14. Учение о Святом Духе

Цель занятия:

понять значение третьего Лица Святой Троицы

Задачи:

  • познакомиться с евангельской историей Сошествия Святого Духа
  • понять, как Святой Дух действовал через пророков
  • понять значение Святого Духа в жизни человека
  • осознать необходимость для человека духовной жизни
  • развить желание работать над собой, совершенствоваться

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2. Глава 8.
  2. Гумеров П., свящ. Объяснение Символа Веры. – М.: Православная энциклопедия Азбука веры, 2016. Глава «О восьмом члене Символа веры».
  3. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 2. Урок 7.

Дополнительная литература:

  1. Худиев С. 12 вопросов о Пятидесятнице. Фома. // – №6 (122) – июнь 2013. [Электронный ресурс]. – URL: http://foma.ru/12-voprosov-o-pyatidesyatnicze.html (дата обращения 15.03.2017).
  2. Успенский С.М. Катехизис в рассказах. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. «Главнейшие дары Святого Духа».
  3. Николай Сербский, свт. Верую: вера образованных людей. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. Глава «И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».
  4. Захарова Л.А. Православный катехизис. Конспект учителя. Вертоград. 2-е изд. – М.: Ока Книга, 2013.
  5. Захарова Л.А. Тесты. Вертоград. 2-е изд. – М.: Ока Книга, 2013.

Ключевые понятия:

  • Бог Святой Дух
  • Животворящий
  • Исходящий

Словарь урока:

  • Утешитель
  • Пятидесятница
  • Дары Святого Духа
  • Плоды Святого Духа
  • Благодать Божия
  • Пророки
  • Познание истины

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Когда и почему был составлен восьмой член Символа Веры?
  2. Является ли Дух Святой личностью?
  3. Какое отношение имеет Святой Дух к Богу Отцу?
  4. Почему Дух Святой назван «животворящим»?
  5. Какую жизнь Он дает животным, и какую - людям?
  6. Когда и почему люди сделались смертными?
  7. Что означает выражение Символа Веры «глаголавшаго пророки»?
  8. Какие дары Святого Духа вам известны?
  9. Что можно считать плодами Святого Духа?
  10. Может ли человек только своими силами вести духовную жизнь?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме.

Просмотр видеоматериалов.

Беседа с детьми.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме.

Обсуждение с детьми 12 вопросов о Пятидесятнице из статьи С. Худиева.

Закрепление темы с помощью решения теста.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Вера святых». Часть 15 «Бог Святой Дух»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 16 «Беседа о восьмой части Символа веры»:

  1. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Символ Веры-7».

1) Сошествие Святого Духа

2) Ипостась Святого Духа

3) Значение Святого Духа

4) Действие Святого Духа через пророков

5) Действия Святого Духа в мире

6) Ответ человека на призыв Святого Духа

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

1) Сошествие Святого Духа

Вторая часть Символа Веры начинается исповеданием нашей веры в Божество Святого Духа. Она составлена на втором Вселенском Соборе в 381 году. В то время были еретики, которые неправильно говорили и учили о Святом Духе. Их возглавлял некий Македоний. Восьмой член Символа Веры ясно и точно, на основании слов Христа Спасителя и всего Священного Писания, выразил веру христиан в Духа Святого. Мы знаем, что при крещении Иисуса Христа Святой Дух сошел с неба в виде голубя. Знаем, что в день Пятидесятницы Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков, после чего они исполнились благодати, укрепились в вере, заговорили на разных языках, а проповедь их сделалась так могущественна, что в тот же день по их слову сразу уверовало в Господа три тысячи человек.

2) Ипостась Святого Духа

Святой Дух есть истинный Бог так же, как Бог Отец и Бог Сын. Господь Иисус Христос перед Своим вознесением на небо, обещал ученикам, что на них сойдёт Святой Дух, дал повеление «идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28:19). В этих словах Иисуса Христа Святой Дух поставлен наряду с Отцом и с Сыном, как Лицо Им равное. Святой Дух есть Лицо Божеское, во всём равное Богу Отцу и Богу Сыну. Бог Дух Святой не рождён и не сотворен. Он не имеет ни начала, ни конца Своего бытия – Он вечен, Он же всемогущ и вездесущ и всеведущ. Он во всем подобен Богу Отцу и Богу Сыну, Он Одно из Лиц Святой Троицы. Его отличие от других Лиц Святой Троицы только в том, что Он предвечно исходит от Отца (как свет исходит от солнца); это Его личное свойство, которое отличает Его от Бога Отца и Сына. Об этом свойстве Святого Духа и говорится в словах восьмого члена Символа Веры: «иже от Отца исходящаго» (который исходит от Отца). Об этом же прямо и ясно говорит и Сам Иисус Христос: «Когда же придёт Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, который от Отца исходит; Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26).

Святой Дух есть Третье Лицо Святой Троицы и Бог истинный и совершенный, как Отец и Сын, и по существу неразделён со Отцом и Сыном, поэтому Ему принадлежит поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном. Это тоже выражено в словах символа: «Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима». В христианской церкви всегда воздавалось Святому Духу Божеское поклонение и прославление. В молитвах, песнопениях, возглашениях, Дух Святой обыкновенно прославляется со Отцом и Сыном. Так мы произносим: «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», «слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу»… и так далее.

3) Значение Святого Духа

Велико значение Святого Духа в нашей жизни, Он оживляет всё сотворенное. Его главное дело среди людей – духовное возрождение человека. Он вместе с Богом Отцом и Сыном дарует человеку жизнь духовную. Вот почему и называется Он в Символе Веры животворящим, то есть дарующим, творящим жизнь. Вот почему на всенощной под праздники, перед чтением Евангелия мы слышим, как поют: «Святым Духом всяка (всякая) душа живиться (оживляется) и чистотою возвышается…» Дух Святой возрождает и освящает человека, делает святым. Не святыми нас делают грехи. Дух Святой очищает нас от всего греховного и направляет к добру; всё доброе в человеке происходит от Него. Святые являются носителями Святого Духа; иногда они прямо сияют особым светом, как было с преподобным Серафимом, поэтому их изображают на иконах с сиянием. Особенно могущественно и славно Святой Дух открылся и действует в Новом Завете, в Церкви Христовой, после сошествия на апостолов в день Пятидесятницы (через 50 дней после Воскресения Христова). Но ещё в Ветхом Завете Бог не лишал людей Святого Духа, очищал от грехов и приуготовлял их к принятию Иисуса Христа.

4) Действие Святого Духа через пророков

С особой силой Святой Дух тогда проявлялся в некоторых благочестивых и послушных Ему людях. Царь Давид это знал и молился Богу так: «научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой: Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс. 142:10). Когда Давид тяжко согрешил, то он больше всего боялся, чтобы Господь Бог не лишил его Святого Своего Духа, и взывал: «сердце чисто сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отмени от меня» (Пс. 50:12-13). Давид знал, что человек сам собою не может очиститься от грехов, что это может сделать только Бог через Святого Своего Духа. Перед своею смертью Давид сказал: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23:2). Из этих слов Давида видно, что он находился под особым водительством Святого Духа, и что Дух Святой говорил через него. По внушению Святого Духа он составил и свои дивные псалмы – молитвы, которые до сих пор мы так часто слышим в церкви за богослужениями. Мы нередко говорим о вдохновении поэтов и художников, которые под влиянием вдохновения написали свои произведения (картины и поэмы). Это действительно так: чтобы создать что-либо прекрасное, надо получить вдохновение, приток особых духовных сил. Но обыкновенное человеческое вдохновение, хотя бы высокое, не может сравниться с тем вдохновением, тем притоком сил, который подает праведным людям Святой Дух. Это «вдохновение» просветляет всю жизнь и существо праведного человека, может одарить его силою чудотворною, сверхъестественною. Это – вдохновение божественной любви и истины.

В Ветхом Завете были и другие люди, которые тоже, как Давид, находились под особым водительством Святого Духа. Это были святые пророки. По внушению Святого Духа пророки увещаниями, обличениями и угрозами отклоняли людей от грехов, а также и утешали их предсказаниями о Христе Спасителе, и приготовляли их к Его приятию. Вот почему в Символе Веры говорится: «глаголавшаго пророки»; это значит, что Сам Святой Дух говорил людям через пророков.

5) Действия Святого Духа в мире

Иногда Дух Святой называется Духом Благодати. Он на нас сходит и дает нам свои дары без всякой заслуги с нашей стороны. Святой Дух является источником познания истины, и всех, кто Его слушает, Он руководит к познанию истины. Сам Иисус Христос называл Его Духом Истины. То же говорится и в молитве Святому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины». Дух Святой наставлял апостолов на всякую истину и продолжает наставлять истинных христиан. О сошествии Святого Духа на апостолов подробно рассказано в Священном Писании, в книге Деяний Святых Апостолов. Мы знаем, что Святой Дух привлекает к Богу, Помогает познать Бога и дает силу проповедовать о Нём. В день Пятидесятницы святые апостолы, исполненные Духа Святого, выступили на свое великое дело, Они проповедовали, что Иисус Христос есть Сын Божий, и что нет другого имени под небом, которым можно было бы спастись, кроме имени Иисуса Христа.

Без Божией благодати человек сам по себе не может ни прийти к истине, ни пребывать в ней. До пришествия Христа Спасителя на землю и до сошествия Святого Духа только один народ в мире хранил истинное познание о Боге, это был народ Израильский. Так было это потому только, что Сам Бог открылся этому народу и руководил им через Духа Своего Святого. Если бы этого не было, то израильтяне были бы так же духовно слепы, как язычники. Предоставленный самому себе человек никогда не может познать Бога. Надо знать, что у человека есть очи (глаза) двоякого рода: телесные, которыми он видит окружающие его предметы, и духовные, которыми он познает Бога. Но, как телесные очи ничего не могут видеть, если нет солнечного или какого-нибудь другого света, так и духовные очи не могут познавать Бога, если нет духовного света – благодати Святого Духа. Через Святого Духа Бог призывает человека к Себе. Проповедь апостолов была так сильна и могущественна только потому, что через них говорил и действовал Сам Святой Дух. О всех обратившихся тогда через проповедь апостолов к вере в Господа Иисуса Христа можно сказать, что их призвал Святой Дух. Спаситель говорил о проповеди апостолов: «не вы будите говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». Действуя через апостолов, Святой Дух вместе с тем действовал и на сердца слушателей их, располагая и внутренне привлекая их к принятию проповеди.

Святой Дух действует в жизни Церкви, особенно сообщая свои дары в святых таинствах. Святитель Василий Великий сравнивает Святого Духа с солнечным светом, согревающим и дающим жизнь: «Он … наподобие солнечного сияния, – каждый наслаждающийся им как бы один, между тем это сияние озаряет землю и море и растворяется в воздухе. Так и Дух в каждом из приемлющих Его пребывает, будто присущий ему одному и всем достаточно изливает всецелую благодать, которою наслаждаются причащающиеся, по мере собственной способности принять, а не по мере возможного для Духа».

6) Ответ человека на призыв Святого Духа

Мы знаем из Священного Писания, что «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (Рим. 2:4). Благодать Божия призывает всех людей. Но не все люди хотят откликнуться на зов Божий. Сам Господь Иисус Христос призывал к Себе жителей Иерусалима, но они не отозвались на этот зов, и Господь со скорбью сказал о них: «Иерусалим, Иерусалим… сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели» (Мф. 23:27). Правда, после проповеди апостолов в первый день Пятидесятницы ко Христу обратилось 3000 человек, правда и то, что число верующих с каждым днем увеличивалось все более и более, но, вместе с этим, возрастало также и число открытых врагов, и скоро началось гонения на верующих. То же было и при проповеди среди язычников – одни принимали её, другие восставали против и гнали христиан. Почему же не все откликаются на зов Божий и отвергают благодать, призывающую нас к спасению? Потому что люди иногда не хотят уверовать в Бога, не хотят пойти за Христом, изменить свою греховную жизнь. Пример этому мы постоянно видим в нашей жизни.

Вот и мы, с первых дней нашей жизни, призваны к вере во Христа Спасителя. Пойдём ли мы за ним? Захотим ли мы быть с Ним? Будем ли мы до конца нашей жизни Его верными учениками или не захотим и отойдем от Него?

Не все, обратившиеся ко Христу, остаются верующими, верными Ему до конца своей жизни. Даже среди двенадцати учеников Иисуса Христа оказался один, отпавший от веры и предавший Господа. Как тогда, во времена апостолов, так и в наше время есть люди, которые сначала обращаются к вере Христовой, но потом отпадают от неё. Что будет с каждым из нас? Останемся ли мы всегда верными Господу, справимся ли с искушениями и трудностями или последуем примеру тех, которые сначала уверовали во Христа, а затем отпали от веры? Кто поможет нам преодолеть все искушения, кто поможет исправиться и вернуться к вере в Бога, если мы поддадимся этим искушениям, согрешим и отойдём от Него? Сам человек, одними только своими собственными силами, не может навсегда остаться верным Господу. Как не может он сам по себе сохранить свою телесную жизнь, точно так же он не может сохранить и свою духовную жизнь. Та и другая жизнь человека в руках Божиих, зависит от Бога. Наша вера слаба и нуждается в укреплении. Благодать Святого Духа дарует это укрепление, помогает, содействует нам, но при условии, если мы хотим этого, стремимся к этому. Но мало только веровать. Ведь и бесы веруют и трепещут. Кроме веры, надо жить по вере, как завещал нам Иисус Христос. В тесной и неразрывной связи с верой стоят добрые дела. Где нет добрых дел, там нет и веры. Но как для веры, так и для добрых дел нужна помощь благодати Божией. Христианские добродетели являются как бы плодами Святого Духа. Апостол Павел так говорит: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22.). Каждый христианин и должен стараться иметь эти плоды. Но у христиан есть и враги. Такими врагами веры и христианской доброй жизни являются нехорошие, неправедные, невоздержанные, грешные поступки, грехи гордости и высокомерия, а также невидимый враг спасения человека – дьявол. Дух Святой помогает бороться с этими врагами, защищает христианина от них, охраняет его и освящает. Он помогает нам верить и жить по вере христианской. Поэтому православный человек в начале каждого дня и перед началом каждого дела молится Святому Духу:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище Благих и жизни Подателю, Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша.

Проверочные вопросы:

  1. Когда и почему был составлен восьмой член Символа Веры?
  2. Является ли Дух Святой личностью?
  3. Какое отношение имеет Святой Дух к Богу Отцу?
  4. Почему Дух Святой назван «животворящим»?
  5. Какую жизнь Он дает животным, и какую - людям?
  6. Когда и почему люди сделались смертными?
  7. Что означает выражение Символа Веры «глаголавшаго пророки»?
  8. Какие дары Святого Духа вам известны?
  9. Что можно считать плодами Святого Духа?
  10. Может ли человек только своими силами вести духовную жизнь?