29. Отношение христианина к светским властям, любовь к Отечеству, почитание пастырей, старших возрастом, благодетелей и начальников

Цель занятия:

расширить понимание пятой заповеди

Ожидаемые результаты:

  • знакомство с библейскими основаниями почитания пастырей, учителей, начальников
  • развитие чувства благодарности к старшим, учителям, начальникам
  • понимание смысла подвига благоверного князя Александра Невского
  • укрепление любви к Отечеству

Использованная литература:

  1. Филарет Московский (Дроздов), свт. Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/ (дата обращения 14.04.2017).
  2. Куломзина С.С. Православная Церковь: история Церкви в рассказах для детей и взрослых. Изд. ЭКСМО, 2013.

Дополнительная литература:

  1. Основы социальной концепции Русской православной церкви // Сборник документов Юбилейного архиерейского собора Русской православной церкви. – М.: 2000. Разделы II – III.
  2. Христианский патриотизм в учении Церкви (цитаты святых отцов и подвижников благочестия о патриотизме). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.blagogon.ru/biblio/712/ (дата обращения 28.04.2017).

Ключевые понятия:

  • Пятая заповедь
  • Почитание
  • Молитва

Словарь урока:

  • Пастырь
  • Благодетель
  • Учитель
  • Начальник
  • Отечество

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Только ли о биологических родителях говорится в пятой заповеди?
  2. Что говорит Священное Писание о почитании старших?
  3. Почему о светских властях следует молиться?
  4. В каком официальном церковном документе можно прочитать о том, как христианину относиться к светским властям?
  5. Должен ли христианин быть патриотом?
  6. Как относился к своей Родине благоверный князь Александр Невский?

Ход урока:

Рассказ учителя по новой теме.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 51 «Благоверный князь Александр Невский»:

  1. Мульткалендарь. 12 сентября. «Святой благоверный князь Александр Невский»:

  1. Телепроект «Воскресная школа». Часть «Любовь к Отечеству как христианская добродетель»:

1) О пятой заповеди

2) О почитании старших

3) О любви к Отечеству

1) О пятой заповеди

В пятой заповеди под наименованием родителей следует понимать всех, кто в разном отношении бывает для нас вместо родителей.

Родители часто передают дело обучение своих детей учителям. Уму-разуму учат нас старшие; учат вере Христовой и помогают нам соединяться с Богом люди духовные. Священное Писание о почтении к пастырям и учителям духовным говорит так: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны: ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостию, а не воздыхая: ибо это для вас не полезно» (Евр. 13:17).

Учителя, старшие, пастыри Церкви вместе с разными начальниками заботятся о нас, а потому их нужно почитать,  так же, как родителей, слушаться их. В реалиях монархии девятнадцатого века святитель Филарет (Дроздов) так пишет об этом: «Есть ещё начальствующие, которых следует почитать после родителей, подобно им. Это те, кто заботится о нашем благочестивом воспитании, т.е. учителя и наставники; кто охраняет нас от беспорядков и неустройства в обществе, т.е. начальники гражданские; те, кто защищает нас от обид силой законов, т.е. судьи; те, кому Государь вверяет сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, т.е. начальники военные». Подробно об обязанностях по отношению к начальникам говорит апостол Павел: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим.13:1-7).  Если мы будем их слушаться, то они свое дело будут делать с радостью, а от этого будет больше пользы и нам. Если мы сами будем все делать хорошо, то и начальники у нас будут хорошие, а плохие начальники бывают у плохих людей.

Удостовериться, что благодетелей следует почитать, как родителей, можно на примере Самого Господа Иисуса Христа, Который повиновался Иосифу, несмотря на то, что Иосиф не был Его отцом, а только воспитателем (см. Лк. 2:51).

Таким образом, пятой заповедью Бог велит почитать родителей и всех тех людей, которые заботятся о нас вместо родителей. За это почитание Бог обещает и дает счастливую и долгую жизнь на земле.

2) О почитании старших

В Священном Писании есть особое указание почитать старших по возрасту, так же, как и родителей. Апостол Павел пишет к апостолу Тимофею: «Старца не укоряй, но увещавай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер» (1Тим. 5:1-2). «Пред лицем седаго вставай и почитай лице старца, и бойся (Господа) Бога твоего» (Лев.19:32).

Святитель Николай Сербский пишет о том, почему следует почитать старших: «прежде того, как ты узнал что-либо о Господе Боге, знали об этом твои родители. И этого довольно, чтобы им поклониться и воздать хвалу и почитание. Поклонись же и почтительно поблагодари всякого, кто прежде тебя познал Высшее Добро на этом свете». В подтверждение своей мысли он приводит пример: «Один богатый юноша-индиец путешествовал со своей свитой через долину Гиндукуша. В долине ему встретился старец, пасущий коз. Нищий старец в знак почтения склонил голову и низко поклонился богатому юноше. Юноша же, быстро соскочив со своего слона, распростерся перед старцем на земле. Удивился старец такому поступку юноши, удивились и все его слуги. Юноша же сказал так: «Кланяюсь твоим очам, которые прежде моих увидели этот свет, дело рук Всевышнего, кланяюсь твоим устам, которые прежде моих произнесли Его святое имя, и кланяюсь твоему сердцу, которое прежде моего затрепетало от радостного открытия Отца всех людей на земле — Царя Небесного и Господа всяческих».

3) О любви к Отечеству

Наша любовь к Отечеству должна простираться до готовности отдать за него свою жизнь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).

Из жития святого благоверного князя Александра Невского

Молодому князю Александру пришлось много и трудно воевать. В то время как Русь была захвачена с востока татарами, на нее начали надвигаться с запада другие враги. Это были шведы и рыцари-монахи так называемого «Ордена меченосцев», которые силой обращали в христианство язычников, литовцев и ливов. Их поддерживал Римский папа. Православные русские люди казались меченосцам такими же дикарями, как и язычники.

Молодой восемнадцатилетний Александр с небольшим ополчением выступил против врага, крепко веря, что «не в силе Бог, а в правде».

В ночь перед битвой со шведами на реке Неве в 1240 году одному из воинов Александра было чудесное видение: по реке плыла лодка, в которой стояли убитые сыновья князя Владимира - святые Борис и Глеб. «Брат Глеб, вели грести скорее! Поможем нашему родственнику Александру!» - сказал святой Борис. На следующий день в неравной битве русское войско победило шведов. Александра за эту победу стали называть Александром Невским.
Татарский хан прислал Александру приказ явиться к нему на поклон. После блестящих побед над шведами и рыцарями-меченосцами трудно было Александру унижаться перед ханом. Куда легче было бы ему броситься в бой с татарами и умереть в бою. Но он понимал, что Русь разорена и не в силах сейчас разбить татар. Лучше, думал он, принять унижение на самого себя, но сберечь родину.

Римский папа предлагал Александру помощь против татар, если он согласится принять католичество и перевести в католическую веру русский народ. Но Александр отказался, не желая спасать родину ценой измены православию.

Провожая Александра, Митрополит Кирилл благословил его и сказал: «Не отрекись от истинного Бога, пострадай за веру, как добрый воин Христов». По приезде в орду Александр отказался поклониться идолам. Татарские чиновники доложили хану об его неповиновении. Батый велел привести князя к нему. Войдя в ханский шатер, Александр по татарскому обычаю встал перед ханом четыре раза на колени и сказал: «Тебе, хану, я кланяюсь как правителю царства, которое дал тебе Бог, а идолам твоим не поклонюсь, потому что кланяюсь единому Богу, которому служу». Хан помиловал Александра и сказал: «Правду говорят что нет князя, подобного ему».

От Батыя князю Александру пришлось ехать на поклон к Чингиз-Хану в Азию. Путешествие верхом, с ночевками у костра, длилось несколько месяцев. В орде Александр увидел все могущество татар и убедился, что Русь еще не может бороться с ними.

Князь Александр стал великим князем. Управлять Русью под татарским игом было очень трудно. Из-за непосильной дани и грабежей баскаков происходили постоянно бунты в народе. Александр много раз ездил в орду отмаливать хана от гнева и подолгу жил там, терпя всякие унижения. Последний раз Александр выехал из орды уже больной и в пути умер. Всю свою жизнь Александр Невский отдал на защиту родины и православной веры, забывая о самом себе.

Проверочные вопросы:

  1. Только ли о биологических родителях говорится в пятой заповеди?
  2. Что говорит Священное Писание о почитании старших?
  3. Почему о светских властях следует молиться?
  4. В каком официальном церковном документе можно прочитать о том, как христианину относиться к светским властям?
  5. Должен ли христианин быть патриотом?
  6. Как относился к своей Родине благоверный князь Александр Невский?