18. Таинство Евхаристии

Цель занятия:

понять значение Таинства Евхаристии в жизни христианина и научиться готовиться к участию в нем

Задачи:

  • узнать историю установления Таинства Евхаристии
  • понять суть и назначение Таинства Евхаристии
  • познакомиться с порядком совершения Таинства Евхаристии
  • осознанное участие в Таинстве Евхаристии
  • научиться подготавливаться к Причащению

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2. Глава 10.
  2. Иов (Гумеров), иером., Гумеров П., свящ., Гумеров А., свящ. Закон Божий. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014. Часть 6. Глава «Таинство Причащения»

Дополнительная литература:

  1. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 2. Урок 11, Часть 3. Урок 37.
  2. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. Раздел 5. Глава «Таинство Евхаристии. Божественная Литургия».
  3. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005. Глава «Таинство Причащения или Евхаристия».

Ключевые понятия:

  • Причащение (Евхаристия)
  • Святые Таины (Святые Дары)

Словарь урока:

  • Тайная вечеря
  • Хлеб и вино
  • Тело и Кровь
  • Евхаристический пост
  • Литургия
  • Святая Чаша (Потир)
  • Лжица
  • Дароносица

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Кто и когда установил Таинство Причащения?
  2. Когда совершается Таинство Причащения?
  3. С какого возраста причащаются православные христиане?
  4. С кем мы соединяемся в Таинстве Причащения?
  5. Что нас отдаляет от Бога?
  6. Как нужно подходить к Причастию?
  7. Какая подготовка требуется перед Таинством Причащения?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме.

Просмотр видеоматериалов.

Беседа с детьми.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме с использованием презентации.

Дети продолжают работу с таблицей, начатую на вводном уроке о Таинствах. Работают самостоятельно с текстами о Причащении, перенося найденную информацию в таблицу.

Просмотр презентации, прослушивание, самостоятельное чтение, заучивание и обсуждение смысла текста молитвы перед Причащением.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Вера святых». Часть 21 «Таинство Причащения»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 61 «Таинство Евхаристии»:

  1. Телепроект «Человек перед Богом». Фильм 4 «Таинство Евхаристии»:

1) Главное Таинство

2) Установление Таинства Евхаристии

3) Суть и назначение Евхаристии

4) Обязательность Евхаристии

5) Совершение Таинства Евхаристии

6) Подготовка к Евхаристии

7) Чудо святого Причащения

1) Главное Таинство

Таинство Причащения, или по-гречески Евхаристия (в переводе – благодарение), занимает главное, центральное место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви.

Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое Крещение, тем более что в наше время, когда можно свободно исповедовать свою веру, это не является особым подвигом. Православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, её Таинствах.

2) Установление Таинства Евхаристии

Таинство Причащения впервые совершено Господом нашим Иисусом Христом. Произошло это накануне крестных страданий Спасителя, перед тем как Иуда предал Христа на мучения. Спаситель и Его ученики собрались в большой, приготовленной для этого комнате – горнице, чтобы совершить пасхальную трапезу по ветхозаветному обычаю. Этот традиционный ужин совершался в каждой семье как ежегодное воспоминание об исходе израильтян из Египта под водительством Моисея. Ветхозаветная Пасха была праздником избавления, освобождения от египетского рабства.

Но Господь, собравшись со Своими учениками на Пасхальную трапезу, вложил в нее новый смысл. Это событие описано всеми четырьмя евангелистами и получило название Тайной Вечери. Господь устанавливает на этой прощальной вечери Таинство Святого Причащения. Христос идет на страдания и крест, отдает Свое Пречистое Тело и Честную Кровь за грехи всего человечества. И вечным  напоминанием всем христианам принесенной Им жертвы должно служить Причащение Тела и Крови Спасителя в Таинстве Евхаристии.

Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав её апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26-28).

Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их преемникам – епископам и пресвитерам – совершать это Таинство.

Евхаристия – не какое-то простое воспоминание того, что происходило более двух тысяч лет назад. Это реальное повторение Тайной Вечери. И на каждой Евхаристии – и во времена апостолов, и в нашем XXI веке – Сам Господь Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь.

3) Суть и назначение Евхаристии

Каким образом хлеб и вино претворяются  в истинное Тело и в истинную Кровь Христа Спасителя непостижимо не только для человеческого ума, но и для ангелов. Это чудо всемогущества Божия. Причащение теснейшим образом соединяет нас с Иисусом Христом, служит источником вечной жизни, очищает нас от грехов и укрепляет для духовной жизни, поэтому мы должны стараться, как можно чаще приступать к этому Таинству. Древние христиане причащались каждый воскресный день. Но нужно помнить, что Причащение не всегда бывает для нас спасительно; само по себе оно не может нас спасти и привести к вечной жизни. При известном состоянии нашем оно даже служит к нашему осуждению. Чтобы достойно приступить к святому Причащению, нужно предварительно испытать свою совесть перед Богом, раскаявшись на исповеди во всех своих грехах, и примириться со всеми ближними. Кто недостойно причащается, того ожидают здесь на земле болезни и даже смерть, а на небе - суд и осуждение, как предупреждает нас об этом святой апостол Павел в 1 послании к Коринфянам (1 Кор. 11:29-30).

4) Обязательность Евхаристии

Об обязательности Причащения для всех верующих в Него говорит Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день», и ещё: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54,56).

Не причащающийся Святых Таин отрывает себя от Источника жизни – Христа, ставит себя вне Его. И наоборот, православные христиане, с благоговением и должной подготовкой регулярно приступающие к Таинству Причащения, по слову Господа, пребывают в Нем. И в Причастии, которое оживотворяет, одухотворяет, исцеляет нашу душу и тело, мы, как ни в каком другом Таинстве, соединяемся с Самим Христом.

Таинство Причащения – величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно. Как некогда Бог сошел на землю и обитал среди людей, так и сейчас вся полнота Божества вмещается в Святые Дары, и мы можем причащаться этой величайшей благодати. Ведь Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20).

5) Совершение Таинства Евхаристии

Причащение мирян совершается за Божественной литургией, когда выносится из алтаря святая чаша, и диакон (или священник) возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите!» Все молящиеся, вспоминая в это время воскресение Господа Иисуса Христа и Его явление ученикам после воскресения, преклоняются перед Святой Чашей, как перед Самим воскресшим Господом. Затем приготовившиеся к святому Причащению читают про себя, вслед за священником, молитву перед Причащением: «Верую, Господи, и исповедую…» и по окончании молитвы с благоговением подходят к Святой Чаше, крестообразно сложив руки на груди, и принимают с лжицы (ложечки) святые Дары.

Тяжело больным священник в особой «дароносице» приносит Святые Дары на дом и там, после исповеди и молитвы, их причащает. Святой Игнатий Богоносец, ученик святого апостола Иоанна Богослова, говорит: «Святое Причащение есть путь к бессмертию и верное средство против смерти, чтобы жить вечно при Христе». И, действительно, Причащение святых Христовых Тайн часто бывает источником не только духовного укрепления и очищения, но и источником облегчающим, а иногда и исцеляющим телесные болезни. Велика милость Божия, которая дала нам такое великое Таинство.

6) Подготовка к Евхаристии

Святые Тайны – Тело и Кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – Святые Дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником Святых Тайн. Готовясь к Причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу, мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело постом и воздержанием.

Готовящиеся к Причастию читают три канона: Покаянный Господу Иисусу Христу; Молебный Богородице и канон Ангелу-Хранителю. А также Последование ко Святому Причащению. В него входят канон к Причастию и молитвы.

Все эти каноны и молитвы содержатся в обычном православном молитвослове.

Накануне Причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Перед Причастием предписывается пост. Готовящиеся к Причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день Причащения. Причащаться нужно натощак.

Самым важным моментом в подготовке к таинству Причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в Таинстве Покаяния. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью подойти к очищению своей души, чтобы соделать её храмом для принятия Христа. Покаяние святые отцы называют вторым Крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плач и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество. Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощение. Понять это можно на таком примере: ребенок залез в шкаф и съел все конфеты, отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придёт и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед Таинством Покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их.

Младенцы освобождаются от подготовки к Причастию молитвой, постом и покаянием. Традиционно к младенцам относят детей младше 7 лет. После наступления этого возраста ребенку нужно постепенно приучать себя к указанной подготовке.

Готовясь к Причащению Святых Тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить.

После Причащения необходимо поблагодарить Бога за преподанное нам Таинство и прочесть благодарственные молитвы по святом Причащении из молитвослова.

7) Чудо святого Причащения

Однажды, когда святой игумен Сергий совершал Божественную литургию, Симон, ученик преподобного, видел, как небесный огонь сошел на Святые Тайны в минуту их освящения, как этот огонь двигался по святому престолу, озаряя весь алтарь, – он как бы вился около святой трапезы, окружая священнодействующего Сергия. А когда преподобный хотел причаститься Святых Таин, Божественный огонь свился, «как бы некая чудная пелена», и вошел внутрь святого потира. Таким образом, угодник Божий причастился этого огня «неопально, как древле купина неопально горевшая…» Ужаснулся Симон от такого видения и в трепете безмолствовал, но не открылось от преподобного, что ученик его сподобился видения. Причастившись Святых Таин Христовых, он отошел от святого престола и спросил Симона: «Чего так устрашился дух твой, чадо мое?» – «Я видел благодать Святого Духа, действующего с тобой, отче», – отвечал тот. «Смотри же, никому не говори о том, что ты видел, пока Господь не призовет меня из этой жизни», – заповедал ему смиренный авва.

Проверочные вопросы:

  1. Кто и когда установил Таинство Причащения?
  2. Когда совершается Таинство Причащения?
  3. С какого возраста причащаются православные христиане?
  4. С кем мы соединяемся в Таинстве Причащения?
  5. Что нас отдаляет от Бога?
  6. Как нужно подходить к Причастию?
  7. Какая подготовка требуется перед Таинством Причащения?