15. Понятие о Церкви. Свойства Церкви

Цель занятия:

понять, что означает вера в Церковь

Задачи:

  • понять, что Церковь состоит из двух частей – видимой и невидимой
  • понять, в чем состоят четыре свойства Церкви
  • получить представление о Церкви как теле, состоящем из членов-христиан со главою Христом
  • понять необходимость для христианина принадлежности к Церкви

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2. Глава 9.
  2. Гумеров П., свящ. Объяснение Символа Веры. – М.: Православная энциклопедия Азбука веры, 2016. Глава «О девятом члене Символа веры».
  3. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 2. Урок 8.

Дополнительная литература:

  1. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006. Глава «О девятом члене Символа Веры».
  2. Николай Сербский, свт. Верую: вера образованных людей. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. Глава «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».
  3. Успенский С.М. Катехизис в рассказах. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
  4. Захарова Л.А. Православный катехизис. Конспект учителя. Вертоград. 2-е изд. – М.: Ока Книга, 2013.
  5. Захарова Л.А. Тесты. Вертоград. 2-е изд. – М.: Ока Книга, 2013.

Ключевые понятия:

  • Вера в невидимую Церковь
  • Глава Церкви
  • Тело Церкви

Словарь урока:

  • Церковь земная и небесная
  • Молитва к святым
  • Вечность
  • Единство
  • Святость
  • Соборность
  • Апостольство
  • Апостольское преемство
  • Вселенский Собор

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Почему храм называют церковью?
  2. Как вернее нужно называть то место, куда все православные христиане собираются для молитвы?
  3. Что называется Православной Христовой Церковью?
  4. Из каких людей состоит Церковь?
  5. Кто дает Церкви святость?
  6. Кто является главой Церкви?
  7. Кто дает Церкви жизнь?
  8. Кто основал Церковь Христову на земле?
  9. Кто распространил Церковь по всей вселенной?
  10. Какой поэтому называется Церковь?
  11. Какие ещё свойства Церкви вы знаете?
  12. Кому принадлежит земная (видимая) власть в Церкви?

Ход урока:

Рассказ учителя по новой теме с помощью презентации о свойствах Церкви, беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Вера святых». Часть 16 «Церковь Единая Святая Соборная Апостольская»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 17 «Беседа о девятой части Символа веры»:

  1. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Символ Веры-8».
  2. Проект «Академия веры» киностудии «Богослов». Часть «Что такое Церковь?»:

1) День рождения Церкви

2) Вера в Церковь

3) Свойства Церкви. Единство

4) Церковь земная и небесная. Заступничество святых

5) Свойства Церкви. Святость

6) Свойства Церкви. Соборность

7) Свойства Церкви. Апостольство

8) Высший орган управления в Церкви

9) Церковь как корабль

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

1) День рождения Церкви

Когда мы в обыкновенном разговоре слышим слово церковь, то представляем себе известное здание, куда верующие собираются для молитвы и участия в общественном богослужении. Иначе это здание называется храмом Божиим, домом Божиим. Все подобные здания построены из камня и дерева. Но кроме такой церкви – храма Божия, есть ещё Церковь, веру в которую выражает девятый член нашего Символа Веры. Эта Церковь – как бы Божия семья, как бы тело Христово (1 Кор. 12:12-27, 27-28). Глава Церкви – Сам Христос Спаситель, душа Церкви – Святой Дух, члены этой Церкви – мы, христиане, верующие в господа Иисуса Христа, крещеные, подчиняющиеся закону Божию, принимающие священноначалие и таинства. Эта Церковь, основанная Господом Иисусом Христом, начала существовать со дня Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день она как бы родилась на земле, Святой Дух сошел на нее и теперь в ней обитает, живет. В Церкви и через Церковь верующие люди получают благодать Божию и дары Святого Духа.

2) Вера в Церковь

Но как понимать веру в Церковь? Верят в то, что не подлежит зрению, что не видимо. Видят то, на что смотрят глазами. Мы веруем в Церковь, потому что в ней, кроме видимой стороны: общества людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами, есть ещё и невидимая. Её невидимая сторона – благодать Божия, пребывающая в Церкви и управляющая ею, ангелы, святые и все православные христиане, умершие в истинной вере и живущие на небесах; это Церковь небесная. Произнося слова «верую в Церковь», мы как бы говорим - имеем несомненную уверенность в том, что в Церкви пребывает, действует, управляет благодать Божия, и что Церковь Христова находится на земле, где к ней принадлежат все православные христиане, живущие на земле, и на небе, где к ней принадлежат все христиане, скончавшиеся в истинной вере.

3) Свойства Церкви. Единство

Церковь будет существовать вечно. Об этом сказал Сам Иисус Христос: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф.16:18). Значит, нет таких сил, которые могли бы одолеть Церковь Христову и прекратить её существование. Её защищает и укрепляет Основатель и Глава, Сам Господь Иисус Христос.

Вера в Церковь обязывает нас слушаться её и не нарушать её заповеди и установления. Члены каждого тела не могут подчиняться иным законам, кроме тех, которые действуют во всем теле, иначе они станут мертвыми членами и отпадут от тела. Мы члены Церкви Христовой, и должны ей повиноваться и чтить её установления.

Мы исповедуем веру «во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». Она едина по своему началу и основанию. «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её», – сказал Господь. И в этих словах Он обещает создать не многие церкви, а только одну. Об этом единстве верующих молился Иисус Христос и перед Своими Страданиями: «Да будет все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, да будут совершенны во едино» (Ин. 17:20-23). Впрочем, Церковь едина не только по своему началу и основанию, но и по внутреннему и по внешнему устройству. Она имеет единую главу, Господа нашего Иисуса Христа, и одушевляется одним Духом Божиим. Члены Церкви разделяются на пастырей и пасомых, все пастыри преподают одно и то же учение, один и тот же Символ Веры, совершают одни и те же таинства и руководствуются одними и теми же божественными законами. Все пасомые принимают это учение и этот Символ Веры, пользуются этими таинствами и следуют руководству своих пастырей.

Значит, Церковь едина, и в Ней всё едино: один Основатель, одна Глава, один Дух Божий, действующий во всех её членах, одно учение веры и жизни, одни спасительные таинства. Хотя Церковь и рассеяна по всей вселенной, но у нас как бы одна душа, одно сердце и одни уста.

Церковь едина, несмотря на то, что с умножением её членов стали различать отдельные части церкви, или части единой вселенской Церкви – Иерусалимскую, Антиохийскую, Константинопольскую, Русскую и так далее. Это различие географическое, по местоположению и по административному устройству, и оно не нарушает основного единства, не препятствует быть Церкви единой.

От единой Церкви уклоняются отдельные частные церкви, отошедшие от единства веры и принявшие разные вероучительные особенности; таковы, например, церкви католическая, лютеранская, и другие. Эти церкви не православные. Они или отделились от единой Церкви (как римо-католическая церковь) или возникли в позднейшее время, как разные протестантские исповедания. Этих разделений первоначально не было.

Православные христиане должны всегда помнить, что они члены единого тела Церкви и что вне её они не могут жить отдельно от тела. Как члены единого тела Церкви, православные христиане должны жить друг с другом в мире и друг другу уступать, стараясь сохранять, по словам апостола Павла, «единство духа в единстве мира» (Еф.4:3).Разделение христиан на различные исповедания и уклонения от единой Церкви есть одно из самых скорбных последствий человеческого греха. Нам не дано знать времена и сроки, когда Богу будет угодно собрать в Своей единой Церкви всех христиан, но мы, православные, должны твердо верить, что в православной церкви сохраняется неповрежденные учение Господа Иисуса Христа, переданное нам апостолами в Священном Писании и сохранившееся в Священном Предании. Вместе с тем, мы должны молиться о соединении всех христиан и избегать всякой враждебности, которая углубляет существующие разделения.

4) Церковь земная и небесная. Заступничество святых

Единая вселенская Церковь состоит из Церкви земной и Церкви небесной. Члены Церкви небесной – бесплодные духи, живущие на небесах; члены Церкви земной – люди, живущее на земле. Как же можно понимать единство Церкви небесной и земной? Их единство в том, что у них одна глава – Господь Иисус Христос, который сказал, что «дается Мне всякая власть на небе и на земле». Об этом говорит и апостол Павел, когда пишет, что Бог Отец «всё небесное и земное соединит под главою Христом» (Ефес. 1:10). Но не только это. В той и другой Церкви действует один Дух Божий и совершается одна и та же воля Божия. Ещё более единство Церкви небесной и земной проявляется в их взаимном общении. За божественной литургией особенно чувствуется единство небесной и земной Церкви, когда священник совершает проскомидию и вспоминает Матерь Божию, всех святых и всех умерших христиан. Верующие молятся друг за друга, верующие на земле призывают в молитвах святых Церкви небесной, и святые слышат молитвы и молятся о тех, кто просит их об этом. Бог дает святым благодать молиться за тех, кто на земле, и молитва святых на небе помогает людям.

5) Свойства Церкви. Святость

Мы говорим в Символе, что верим в Церковь единую, святую. Святость не соединима с грехом, как тьма не соединима со светом. Святость предполагает совершенное отсутствие греха. Значит, Церковь не имеет в себе ничего греховного, никакой скверны или порока. Церковь свята, потому что освящена Господом Иисусом Христом, Его страданиями, Его учением и Его молитвами. Господь освящает Свою Церковь также через таинства и в них подает верующим благодать Святого Духа, которая освящает и укрепляет людей.

Говоря о святости Церкви, мы не должны думать, что к ней принадлежат только одни святые люди. В Нее входят и члены согрешающие. Каким же образом Церковь свята, если в нее входят и согрешающие? В Священном Писании Церковь сравнивается с телом. А во всяком теле находятся члены как сильные, так и слабые, и присутствие слабых членов не препятствует телу быть по общему состоянию здоровым и сильным. Подобно этому и Церковь, как тело, имеет члены сильные и слабые, здоровые и больные, и присутствие в ней слабейших членов, то есть христиан согрешающих, не препятствует Ей быть святою. Все святое, освящающее Церковь, остается в ней неизменно: Её Создатель и глава Иисус Христос, Дух Святой, божественное учение, святые таинства. Кроме того, Господь установил в Церкви таинство покаяния, в котором согрешающие могут очищаться от всех грехов и становятся святыми. Есть удивительные примеры того, как великие грешники становились святыми. Назовем преподобную Марию Египетскую, преподобного Моисея Мурина, бывшего разбойника, и других. Каждый член Церкви должен стремиться к святости и может достигать её. Об этом всегда напоминает возглас священника за литургией перед причастием: «Святая святым»! Это значит, что святое причастие дается тем, кто стремится к святости, и все члены Святой Церкви должны стремиться к святости, жить свято. Упорные же грешники становятся мертвыми членами Церкви и от нее отпадают, отлучаются от нее или решением церковной власти, или невидимым судом Божиим.

6) Свойства Церкви. Соборность

В Символе Веры говорится, что Церковь не только едина и свята, но что она и соборна. Что это значит? Церковь называется соборной, иначе кафолической или вселенской, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает и собирает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов.. Сам Господь Иисус Христос сказал своим ученикам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». И апостолы исполнили это повеление Господа и «по всей земле прошел их голос и до пределов вселенной слова их» (Рим.10:18). Это одно, почему Церковь называется соборною. А затем, в Церкви Христовой «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного; но все во всем Христос», говорит апостол Павел (Кол. 3:11). В то время, как современные апостолам общества чуждались друг друга, еллины с пренебрежением смотрели на варваров, свободные презирали рабов, а иудею было запрещено сближаться с иноплеменниками, – в христианской Церкви всё было иначе. Она не ограничивается одним каким-либо народом или сословием, а заключает в себе верующих всех народов и всех сословий и возрастов. И не только пространством и народом не ограничивается Церковь Христова, она не ограничивается также и временем и заключает в себе верующих всех времен; и будет она существовать вечно, и нет никакой силы, которая могла бы прекратить её существование.

7) Свойства Церкви. Апостольство

Последнее наименование для Церкви в Символе Веры – апостольская. Церковь была утверждена и распространена на земле апостолами и их приемниками, епископами и священниками. Все учения веры, все правила благочестия Святая Церковь ведет от апостолов, которые в свою очередь получили все от Иисуса Христа. Церковь является хранительницей учения и преданий апостольских и от апостолов непрерывно хранит преемство даров Святого Духа. Святой Дух сошёл на апостолов, а они возложили свои руки на своих преемников и так, через таинство рукоположения, передали им благодать Святого Духа. С тех пор беспрерывной цепью, до наших дней эта благодать переходит на преемников святых апостолов, епископов и священников. Следовательно, Церковь называется апостольской, потому что Она, через священное рукоположение и через священноначалие, непрерывно и неизменно сохраняет правила апостолов, их учение и преемство даров Святого Духа. Поэтому истинно православные христиане твердо держатся учения и преданий апостольских и удаляются от такого учения и таких учителей, которые не основываются на  учении апостолов.

8) Высший орган управления в Церкви

Учение Христово сохраняется в Церкви от святых апостолов до наших дней. Высшей властью на земле в православной Церкви является власть Вселенского Собора, то есть собрания пастырей и учителей Церкви по возможности со всей вселенной. В этом отличие православной Церкви от католической, где авторитет принадлежит римскому папе, и от протестантизма, где отдельные протестантские церкви признают авторитет основателей того или другого протестантского  исповедания.

9) Церковь как корабль

В заключение приведем прекрасные слова о Церкви святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, жившего в четвертом веке. «Невозможно, - пишет он, - переплыть море без корабля. А святая Христова Церковь в мире – что корабль в море. Господин этого духовного корабля Сам Всемогущий Бог Отец. Кормчий – Единородный Сын Его; благоприятный ветер – это Дух Святой; подчиненные управители этого корабля - апостолы и приемники их, пастыри и учители церковные; плывущие на этом корабле – все право-верующие христиане. Дно и основание этого корабля есть правая вера в Святую Троицу; бока корабля, передняя часть его и кормило (руль) означают правые догматы   веры, заповеди Божии, предания Церкви, правила апостолов и Вселенских Соборов. Мачта – святой крест Христов, которым и в Церкви все скрепляется и утверждается; паруса – любовь; якорь – надежда. Этот духовный корабль, Церковь, из разных стран перевозит через житейское море правоверующих и истинных христиан в Небесное Царство и, хотя обуревается многими ветрами и волнами (мучений и гонений), но никогда не подвергается крушению. Сколько врагов и гонителей восставало на святую Церковь, она никогда не была побеждена, потому что утверждается словом Господним «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют её».

Проверочные вопросы:

  1. Почему храм называют церковью?
  2. Как вернее нужно называть то место, куда все православные христиане собираются для молитвы?
  3. Что называется Православной Христовой Церковью?
  4. Из каких людей состоит Церковь?
  5. Кто дает Церкви святость?
  6. Кто является главой Церкви?
  7. Кто дает Церкви жизнь?
  8. Кто основал Церковь Христову на земле?
  9. Кто распространил Церковь по всей вселенной?
  10. Какой поэтому называется Церковь?
  11. Какие ещё свойства Церкви вы знаете?
  12. Кому принадлежит земная (видимая) власть в Церкви?