голодно солдатам в походе. Сухари от ненастной погоды размокли и сгнили. Швейцарские селения редки и бедны. Ели лошадей, копали коренья в долинах. А когда кончились коренья и лошади, взялись за конские шкуры.

Исхудали, изголодались вконец солдаты. Затянули ремни на последние дырки. Идут, вздыхают, вспоминают, как пахнут щи, как тает на зубах каша.

- Хоть бы каравай хлеба! - вздыхают солдаты. - Хоть бы сала кусок!

И вдруг в какой-то горной избе солдаты и впрямь раздобыли кусок настоящего сала. Кусок маленький, размером с ладошку. Обступили его солдаты. Глаза блестят, ноздри раздуваются.

Решили солдаты сало делить и вдруг призадумались: как же его делить тут впору одному бы наесться.

Зашумели солдаты.

- Давай по жребию, - предлагает один.

- Пусть съест тот, кто нашел первым, - возражает второй.

- Нет, так - чтоб каждому, каждому! - кричит третий.

Спорят солдаты. И вдруг кто-то произнес:

- Братцы, а я думаю так, отдадим-ка сало Суворову.

- Правильно! Суворову! Суворову! - понеслись голоса.

Позвали солдаты суворовского денщика Прошку, отдали ему сало, наказали вручить фельдмаршалу. Довольны солдаты. И Прошка доволен. Стал прикидывать, надолго ли сала хватит. Решил: если отрезать в день кусок толщиной с палец, как раз на неделю получится.

Явился Прошка к Суворову.

- Сало?! - подивился тот. - Откуда такое?

Прошка и рассказал про солдат. Мол, солдатский гостинец.

- Дети, богатыри! - прослезился Суворов. Потом повернулся к Прошке и вдруг закричал: - Да как ты взял! Да как ты посмел! Солдатам конские шкуры, а мне сало...

- Так на то они и солдаты, - стал оправдываться Прошка.

- Что - солдаты?.. - не утихает Суворов. - Солдат мне дороже себя. Немедля ступай, верни сало. Да спасибо скажи. В ноги поклонись солдатам.

- Так они же сами прислали, - упирается Прошка. - Да что для них сало с ладонь! Тут лизнуть каждому мало. Вон их сколько, а сала как раз на одну персону.

Глянул Суворов на сало. Правда, кусок невелик.

- Хорошо, - согласился Суворов. - Ступай тогда в санитарную палатку, отнеси раненым.

Однако Прошка снова уперся:

- Раненым?! Да куда им сало? Да им помирать пора!

- Бесстыжая душа твоя! - заревел Суворов и потянулся за плеткой.

Понял Прошка, что дело может дурным кончиться. Подхватил сало и помчался к санитарной палатке.

На следующий день солдаты повстречали Прошку.

- Ну, как сало? - спрашивают. - Ел ли фельдмаршал? Что говорил?

Только Прошка собрался открыть рот, а тут рядом появился Суворов.

- Детушки! - произнес - Богатыри! Отменное сало. С детства не едал такого. Стариковское вам спасибо! - и низко поклонился солдатам.

У Прошки от удивления глаза на лоб. А солдаты заулыбались, отдали фельдмаршалу честь, повернулись и направились к себе в роту.

- Понравилось, - перешептывались они по пути. - Вон как благодарил. Сало - оно такая вещь, что и фельдмаршалу не помешает.

Проверочные вопросы:

  1. За кого несёт ответственность в семье отец?
  2. Для чего нужны начальники?
  3. Чем положение начальника похоже на положение отца в семье?
  4. Можно ли сказать, что начальнику живётся легче, чем подчинённым?
  5. Как должны относиться родители к детям согласно Священному Писанию?
  6. Почему в русской традиции священника называют батюшкой?
  7. Как должен относиться священник к прихожанам своего храма?
  8. Может ли родитель обойтись без строгости при воспитании детей?
  9. Кому в семье должно доставаться всё лучшее?