25. Десять Заповедей Божиих. О разделении Заповедей на две Скрижали. О любви к Богу и о любви к ближнему

Цель занятия:

углубить понимание ветхозаветных заповедей применительно к своей жизни

Ожидаемые результаты:

  • знание текста десяти заповедей и распределение их на две скрижали
  • умение соотнести десять заповедей с двумя главными христианскими заповедями
  • умение применять полученные знания о заповедях для подготовки к исповеди
  • углубление навыков добродетельной жизни

Использованная литература:

  1. Иов (Гумеров), иером., Гумеров П., свящ., Гумеров А., свящ. Закон Божий. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014. Часть 5. Раздел «Заповеди Божии».
  2. Заповеди Божии. Александр (Милеант), еп. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.wco.ru/biblio/books/list037/main.htm (дата обращения 17.04.2017).
  3. Тимофей, свящ. Пособие по аскетике для современного юношества. – М.: Паломник, 1999. Глава 2. «О заповедях Божиих».

Дополнительная литература:

  1. Филарет Московский (Дроздов), свт. Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/ (дата обращения 14.04.2017).
  2. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 2. Уроки 20 - 25.
  3. Николай Сербский (Велимирович), свт. Десять заповедей Божиих. – М.: Ковчег, 2013.

Ключевые понятия:

  • Закон Божий
  • Любовь к Богу
  • Любовь к ближнему

Словарь урока:

  • Десять заповедей
  • Скрижали завета
  • Грех

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Сколько заповедей дал Бог людям через Моисея?
  2. На чём были написаны заповеди Божии и почему?
  3. Сколько заповедей говорят людям об отношении к Богу?
  4. Сколько заповедей учат отношению к ближним?
  5. Сколько заповедей запрещающих, а сколько – разрешающих?
  6. В какой заповеди прямо запрещается не внешний поступок, но и определенная мысль?
  7. Какую заповедь вам выполнить труднее всего?
  8. Может ли называться христианином тот, кто не исполняет первую заповедь?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме.

Просмотр видеоматериалов.

Класс делится на несколько команд. Учитель делит задание поровну между командами. Работая в подгруппах, дети должны как можно быстрее правильно определить, о какой заповеди идёт речь в каждом фрагменте текста, и точно записать её.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме и беседа с детьми с использованием презентации и текста к ней.

Закрепление темы с помощью письменного теста.

Видеоматериалы:

  1. Телепрограмма «Купелька». «Заповеди Божьи»:

  1. Телепроект «Вера святых». Часть 26 «Заповеди Божии. Синайское Откровение»:

  1. Телепроект «Вера святых». Часть 27 «Первая заповедь»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 132. «Заповеди об отношении человека к Богу»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 133. «Заповеди об отношении к ближнему»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 29. «О заповедях»:

1) Назначение и обязательность исполнения заповедей Божиих

2) Духовность Закона Божия

3) Разделение заповедей на две скрижали

4) Десять заповедей

5) Заповеди об отношении к Богу

6) Заповеди об отношении к ближним

1) Назначение и обязательность исполнения заповедей Божиих

Во всем сотворенном мире Бог установил особые законы, благодаря которым в нем поддерживается красота и гармония. Такие же законы предначертаны и нашей душе. Они оберегают нас от беды и учат, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Эти духовные законы и составляют суть Божиих заповедей. Очень условно заповеди Божии можно сравнить с инструкцией по эксплуатации, которую выдает изготовитель на свое изделие. Только сам конструктор знает, для каких целей он придумал машину, и как она должна работать. Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили Его, любили друг друга и не вредили себе и другим, поэтому Он и дал нам заповеди. Как родители предупреждают своих детей об опасности и учат жизни, так и Отец наш Небесный делает нам необходимые наставления. Они должны нами строго соблюдаться, чтобы душа не погибла.

Заповеди были даны людям еще в Ветхом Завете. Десять заповедей обязаны соблюдать и люди Нового Завета, христиане. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17), – говорит Господь Иисус Христос. При этом нужно помнить, что заповеди Божии нельзя полностью свести к жесткому набору предписаний. Их нельзя понимать только как «инструкцию по эксплуатации человека». Соответственно, и в нарушении их кроется не только человеческая небрежность. Но и Бога нельзя обвинить в том, что Он задал человеку жесткие правила, как будто бы не мог или не хотел освободить от них человека. Заповеди Божии даны любящим нас Творцом, Который осыпал человека благодеяниями, Который еще большие блага приготовил нам для будущей жизни, и Который ждет от нас ответной любви. Любовь же эта ни в чем ином выразиться не может, как только в послушании Богу. Вот и получается, что заповеди даны Господом не по произволу, а по любви Его к нам. И нарушая заповеди, человек не просто вредит себе, используя «изделие Божие» не по назначению – он отвергает Божию любовь. А потому становится виновен перед Создателем. Итак, по отношению к человеку заповеди Божии – это правила жизни, ведущей к цели ее – вечному блаженству в Царствии Небесном. А по отношению к Самому Законодателю заповеди составляют священный завет Божественной любви к нам. И в том, и в другом понимании заповеди Божии отражают волю неизменяемого Бога, а потому и сами они абсолютны и непреложны.

2) Духовность Закона Божия

Смертоносное действие греха не во всем похоже на электрический удар. Ведь Бог – это не бездушный рок, а живой Законодатель и Судия. Каждый грех и каждую добродетель любого человека Он оценивает по отдельности, каждого награждает или наказывает с учетом его личных человеческих особенностей и жизненных обстоятельств и в общем плане Своего промышления о всех людях. Далеко не всякий грех получает воздаяние на земле, в этой временной жизни, а еще реже награждается здесь настоящая христианская добродетель. Потому справедливость и милость Божию мы можем понять только с учетом посмертного воздаяния каждому по делам его. Апостол Павел учит, что закон Божий духовен. Это значит, что он требует исправления самых наших чувств и намерений, а потому его нельзя свести к внешнему исполнению определенных предписаний и инструкций, как это сделали иудеи, постоянно обличаемые за это Спасителем в Евангелии. Бог видит и судит, прежде всего, именно наши намерения, и лишь потом – их материальные последствия, то есть наши дела. Бога не обманешь. Даже доброе с виду дело не принесет добрых плодов, если сделано с недобрым намерением, с тайным умыслом или с корыстным расчетом.

3) Разделение заповедей на две скрижали

Самый главный закон духовного мира – это закон любви к Богу и людям. Все десять заповедей говорят об этом законе. Заповеди были даны Моисею в виде двух каменных плит – скрижалей, на одной из которых были написаны первые четыре заповеди, говорящие о любви ко Господу, а на второй – остальные шесть, об отношении к ближним. Когда Господа нашего Иисуса Христа спросили: «Какая большая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40). Что это значит? То, что если человек действительно достиг настоящей любви к Богу и ближним, он не может нарушить ни одну из десяти заповедей, потому что они все говорят о любви к Богу и людям. И к этой совершенной любви мы должны стремиться.

4) Десять заповедей

Рассмотрим десять заповедей Закона Божьего по порядку:

1. Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.

2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.

3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

4. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.

6. Не убий.

7. Не прелюбы сотвори.

8. Не укради.

9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

Так они звучат по-церковнославянски. В дальнейшем, разбирая каждую заповедь, мы будем давать их русский перевод.

5) Заповеди об отношении к Богу

1. «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:2-3).

Господь является Творцом вселенной и духовного мира и Первопричиной всего существующего. Весь наш прекрасный, гармоничный и невероятно сложно устроенный мир, никак не мог возникнуть сам собой. За всей этой красотой и гармонией стоит Творческий Разум. Верить в то, что все существующее возникло само по себе, без Бога – есть ничто иное как безумие.

В наше время первая заповедь так же актуальна, как много тысяч лет тому назад. Современный человек перегружен всякими знаниями, а о Боге и Его участии в своей жизни часто имеет самое тусклое представление. Отчужденность человека от Бога лишает его разум необходимых духовных знаний, а его жизнь делает извилистой и суетной. Бог – Источник всех благ, и человек должен стремиться к Нему, ибо только в Боге он получает жизнь. Нам необходимо все наши поступки и действия сообразовывать с волей Божией: будут они угодны Богу или нет. Главным средством богообщения является молитва и святые Таинства, в которых мы получаем благодать Божию.

Бог хочет, чтобы люди прославляли Его правильно, то есть православно. Одним из самых вредных современных заблуждений является то, что все религии и веры говорят об одном и том же и одинаково стремятся к Богу, просто молятся Ему по-разному. В некоторых языческих культах до сих пор практикуются человеческие жертвоприношения. Как же можно говорить, что мы одинаково славим Бога, ведь наш «Бог есть любовь» (1Ин.4:8).

Грехами против первой заповеди является: 1) атеизм (отрицание Бога); 2) маловерие, сомнение, суеверие, когда люди смешивают веру с неверием или всевозможными приметами и прочими пережитками язычества. Также грешат против первой заповеди те, кто говорит: «У меня Бог в душе», а в церковь при этом не ходят и к Таинствам не приступают или приступают редко; 3) язычество (многобожие), вера в ложных богов и оккультизм. К этому также можно отнести магию, колдовство, целительство, экстрасенсорику, астрологию, гадание и обращение к людям, занимающимся всем этим, за помощью. 4) ложные мнения, противоречащие вере православной, и отпадение от Церкви в раскол, лжеучения и секты; 5) отречение от веры; 6) надежда на свои силы и на людей больше, чем на Бога. Этот грех также связан с маловерием.

2. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх.20:4-5).

Вторая заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Хотя в современном мире осталось мало прямых идолопоклонников, многие люди творят себе кумиров, воздают им поклонение и приносят жертвы. Для многих такими идолами, требующими постоянных жертвоприношений, стали их страсти и пороки. Страсти – укоренившиеся греховные привычки, пагубные зависимости. Некоторые люди попали в их плен и уже не могут обходиться без них, и служат им, как своим господам, ибо: «кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр. 2:19). Вот эти идолы – страсти: 1) чревоугодие; 2) блуд; 3) сребролюбие, 4) гнев; 5) печаль; 6) уныние; 7) тщеславие; 8) гордость. Служа страсти, человек перестает думать о Боге и служить Ему, и он также забывает о любви к ближним.

К грехам против второй заповеди также можно отнести страстную привязанность к каким-либо делам, когда это увлечение становится страстью. Идолослужением является и страстное поклонение какой-либо личности. Недаром некоторые артисты, певцы, спортсмены в современном мире так и называются: кумирами и идолами.

3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх.20:7).

Что значит поминать имя Господа напрасно? Значит, произносить его не в молитве, не в духовных беседах, а ведя праздные разговоры, как говорится, «для красного словца» или просто для связки слов, а может быть даже в шутку. И уж совсем тяжким грехом является произнесение имени Божия с желанием похулить Бога, посмеяться над Ним. Также грехом против третьей заповеди является кощунство, когда святые предметы становятся предметом насмешек и поругания. Неисполнение обетов, данных Богу, и легкомысленные клятвы с призыванием имени Божия, также являются нарушением этой заповеди. Имя Божие является для нас святыней, и его нельзя разменивать в пустой, праздной речи.

Слово имеет великое значение и силу. Бог сотворил этот мир, посредством Слова. «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32:2). Сам Бог называется Словом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово» (Ин. 1:1). Слово – великий дар Божий людям, и он также должен служить нашему спасению и пользе. Грешит против третьей заповеди тот, кто употребляет слово праздно или загрязняет свою речь скверными словами: именами дьявола, матерной бранью и другим сквернословием. Не только за скверное, но и «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36), – говорит Спаситель.

4. «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему» (Исх.20:8-10).

Господь сотворил этот мир за шесть дней и окончил творение. «И благословил Бог седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:3). Это не значит, что Бог не заботится о сотворенном мире, но означает, что Господь закончил все действия, связанные с творением.

В апостольское время суббота соблюдалась христианами иудейского происхождения. Однако, в первый день после субботы, в воскресенье, иудеи-христиане собирались для молитвы и причащения. Так уже в первое столетие христианской эры возникло празднование воскресного дня. Обращая язычников в христианство, апостолы не требовали от них соблюдения субботы, но собирали их на молитву именно в воскресный день. Постепенно суббота уступила место воскресенью, которое стало повсеместно отмечаться, как день, посвященный Богу, в исполнение четвертой заповеди.

Нарушают четвертую заповедь не только те, кто работают в воскресенье, но и те, которые ленятся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потому что заповедь говорит: «шесть дней трудись». Нарушают четвертую заповедь и те, которые, хотя не работают в воскресенье, но и Богу не посвящают этого дня, а проводят его в одних забавах, предаются разгулу и всякому излишеству. День воскресный хорошо посвятить молитве, духовному чтению, благочестивым занятиям. В воскресенье, как день свободный от обычных трудов, можно помочь ближним. Навестить больных, оказать помощь немощным, престарелым.

6) Заповеди об отношении к ближним

5. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12).

Тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже в земной жизни благословение, благополучие и многолетие. Чтить родителей это значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботится о них в старости, молится о их здравии и спасении, а когда они умрут, молится о упокоении их души.

Нередко люди спрашивают: как можно любить и почитать родителей, которые не проявляют заботу о детях, пренебрегают своими обязанностями или впадают в тяжелые грехи? Родителей мы не выбираем, то что они у нас такие, а не какие-то другие – есть воля Божия. Почему Бог дал нам таких родителей? Для того чтобы нам проявить лучшие христианские качества: терпение, любовь, смирение, научиться прощать.

Если человек не почитает родителей, отрицает эту иерархию, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить родину, затем отрицает мать-церковь, и вот он уже не верит в Бога. Все это очень взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на церковь, веру в Бога, и на семью. Семья, почитание старших, передача традиций цементирует общество, делает народ крепким.

Что касается отношения к посторонним людям, то христианину следует уважать: пастырей и отцов духовных; начальников гражданских, которые заботятся о справедливости, мирной жизни и благополучии страны; воспитателей, учителей и благодетелей и вообще всех старших по возрасту. Грешат те молодые люди, которые не уважают старших и стариков, считая их людьми отсталыми, а их понятия - отжившими.

6. «Не убивай» (Исх.20:13).

Убийство, отнятие жизни у другого человека и самоубийство, то есть самовольный уход из жизни – одни из самых тяжелых грехов. Самоубийство есть бунт против Бога, который дал нам драгоценный дар жизни. Но наша жизнь в руках Божиих, мы не имеем права уходить из нее, когда нам вздумается. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе, также он не может принести покаяние в грехе убийства, который он совершает по отношению к самому себе, за гробом покаяния нет.

Человек, лишивший другого жизни по неосторожности, также повинен в убийстве, но вина его меньше, чем у того, кто убивает сознательно. Также повинен в убийстве тот, кто способствовал убийству. Люди, своими вредными привычками и грехами сокращающие свою жизнь и наносящие вред своему здоровью, также грешат против шестой заповеди.

Говоря о грехе убийства, Господь Иисус Христос повелел нам искоренять в своем сердце те чувства злобы и мести, которые толкают человека на этот грех. Согласно Евангельскому учению, «Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца» (1Ин. 3:15). Поэтому грешит против шестой заповеди всякий, кто питает к другим чувства ненависти и злобы, желает ближним смерти, поносит их, заводит ссоры и драки, или каким-нибудь другим путем проявляет свою вражду к ближнему. Кроме убийства телесного существует не менее страшное убийство – убийство духовное, когда кто-то соблазняет, совращает ближнего в неверие или подталкивает к совершению греха, и тем самым губит его душу. В качестве противодействия чувствам злобы и мести, Господь учил Своих последователей любить всех людей, в том числе и своих врагов: «Говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5:44).

Святитель Филарет Московские пишет, что «не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство. Не является беззаконным убийство, когда отнимается жизнь по должности, как-то: 1) когда преступника наказывают смертью по правосудию; 2) когда убивают неприятеля на войне за Отечество».

7. «Не прелюбодействуй» (Исх.20:14).

Этой заповедью запрещаются грехи против семьи, супружеская измена, а также нечистые желания и мысли. Священное Писание относит блуд к наиболее тяжёлым грехам: «Не обманывайтесь: ни блудники…ни прелюбодеи…Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9).

Господь ещё в раю установил брачный союз. Муж и жена отныне уже не двое, а «одна плоть» (Быт. 2:24). Наличие брака – это ещё одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. У людей же существует брак, взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми. Измена разрушает не только брак, но и душу того, кто изменяет. На чужом горе счастья не построишь. Существует закон духовного равновесия: посеяв зло, грех, мы зло и пожнем, наш грех к нам же и вернется. Прелюбодеяние, блуд начинается с того момента, когда человек даёт себе разрешение на грязные мысли, нескромные взгляды. В Евангелии сказано: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мф.5:28). Поэтому блуд мысленный, нехранение зрения, слуха, бесстыдные разговоры и другие подобные грехи, являются нарушением седьмой заповеди.

8. «Не кради» (Исх.20:15).

Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности, как государственной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничества. Кроме этого к грехам против восьмой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство, человекоугодие, так как в этом случае люди пытаются также приобрести что-то, например, расположение ближнего, нечестным, воровским путем.

Побуждает человека красть его пристрастие к удовольствиям и материальным благам. В противовес сребролюбию христианская вера учит нас быть бескорыстными, трудолюбивыми и милосердными.

9. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх.20:16).

Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против ближнего своего, например в суде, но и всякую ложь, сказанную в адрес других людей, как то: клевета, поклеп, ложные доносы. Грех празднословия, столь обычный повседневный для современного человека, также очень часто бывает связан с грехами против девятой заповеди. В праздных разговорах постоянно раздаются сплетни, пересуды, а порой наветы и клевета. Во время праздной беседы очень легко «сболтнуть лишнего», разгласить доверенные тебе чужие тайны и секреты, подвести и подставить ближнего. Вообще, необходимо обуздывать свой язык и воздерживаться от празднословия. Ведь слово - это величайший дар Творца. Животные этого дара не имеют. Когда мы говорим, мы уподобляемся Творцу, слово Которого немедленно становится делом. Поэтому дар слова надо употреблять исключительно для доброй цели и во славу Божию. Относительно пустословия Иисус Христос учил: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36-37).

Грешим мы против девятой заповеди, не только когда сами лжём, но и когда соглашаемся со сказанным другими, этим самым участвуя в грехе осуждения. «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1), – предупреждает Спаситель. Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий. Но только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нём. Ближний исправляется не осуждением или насмешкой, а любовью, снисходительностью и добрым советом.

10. «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20:17).

Этой заповедью Господь учит нас воздерживаться от зависти и от нечистых желаний. В то время как предыдущие заповеди говорили преимущественно о поведении человека, эта последняя заповедь обращает наше внимание на то, что происходит внутри нас: на наши мысли, чувства и желания. Она призывает нас стремиться к душевной чистоте.

Также нужно сказать, что зависть к богатству, имуществу, талантам, здоровью наших ближних убивает в нас любовь к ним, зависть как кислота разъедает душу. Нам уже неприятно общаться с ними, мы не можем разделить с ними их радость, наоборот, завистливого человека очень радует внезапная скорбь и горе, постигшее тех, кому он завидовал. Вот почему так опасен грех зависти, он является началом, семенем других грехов.

Зависть – это яд для души. Как бы человек не был богат, если он завистлив, ему всегда будет мало и он всегда будет недоволен. Такой человек никогда не будет счастлив и доволен жизнью, ведь счастье – это не какая-то сумма земных благ, а состояние души человека. «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Оно начинается здесь на земле, с правильного устроения души. Умение видеть дары Божии в каждом дне своей жизни, ценить их и благодарить за них Бога – залог человеческого счастья.

Проверочные вопросы:

  1. Сколько заповедей дал Бог людям через Моисея?
  2. На чём были написаны заповеди Божии и почему?
  3. Сколько заповедей говорят людям об отношении к Богу?
  4. Сколько заповедей учат отношению к ближним?
  5. Сколько заповедей запрещающих, а сколько – разрешающих?
  6. В какой заповеди прямо запрещается не внешний поступок, но и определенная мысль?
  7. Какую заповедь вам выполнить труднее всего?
  8. Может ли называться христианином тот, кто не исполняет первую заповедь?