23. Понятие о воскресении мертвых

Цель занятия:

составить представление о грядущем воскресении мертвых

Задачи:

  • познакомиться с ветхозаветными и евангельскими основаниями для всеобщего воскресения
  • познакомиться содержанием пророчества Иезекииля
  • познакомиться с ожидаемыми особенностями воскресшего человеческого тела
  • понять, что ждёт нераскаянных грешников на Страшном Суде
  • осознать необходимость молитвы за умерших

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2. Глава 10.
  2. Гумеров П., свящ. Объяснение Символа Веры. – М.: Православная энциклопедия Азбука веры, 2016. Глава «Об одиннадцатом члене Символа веры».

Дополнительная литература:

  1. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006. Глава «Об одиннадцатом члене Символа Веры».
  2. Николай Сербский, свт. Верую: вера образованных людей. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. Глава «Чаю воскресения мертвых…».
  3. Успенский С.М. Катехизис в рассказах. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
  4. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 2. Урок 13. Захарова Л.А. Православный катехизис. Конспект учителя. Вертоград. 2-е изд. М.: Ока Книга, 2013.

Ключевые понятия:

  • Воскресение мертвых
  • Молитва об усопших

Словарь урока:

  • Всемогущество Божие
  • Пророчество Иезекииля
  • Воскресение Христово
  • Второе Пришествие
  • Страшный суд

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Почему необходимо воскресение нашего тела?
  2. Какими будут человеческие тела после своего воскресения из мертвых?
  3. Какие ветхозаветные пророчества о воскресении мертвых вам известны?
  4. Какие евангельские события убеждают вас в возможности воскресения мертвых?
  5. Почему грешники будут мучиться?
  6. Когда будет воскресение из мертвых?
  7. Может ли молитва за умершего как-то изменить его участь?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме.

Просмотр видеоматериалов.

Беседа с детьми.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Прочтение детьми текстов из Священного Писания о Воскрешениях из мертвых, а также видения Иезекииля (Иез.37:1-14).

Беседа учителя с детьми о будущем всеобщем воскрешении, подведение итогов разговора.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Вера святых». Часть 18 «Всеобщее Воскресение из мертвых»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 19 «Беседа об одиннадцатой и двенадцатой частях Символа веры»:

  1. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Символ Веры-9».

1) Евангельские основания воскресения мертвых

2) Видение пророка Иезекииля

3) Свойства воскресших тел

4) Судьба людей, живущих во время Второго Пришествия

5) Судьбы душ умерших людей

6) Необходимость молитвы за умерших

11. Чаю воскресения мертвых,

1) Евангельские основания воскресения мертвых

Последние два члена Символа Веры говорят о том, что «будет» - о воскресении мертвых и о будущей вечной жизни. Мы веруем, что все умершие люди при кончине мира оживут и будут бессмертны. Что такое воскресение мертвых, которое мы ожидаем? Когда и как оно произойдёт? Как могут воскреснуть тела, превратившиеся в прах, истлевшие в земле и рассыпавшиеся? Что будет с телами, которые были уничтожены хищными зверями, рыбами, птицами? На это верующий человек отвечает: «Господь Бог всемогущ, Он всё может». Еще во время земной Своей жизни Господь Иисус Христос воскресил дочь Иаира, сына наинской вдовы, Лазаря, уже погребенного и смердящего. Во всех этих случаях Господь произносил только слово, и по этому Его слову мертвые оживали. Это были чудеса Божьего всемогущества. Подобное чудо совершит Господь некогда и над всеми умершими. Как во время земной жизни Спасителя, голос Его проник в гроб Лазаря и вернул его к жизни, так некогда этот же голос проникнет в гробы всех умерших людей и вернет их к жизни. Об этом ясно говорится в Евангелии: «Наступит время в которое все, находящиеся в гробах, услышат голос Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Ин. 5:28-29) Тела всех умерших людей соединятся с их душами и оживут.

2) Видение пророка Иезекииля

Наглядное изображение этого великого события показано в видении пророка Иезекииля, записанном в 37 главе его книги. Пророк видел поле, усеянное костями умерших людей, и на вопрос Бога оживут ли эти кости, отвечал, что он не знает и не может знать этого, ибо это знает один только Бог. Далее пророк приводит повеление Божие, данное ему: «И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: кости сухие, слушайте слово Господне». Слово же это было следующее: «Так говорит Господь Бог костям сим: вот Я введу дух в вас, и вы оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею. И введу в вас дух, и оживете и узнаете, что Я – Господь». Всемогущество Божие подтверждается многими примерами из Священной Истории. Так, при переходе Израильтянами через Чермное море, Бог повелел морю, и море расступилось, а Иисус Христос повелевал ветру и морю, и они повиновались Ему. Слову человека повинуются только люди и некоторые животные, слову же Божию повинуется вся тварь, одушевленная и неодушевленная, и даже сухие кости. «Я изрек пророчество, – говорит пророк, – как повелено было мне; и когда пророчествовал, произошел шум и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своей. И видел я, и вот жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а души не было в них». Затем говорится, что пророк, по повелению Божию, сказал слово духу, и дух соединился с телами умерших, и они ожили. Это замечательное пророчество (его читают в Великую Пятницу в церкви, около плащаницы) наглядно показывает, как некогда, по действию всемогущества Божия, все тела умерших людей соединятся с их душами и оживут.

3) Свойства воскресших тел

Каковы же будут эти воскресшие тела? О людях, воскрешенных Иисусом Христом во время Его земной жизни, известно, что тела их, после того, как соединились с душами и ожили, не остались навсегда живыми и снова умерли. Значит, их души соединились с смертными телами. Тела, воскресшие при общем воскресении, станут нетленными и бессмертными; они уже не рассыплются в прах и будут жить всегда; они будут духовными; «сеется тело душевное», т. е. погребается наше естественное тело, «восстает (воскресает) тело духовное», говорит апостол Павел (1Кор. 15:44). Дух же неограничен, как тело, пространством и временем, и в духе мы можем проникать всюду, даже через стены, и переноситься в отдаленнейшие места в одно мгновение. Если воскресшие тела будут духовными, то значит, у них будут подобные же свойства, и они не будут ограничены ни пространством, ни временем. Такое тело было у воскресшего Христа Спасителя, оно быстро передвигалось с места на место, проходило через закрытые двери.

Однако, как же воскреснет истлевшее в земле и рассыпавшееся тело? Несомненно, что воскресение мертвых – непостижимое для нас явление. Представим только себе, на какое бесчисленное множество частиц рассыпается прах наших тел. Сколько их сгорело, погибло в морях, уничтожено зверями, рыбами, птицами. И все эти части наших тел должны будут соединиться и жить! Есть люди, которые этому не верят. Но спрашивается, поверили ли бы они тому, что Бог может создать из праха земного наше так замечательно устроенное тело, если бы они были при самом начале творения земли? Наверное, нет. Однако это случилось. Неужели же Бог, создавший сначала из праха (земли) тело, не может опять восстановить рассыпавшееся? Для тех, кто правильно понимает всемогущество Божие, нет сомнений, что Бог, всемогущий и истинный, может исполнить и непременно исполнит Свое обетование (обещание) о воскресении мертвых.

В этом нас убеждает и постоянный опыт, наблюдение над тем, что происходит вокруг нас. Ведь посеянное зерно хотя и истлевает в земле, однако же из него вырастает трава или дерево. «Если семена прежде не умрут, не сгниют и не истлеют,- не произрастят колоса. И как ты, когда замечаешь, что семя подвергается порче и тлению, не только не сомневаешься, но тем самым еще тверже убеждаешься в его воскресении (ибо если бы семя осталось целым без повреждения и разрушения, то и не воскресло бы), так рассуждай и о своем теле», – говорит святитель Иоанн Златоуст. На это же указывает и апостол Павел, говоря: «То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет; и когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело» (1Кор. 15:36-38).

Известный ученый Ньютон так ответил, когда его спросили: «Кто же чудесно соберет рассеявшиеся в прах тела умерших, чтобы образовать новые тела для душ»? Ньютон молча взял горсть железной пыли, смешал эту пыль с пылью земляною и спросил: «А кто выберет железные опилки из этой смеси»? При общем недоумении ученый взял большой магнит и стал водить над смесью. В ней обнаружилось движение и послышался шелест. Быстро пылинки железа стали прилипать к магниту. Тогда Ньютон серьезно посмотрел на присутствующих и сказал: «Тот, Кто дал такую силу бездушному металлу, неужели не сможет совершить большего при посредстве наших душ, когда наступит время воскресения?»

Но более всего укрепляет нашу веру в обещанное Спасителем воскресение мертвых Его собственное воскресение, почему мы и поем на Пасху: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

4) Судьба людей, живущих во время Второго Пришествия

Воскресение будет общее, но что же будет с людьми, в то время не мертвыми, а живыми? Умрут ли они, или с ними произойдет что-либо иное? На это отвечает апостол Павел: «Не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1Кор. 15:51-52). Это значит, что все, бывшие живыми во время общего воскресения изменятся, что их смертные и тленные тела станут бессмертными и нетленными, такими же, как у людей воскресших. Их душевные тела станут духовными. Это совершится вдруг, во мгновение ока: тленное тело станет нетленным, смертное – бессмертным.

Что касается времени воскресения мертвых, то оно, по учению Слова Божия, будет при конце нашего видимого мира, перед самым Вторым Пришествием Господа на землю, для совершения всеобщего суда, когда соберутся перед Ним все народы. Об этом говорилось при объяснении седьмого члена Символа Веры. Мир тогда не уничтожится, а только изменится или преобразится, сделается нетленным. Это предвидел уже псалмопевец царь Давид: «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь, и все они, как риза, обветшают, и как одежду Ты переменишь их, и изменятся» (Пс. 101:26-27).

5) Судьбы душ умерших людей

Мы говорили о смерти и о воскресении мертвых. Когда человек умирает, то душа отделяется от тела. Тела обычно погребаются в земле и затем превращаются в прах и распыляются до воскресения. А что же происходит с душами умерших до воссоединения их со своими телами при общем воскресении?

Древние египтяне думали, а некоторые язычники и теперь думают, что души умерших людей переходят в тела животных, а по смерти этих животных в тела других животных и так до тех пор, пока снова не вернутся в тела людей. Эти язычники, конечно, заблуждаются, но все же, в их учении есть и нечто истинное. Они признают, что души людей не умирают вместе с телом, а продолжают жить, значит, они признают бессмертие души и их заблуждение состоит только в том, что, по их мнению, души умерших людей остаются на земле и продолжают жить в земных телах. Бывают и совсем неверующие люди, которые утверждают, что вообще, будто бы, со смертью человека все кончается. Мы же знаем о судьбе душ умерших людей от Господа Иисуса Христа. В притче о богатом и Лазаре Он открывает нам, что души умерших переходят в другой мир и продолжают жить там. О душе богатого повествуется, что она отошла в ад, в место мучения, и там была живою душою: она думала и имела желания. Это было сознательное состояние. 3начит, души людей по смерти продолжают жить в состоянии сознательном. Но это состояние совершенно различно для душ праведных и для душ грешных. Души праведных людей находятся в свете, в покое, в предвкушении вечного блаженства, а души грешных в состоянии противоположном этому, то есть во мраке, скорби, при начале вечного мучения. Полное блаженство для праведников наступит только в последний день, после воскресения и всеобщего суда Христова. Человек состоит из тела и души; в его добрых делах, как и в его грехах, участвуют и тело, и душа, поэтому, по праведному суду Божию, полное блаженство должен получить весь человек, вместе с душою и телом. Это будет по соединении души и тела человека после всеобщего воскресения. «Всем нам должно явиться пред судище Христово, – говорит апостол Павел, – чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10). Посмертная же жизнь душ праведных и грешных начинается тотчас по смерти человека, как это видно из притчи о богатом и Лазаре, по свидетельству которой Лазарь тотчас после своей смерти был отнесен на лоно Авраамово. Это же видно и из слов, сказанных Спасителем, покаявшемуся на кресте разбойнику: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43).

6) Необходимость молитвы за умерших

Души грешников тоже тотчас по смерти отходят в ад, в место мучений, но это еще не окончательно. Некоторым из них, именно тем, которые умерли с верою и покаянием, и только не успели принести плодов достойных покаяния, остается еще возможность получить облегчение в своем тяжелом состоянии и даже совершенно освободиться от него. Молитвы и добрые дела в память умерших могут облегчить их загробную участь. Господь в словах о грехе, который не простится ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31-32) прямо указывает, что есть грехи, которые могут быть прощены и в будущем веке, то есть по смерти человека. Молитвы за усопших и милостыня в их память дают их душам облегчение.

Святой Иоанн Дамаскин рассказывал, что один святой старец имел ученика, жившего беспечно и согрешавшего. В таком состоянии юноша и скончался. Святому очень хотелось узнать посмертную участь своего ученика, и он слезно молил об этом Бога. Господь услышал молитву старца и в видении показал ему ученика, стоящим в пламени по шею. Святой ужаснулся и стал усердно молить Бога о спасении грешного юноши. Тогда в видении Господь снова показал ему ученика в огне, но на этот раз юноша стоял в пламени уже только по пояс. После этого чудесного видения старец начал еще больше молить Господа о прощении грехов своего ученика, и Господь показал ему юношу в третий раз. Теперь ученик стоял совершенно вне всякого пламени.

Рассказов духовно опытных людей о помощи усопшим молитвами за них очень много. Православная церковь это хорошо знает и постоянно молится за усопших, особенно же за Божественной литургией и при совершении панихид и отпеваний. Следует молиться за усопших и в нашей частной, личной домашней молитве. Какое утешение знать, что мертвые воскреснут, что душа человека никогда не умирает и что ей можно помочь. И все это дает нам Господь и Бог наш Иисус Христос!

Проверочные вопросы:

  1. Почему необходимо воскресение нашего тела?
  2. Какими будут человеческие тела после своего воскресения из мертвых?
  3. Какие ветхозаветные пророчества о воскресении мертвых вам известны?
  4. Какие евангельские события убеждают вас в возможности воскресения мертвых?
  5. Почему грешники будут мучиться?
  6. Когда будет воскресение из мертвых?
  7. Может ли молитва за умершего как-то изменить его участь?