24. Страшный суд

Цель занятия:

понять, как будет происходить Страшный суд, и какая вечная жизнь ожидает человека

Ожидаемые результаты:

  • понимание того, что милосердие Божие ограничивается личной свободой человека
  • осознание связи мучений грешников с нынешним состоянием их души
  • представление о том, в чем будет состоять блаженство праведников
  • желание достигнуть Царства Небесного, готовность прилагать к тому личные усилия

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2. Глава 11.
  2. Успенский С.М. Катехизис в рассказах. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

Дополнительная литература:

  1. Гумеров П., свящ. Объяснение Символа Веры. – М.: Православная энциклопедия Азбука веры, 2016. Глава «О двенадцатом члене Символа веры».
  2. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 2. Урок 13.
  3. Николай Сербский, свт. Верую: вера образованных людей. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. Глава «… И жизни будущаго века».
  4. Захарова Л.А. Православный катехизис. Конспект учителя. Вертоград. 2-е изд. М.: Ока Книга, 2013.

Ключевые понятия:

  • Страшный суд
  • Вечная жизнь
  • Царство Небесное

Словарь урока:

  • Воскресение мертвых
  • Милосердие Божие
  • Рай
  • Ад
  • Блаженство праведников
  • Мучения грешников
  • Аминь

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Что настанет после общего воскресения?
  2. Как в Символе Веры говорится о будущей жизни?
  3. Какой будет жизнь в Царствии Небесном, что мы о ней точно знаем?
  4. Чем отличаются друг от друга рай и ад?
  5. Все ли праведники будут испытывать одинаковое блаженство?
  6. Кто или что будет мучить грешников более всего?
  7. Почему бы Богу не уничтожить ад?
  8. Для чего в Символе Веры прибавлено слово аминь?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме.

Просмотр видеоматериалов.

Беседа с детьми.

Закрепление темы с помощью письменного теста.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме с использованием презентации.

Закрепление темы с применением игрового приема «Шапка вопросов»:

Каждый ребенок пишет на 3 листочках по вопросу – один по фактическому пониманию новой темы ("кто", "где", "когда"), один на осмысление («почему», «зачем»), и еще один, ответ на который он и сам не знает. Все листочки собираются в три «шапки» (или что-то их заменяющее). Затем дети делятся на несколько команд. Вопросы вынимаются сначала из первой «шапки» по одному, потом из второй и третьей, а каждая команда должна подготовить, обсудив, свой ответ.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Вера святых». Часть 19 «Вечная жизнь»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 19 «Беседа об одиннадцатой и двенадцатой частях Символа веры»:

1) Жизнь после воскресения мертвых

2) Блаженство праведников

3) Участь грешников

4) Три друга. Притча

12. и жизни будущаго века. Аминь.

1) Жизнь после воскресения мертвых

Воскресение мертвых будет последним великим чудом, которое Господь совершит над всеми людьми. После этого мир этот кончится и будет уже новое небо и новая земля. Начнется новая жизнь. Веру в эту жизнь мы исповедуем в словах: «чаю... (т.е. ожидаю) и жизни будущаго века. Аминь». Мы ожидаем жизни будущего века, то есть той жизни, которая будет после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова, жизни вечной, о которой Иисус Христос говорил: «И пойдут… праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46). Чтобы даровать эту жизнь нам Иисус Христос сошел с неба на землю, пострадал, умер и был погребен, воскрес из мертвых, вознесся на небо и ниспослал Святого Духа. Эта вечная жизнь является целью и всей нашей настоящей жизни. Что же это за вечная жизнь? Какова она будет?

Жизни будущего века противоположна наша настоящая временная жизнь. Временная жизнь начинается рождением, оканчивается смертью, она имеет и начало, и конец. Жизнь будущего века также имеет начало, но конца не имеет, она бесконечна. Уже в этом огромное различие между временной настоящей жизнью и жизнью будущего века.

2) Блаженство праведников

Жизнь будущего века для верующих и любящих Бoгa будет так блаженна, счастлива, что мы не можем себе даже представить этого: «Еще не открылось, что будем», - говорит апостол Иоанн (1Ин.3:2), а апостол Павел подтверждает: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9). Источником бесконечного блаженства праведников будет постоянное их пребывание с Богом в Его славе, «будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин. 3:2). Праведники увидят Бога лицом к лицу, как сказал Иисус Христос: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). И теперь, в нашей настоящей жизни, верующие люди в духовном общении с Богом находят для себя ве­личайшую радость и блаженство. Насколько же больше будет эта радость и это блаженство, когда они непосредственно увидят Господа на престоле Его славы и услышат бесчисленное множество счастливых, блаженных, светлых духов, прославляющих и воспевающих Бога. Это и будет рай.

Великому блаженству души будет соответствовать и блаженное состояние тела. В настоящей жизни, по причине греха, тело человека подвержено болезням и всяким немощам. В жизни будущей этого не будет: Они (праведники) не будут уже алкать, ни жаждать, и не будет палить их Солнце и никакой зной; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (см. Откр. 21:4). Тогда тела праведников будут славны и светоносны, подобно как тело Иисуса Христа во время преображения на горе Фаворе. Но, как ни велико будет блаженство праведников, однако блаженство это не будет для всех одинаковым и будет иметь различные степени, сообразно с нравственным состоянием и способностью каждого вместить бла­женство. Господь говорит о Себе, что Он «воздаст каждому по делам его». Об этом же свидетельствует апостол Павел в словах: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе, так и при воскресении мертвых» (1Кор. 15:41-42). Это значит, что как в видимой природе небесные светила, хотя и все славны, но разнятся в славе; так и при воскресении светила духовные - праведники - так же будут различаться по степени блаженства.

3) Участь грешников

А что же будет с неверующими и нераскаянными грешниками? Как праведники будут наслаждаться невыразимым блаженством, так грешники, наоборот, будут страдать в невыразимых мучениях. Для праведников всякие скорби и болезни, которые они терпят в настоящей жизни, со смертью прекращаются; для грешников же, отвергших любовь Божию, напротив, с этого времени только начинаются. Это видно из притчи о богатом и Лазаре. «Я мучаюсь в пламени сем» - говорил находившийся во аде богач. В другом месте Евангелия говорится о греш­никах, что Господь скажет им тогда: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный; уготованный диаволу и ан­гелам его. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:41,46). Значит, грешники, отвращаясь от Бога, отдают себя вечному мучению вместе с диаволом и злыми темными духами. Это состояние будет так ужасно, что его называют вечной смертью и адом.

Вечное мучение грешников не противоречит благости и милосердию Божию. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и для этого послал в мир Своего Единородного Сына Господа Иисуса Христа, Который жил с людьми, учил их простым ясным человеческим языком и примером Своей жизни. Бог не хотел и не хочет погибели грешников. Они сами погибают, потому что упорно отвращались от Бога и Его Закона во время своей земной жизни. Их собственное состояние будет таково, что они не смогут пользоваться вечным блаженством, подобно тому, как больному глазами невозможно пользоваться светом солнца.

Размышления о смерти, о Воскресении, о Последнем Суде, о вечном блаженстве и о вечном мучении помогают нам воздерживаться от грехов и освобождаться от пристрастия к земным вещам; утешают при лишении земных благ; побуждают соблюдать в чистоте душу и тело, жить для Бога и для вечности и таким образом достигать вечного спасения.

Символ Веры заканчивается словом «Аминь», что означает: истинно, несомненно так. Этим мы подтверждаем, свидетельствуем, что принимаем как истинные православные христиане, данное исповедание веры, оставленное нам святыми отцами, и утвержденное Вселенскими Соборами.

4) Три друга. Притча

У одного человека было три друга. Первых двух он сильно любил и жертвовал для них всем, что только у него было хорошего, третьему же другу уделял мало расположения. Случилось, что этому человеку нужно было уплатить значительный долг. Не имея своих денег, он отправился за помощью к друзьям. Вот приходит он к первому и просит взаймы. Но друг, на которого он так надеялся, отказался выручить беднягу.

- Я тебе теперь не друг, у меня новые приятели и поважней тебя, а если и этих не будет, то еще лучше найдутся. Вот тебе, впрочем, два рубища, а больше от меня ничего не жди.

Огорченный должник пошел ко второму другу.

- Друг мой, - сказал он, - вспомни, как я всегда ценил тебя и дорожил твоей дружбой, теперь я нахожусь в несчастье, помоги мне.

- Сегодня я очень занят, - ответил второй друг, - и мне совсем не до тебя. Все, что я могу для тебя сделать, - это проводить тебя до царя, а больше от меня ничего не жди.

Так с пустыми руками и воротился должник от своих любимых друзей. Тогда он решил пойти к третьему другу. Придя к нему с унылым лицом, он чуть слышно заговорил: «Не смею и уста раскрыть, чтобы высказать тебе свою просьбу. Я так мало всегда уделял тебе внимания. Но вот пришло ко мне горе великое и не к кому обратиться за помощью, кроме тебя».

- Что же ты так рано загоревал? - ответил третий друг. - Я почитаю тебя близким человеком, хотя ты и мало знался со мной. Не беспокойся, любезный, я помогу тебе.

Это притча... Что же она значит и чему нас учит?..

Первый друг - это наша алчность к наживе и самое богатство, которое собирает человек за жизнь. Оно дает ему только два рубища на погребение - сорочку да саван. Второй друг - это семейные и знакомые, которых мы часто любим до забвения Бога. Но и от них при смерти пользы мало: проводят до могилы, а потом среди своих забот и позабудут. Третий друг - это наши добрые дела, которые после разлучения души с телом являются за нас ходатаями перед Богом.

Они-то и есть истинные наши друзья, помогающие христианину наследовать блаженство в загробной жизни.

Проверочные вопросы:

  1. Что настанет после общего воскресения?
  2. Как в Символе Веры говорится о будущей жизни?
  3. Какой будет жизнь в Царствии Небесном, что мы о ней точно знаем?
  4. Чем отличаются друг от друга рай и ад?
  5. Все ли праведники будут испытывать одинаковое блаженство?
  6. Кто или что будет мучить грешников более всего?
  7. Почему бы Богу не уничтожить ад?
  8. Для чего в Символе Веры прибавлено слово аминь?