19. Таинство Покаяния

Цель занятия:

понять суть и порядок совершения Таинства Покаяния

Ожидаемые результаты:

  • знание истории установления Таинства Покаяния
  • понимание сути Таинства Покаяния
  • умение кратко объяснить порядок совершения Таинства Покаяния
  • способность осознанного участия в Таинстве Покаяния
  • умение подготовиться к Покаянию

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2. Глава 10.
  2. Иов (Гумеров), иером., Гумеров П., свящ., Гумеров А., свящ. Закон Божий. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014. Часть 6. Глава «Исповедь, или Таинство Покаяния»
  3. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. Раздел 5. Глава «Таинство Покаяния».

Дополнительная литература:

  1. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное / Священное Писание и подвижники о покаянии. [Электронный ресурс]. – URL: http://pravme.ru/admin/2016-03-12-pokaytes-ibo-priblizilos-carstvo-nebesnoe.html (дата обращения 31.03.2017).
  2. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005. Глава «Таинство Покаяния. Исповедь».
  3. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 2. Урок 11, Часть 3. Урок 37.

Ключевые понятия:

  • Покаяние
  • Исповедь

Словарь урока:

  • Грех
  • Разрешительная молитва
  • Крест и Евангелие
  • Епитимия
  • Частная исповедь
  • Общая исповедь

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

 

Проверочные вопросы:

  1. Кем и когда было установлено Таинство Покаяния?
  2. Что нужно сделать перед исповедью?
  3. Кто принимает у человека исповедь?
  4. Кому Иисус Христос передал право разрешать человека от грехов?
  5. Как обычно исповедует священник?
  6. Почему священник спрашивает о грехах?
  7. Что читается перед самым началом исповеди?
  8. Какую молитву читает священник после совершения исповеди?
  9. Для чего на человека накладывается епитимия?
  10. Можно ли приступать к исповеди, если не собираешься причащаться?
  11. Что можно считать плодами покаяния?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме.

Просмотр видеоматериалов.

Беседа с детьми.

Закрепление темы с помощью решения кроссворда.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме с использованием презентации.

Дети продолжают работу с таблицей, начатую на вводном уроке о Таинствах. Работают самостоятельно с текстами о Покаянии, перенося найденную информацию в таблицу.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Вера святых». Часть 22 «Таинство Покаяния»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 60 «Таинство Покаяния»:

  1. Телепроект «Человек перед Богом». Фильм 5 «Исповедь, молитва и пост»:

1) Суть Таинства Покаяния

2) Установление Таинства Покаяния

3) Порядок совершения Таинства Покаяния

4) Подготовка к Покаянию

5) Общая исповедь

6) Маленькие камешки и большие камни. Притча

1) Суть Таинства Покаяния

В Таинстве Покаяния (исповеди) Господь очищает христиан от грехов, совершаемых после Крещения. В этом Таинстве, исповедующий свои грехи в присутствии священника, перед святым крестом и Евангелием, стоит перед Самим Господом Иисусом Христом и получает невидимо от Него, а видимо от священника разрешение от грехов. «Покаяние» по-гречески звучит как «метанойя» и означает «перемена ума». Это значит, что истинное покаяние предполагает действительно глубокую внутреннюю перемену в человеке, изменение всего его образа мыслей и образа жизни. Покаяние начинается в глубине человеческой души, а потом приводит человека к исповеди перед священником.

2) Установление Таинства Покаяния

Заповедь о покаянии – эта первая заповедь, данная Спасителем людям во время Его земного служения: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Покаяние как Таинство установлено Господом Иисусом Христом, сказавшим святым апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле то и будет разрешено на небе» (Мф. 18:18), и в другой раз: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите на том и останутся» (Ин. 20:22-23). Это право прощать и разрешать (отпускать) грехи от апостолов перешло к епископам и священникам.

3) Порядок совершения Таинства Покаяния

Приступающий к Таинству Покаяния в назначенное время приходит к священнику. Перед аналоем, на котором лежат Крест и Евангелие, священник читает вслух молитвы чинопоследования Таинства Покаяния: просит Бога принять кающегося, простить ему грехи и избавить от вечных мучений. После этого христианин называет свои грехи и кается в них. Священник возлагает конец епитрахили на его приклоненную голову и читает разрешительную молитву: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (имя), вся согрешения твоя, и аз (я) недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святого Духа аминь». Священник здесь, как преемник святых апостолов, разрешает кающегося от грехов именем Самого Господа Иисуса Христа, Который невидимо предстоит и принимает исповедь. Затем священник осеняет кающегося крестным знамением. Кающийся целует крест и Евангелие в знак примирения с Богом и твердого намерения не повторять исповеданные грехи. Таким образом, исповедь происходит перед священником, но Самому Богу. Священник является только свидетелем нашего покаяния.

4) Подготовка к Покаянию

Покаяние необходимо для любого христианина, если он хочет быть настоящим членом Церкви, ведь грехи отдаляют человека от Бога - источника всякого добра, делают его чужим Христу, который является Главой Церкви. На исповеди христианин раскрывает священнику все свои грехи. Исповедь должна быть полной, без сокрытия чего-либо от священника. Исповедоваться надо с искренним сердечным раскаянием, с желанием и твердым решением исправить свою жизнь, с верой во Христа и с надеждой на Его милосердие. Слово Божие дает нам примеры истинного, угодного Богу раскаянии в притчах о мытаре фарисее и о блудном сыне, в раскаянии благоразумного разбойника и апостола Петра, который после того, как отрекся от Господа «и вышедши вон, горько заплакал», а также другие. Искреннее раскаяние должно быть подтверждено «плодами покаяния», то есть исправлением духовной жизни.

Для получения прощения (разрешения) грехов от исповедующегося (кающегося) требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие. В Таинстве покаяния христианину дается Божественная благодать, врачующая его греховные недуги и дающая силы бороться с грехом. Священник может наложить на грешника епитимию (с греческого – «запрещение») - это особые благочестивые упражнения и некоторые лишения, помогающие победить греховные привычки. Иногда священник не разрешает грехов упорного грешника и не допускает его до Причащения. Чем чаще исповедоваться, тем лучше, но исповедоваться надо искренне, с твердым намерением исправиться, стать лучше. Чувство покаяния у христианина должно быть не только при исповеди, но и всегда. Потому очень хорошо поступают те, кто ежедневно вечером на молитве задумываются о проведенном дне, просят у Господа прощения в сделанных за день грехах и помощи стать лучше. Кто не привыкнет ежедневно следить за собою, тому бывает трудно разбираться в своих грехах на исповеди.

Каялись и исповедовались в своих грехах даже святые, потому что чем ближе человек к Богу, тем яснее он осознает свое недостоинство перед Ним. Один Бог безгрешен, а люди реже или чаще, но все впадают в большие или меньшие грехи. Грех - это страшное зло, но Церковь учит, что не так страшен грех, как то, что человек в этом грехе не раскаивается, не исповедует его перед священником в Церкви. «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:8-9).

Так как маленький ребенок обычно не осознает совершенных им грехов, традиция предписывает приступать к Таинству Покаяния с семилетнего возраста.

5) Общая исповедь

В конце XIX – начале XX века в России появилась особая форма исповеди – общая исповедь. Ее, по особому разрешению Святейшего Синода, проводил святой праведный Иоанн Кронштадтский. К нему приходило до пяти тысяч человек в день, и он не успевал исповедовать всех индивидуально. Поэтому отец Иоанн, стоя на амвоне, читал перед народом молитвы последования Таинства Покаяния, а потом говорил: «А теперь кайтесь». Все громко называли свои грехи, а святой пастырь в это время молился, испрашивая у Бога прощение кающимся. Потом отец Иоанн поднимал епитрахиль и, как бы покрывая ею народ, читал над всеми разрешительную молитву.

Святой пастырь был обильно наделен от Бога духовными дарами, в том числе и даром прозорливости: он знал, кто из стоящих в храме не покаялся или назвал не все свои грехи. В таких случаях отец Иоанн обращался к человеку со словами: «И ты кайся» и так приводил его к искреннему покаянию.

В наше время сохраняется традиция совершения общей исповеди в отдельных храмах или в особое время (например, в дни Великого поста), когда количество кающихся превышает возможности священников. Из-за риска сведения такой исповеди к формальности, частная исповедь несомненно более полезна для человека, чем общая.

6) Маленькие камешки и большие камни. Притча

Две женщины пришли к старцу за поучением. Одна считала себя великой грешницей. Она в молодости совершила большой грех и, не переставая, мучилась. Другая же, прожив всю жизнь по закону, ни в каком особенном грехе не упрекала себя и была довольна собой.

Старец расспросил обеих женщин об их жизни. Одна со слезами призналась ему в своем великом грехе. Она считала свой грех столь великим, что не ожидала за него прощения. Другая же сказала, что не знает за собой никаких особенных грехов.

Старец сказал первой:

- Поди за ограду, найди там большой камень, самый большой из тех, что ты сможешь поднять, и принеси сюда. А ты, - сказал он той, которая не знала за собой больших грехов, - принеси мне мелких каменьев, но столько, сколько можешь осилить.

Женщины пошли и исполнили приказание старца. Одна принесла большой камень, другая полный мешок мелких каменьев.

Старец осмотрел камни и сказал:

 - Теперь снесите назад все камни и положите на те самые места, где вы их взяли. А затем приходите ко мне.

Женщины пошли исполнять приказание старца. Первая легко нашла то место, с которого взяла камень, и положила его в точности так же, как он и лежал. Вторая же никак не могла вспомнить, с какого места брала какой камень и, не исполнив указания, с тем же мешком каменьев вернулась к старцу.

- То же бывает и с грехами, - сказал старец. - Ты легко положила большой и тяжелый камень на прежнее место, потому что помнила, откуда взяла его. А ты не могла, потому что не помнила, где взяла мелкие камни. То же и с грехами. Ты помнила свой грех, несла за него укоры людей и своей совести, смирялась и потому освобождалась от последствий греха.

Ты же, - обратился старец к женщине, принесшей назад мелкие камни, - греша мелкими грехами, не помнила их, не каялась в них, привыкла к жизни в грехах и, осуждая грехи других, все глубже и глубже завязала в своих.

Все мы грешны, но нужно помнить свои грехи, ибо спасен тот, кто раскаялся.

Проверочные вопросы:

  1. Кем и когда было установлено Таинство Покаяния?
  2. Что нужно сделать перед исповедью?
  3. Кто принимает у человека исповедь?
  4. Кому Иисус Христос передал право разрешать человека от грехов?
  5. Как обычно исповедует священник?
  6. Почему священник спрашивает о грехах?
  7. Что читается перед самым началом исповеди?
  8. Какую молитву читает священник после совершения исповеди?
  9. Для чего на человека накладывается епитимия?
  10. Можно ли приступать к исповеди, если не собираешься причащаться?
  11. Что можно считать плодами покаяния?