10. Значение Крестной смерти Спасителя

Цель занятия:

понять, для чего Иисусом Христом была принесена крестная жертва

Ожидаемые результаты:

  • понимание значения крестной смерти Спасителя
  • понимание выражения «нести свой крест»
  • желание идти за Христом и готовность разделить Его страдания

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2. Глава 4.
  2. Гумеров П., свящ. Объяснение Символа Веры. – М.: Православная энциклопедия Азбука веры, 2016. Глава «О четветом члене Символа веры».
  3. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 2. Урок 5.
  4. Успенский С.М. Катехизис в рассказах. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

Дополнительная литература:

  1. Иов (Гумеров), иером., Гумеров П., свящ., Гумеров А., свящ. Закон Божий. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014. Часть 4. Глава «Четвертый член Символа веры».
  2. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб. 2006. Глава «О четвертом члене Символа Веры».
  3. Николай Сербский, свт. Верую: вера образованных людей. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. Глава «Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна».
  4. Захарова Л.А. Православный катехизис. Конспект учителя. Вертоград. 2-е изд. М.: Ока Книга, 2013.
  5. Захарова Л.А. Тесты. Вертоград. 2-е изд. М.: Ока Книга, 2013.

Ключевые понятия:

  • Распятие
  • Искупление

Словарь урока:

  • Голгофа
  • Жертва
  • Страдания
  • Любовь
  • Крестоношение
  • Понтий Пилат

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

 

Проверочные вопросы:

  1. Где был распят Иисус Христос?
  2. Кто тогда был главным начальником в Иерусалиме?
  3. За чьи грехи пострадал Иисус Христос?
  4. Зачем нужны были страдания?
  5. Для чего имя Понтия Пилата внесено в Символ Веры?
  6. Какими словами, сказанными с Креста, Христос подтверждает, что Бог есть любовь?
  7. Кто может воспользоваться жертвой Христовой?
  8. Почему христиане носят на груди крест?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме, беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Повторение темы о боговоплощении и беседа с детьми по новой теме с использованием презентации и сопроводительного текста к ней.

Закрепление знания текста Символа Веры с помощью исправления ошибок в тексте.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Вера святых». Часть 11 «Распятие. Крестная Жертва»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 13 «Беседа о четвертой части Символа веры»:

1) Жертва Христова - искупление человека

2) Имя Понтия Пилата

3) Слова Иисуса Христа, сказанные с Креста

4) Сораспятие Христу

5) Притча «Искупление»

6) Рассказ «Сила крестного знамения»

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

1) Жертва Христова - искупление человека

При Понтии Пилате Господь Иисус Христос, как человек, был распят на кресте, претерпел страшные страдания, умер и был погребён. За кого был распят на кресте Иисус Христос? Он был распят за нас за людей, чтобы искупить (выкупить) людей от греха, дать возможность войти в блаженную вечную жизнь. «Сын человеческий (то есть Иисус Христос) не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу для искупления многих», - говорит Сам Господь (Мф.20:28). Именно за нас, то есть ради нас и вместо нас Христос был распят и страдал, Своими страданиями и смертью Иисус Христос искупил нас и примирил с небесным Своим Отцом.

Так в нашей жизни, любящие родители переживают и мучаются грехами своих детей, как будто они сами их сделали. Приняв наши грехи, Господь Иисус Христос, перед лицом правды Божией, принял на Себя добровольно и последствия грехов, и наказание за них, потому что всякий грех может быть уничтожен только, когда он изглажен, выстрадан.

Эта жертва Иисуса Христа освятила человека, весь человеческий род, дала силы бороться с грехом, приблизила человека к Богу, примирила с Ним. Но искупление это не только выкуп, дело правосудия, но и дело бесконечной любви Божией к людям. Господь по Своей любви к нам, грешным, принял на Себя наши грехи, как бы посчитал Себя виновным в них и страдал за нас.

2) Имя Понтия Пилата

Иисус Христос был распят и претерпел страдания и смерть при Понтии Пилате.

Понтий Пилат был наместником римского императора, во власти которого тогда находилась Иудея. Ему, как наместнику императора, принадлежало право на жизнь и смерть всех жителей страны. Имя Пилата упоминается в Символе Веры ради того, чтобы подчеркнуть и подтвердить личность Спасителя мира как историческую, а не выдуманную личность. При упоминании имени Понтия Пилата определяется время и место явления Господа нашего Иисуса Христа в мире. Ведь даже по свидетельствам языческих римских историков-христоборцев точно известно, когда и где Понтий Пилат был римским наместником.

3) Слова Иисуса Христа, сказанные с Креста

О величайших страданиях Иисуса Христа и о его погребении мы знаем из Евангелия. Воспоминаниям о страданиях Спасителя посвящается ежегодно перед Пасхой вся Страстная седмица (неделя), А каждую неделю – среда (день предательства Иуды) и пятница (день крестной Иисуса Христа). Здесь припомним лишь несколько слов Спасителя, сказанных Им на кресте.

Первыми из этих слов были: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». В этих словах Иисус Христос, во-первых, снова исповедовал Себя Сыном Божиим («отче» - значит Он Сын Его, Сын Божий), во-вторых, – и это главное – Он молится за Своих врагов. В Своей беспредельной любви Он извиняет даже величайший и ужаснейший грех Своего народа и просит Бога Отца, чтобы Он простил ему этот грех, как содеянный в духовном ослеплении и по неведению. Таким образом, первыми словами Своими со креста Спаситель принес молитву за всех Своих врагов и подтвердил, что Бог есть Его Отец.

При кресте стояла, исполненная величайших душевных страданий, Пречистая Матерь Спасителя вместе с любимейшим учеником Его, Иоанном и некоторыми женщинами. Несмотря на собственные ужасные страдания, Спаситель захотел утешить Её и, взглянув на Неё и ученика Своего, сказал: «Жено! Се сын Твой» и Иоанну сказал: «Се Матерь твоя». Этим Господь выразил желание, чтобы Иоанн взял Пречистую Матерь Его на своё попечение и проявлял к Ней сыновнюю любовь и заботу.

Спаситель висел на кресте между двумя злодеями, распятыми вместе с Ним. Один из разбойников, видя что происходит, обратился к Иисусу Христу с молитвенным воплем: «помяни меня, Господи, когда приидешь во царствие Твое».  На это Господь ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». И совершилось дивное дело: величайший злодей и разбойник в последние мгновения своей жизни удостоился спасения, и душа его, первая, вместе с Господом, вошла в рай Божий. Значит и самые великие грешники могут ещё спастись, если они, подобные благоразумному разбойнику от всего сердца покаются перед Богом, исповедают свои грехи, уверуют в Иисуса Христа и будут умолять о прощении.

Среди жесточайших мук Спаситель, отвергнутый всем миром, остался непоколебимым в Своей любви к людям и проявил её к врагам, к Матери Своей и к кающемуся грешнику.

4) Сораспятие Христу

Спаситель Иисус Христос, подлинно умер, и страдания и смерть Его были подлинными страданиями и смертью, а не одним только видом их. Он страдал и принес Себя в жертву за всех людей без исключения, но пользуются этой жертвой лишь только те люди, которые участвуют сами в страданиях Христа. У каждого человека есть свой крест, свои страдания. И человек должен их нести с миром, с терпением, с верой в Господа Иисуса Христа. При крепкой, живой сердечной вере христианин становится единым с Иисусом Христом. Иисус Христос поселяется в душе его, так что христианин сам как бы не живет уже тогда, а живет в нем Христос. Так верил апостол Павел, который говорил: «Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Галат. 2:19-20). Такою же верою обладали и все святые и должны бы обладать и мы. Мы должны воздерживаться от страстей и греховных пожеланий, поступая во всём наперекор им и тем умерщвляя, как бы распиная и убивая их. Будем же вместе со Христом распинать грехи и зло, которые живут в нашей душе и будем со Христом – Спасителем с терпением, смирением и любовью нести свой крест, свои страдания.

Нехристиане часто не могут понять: почему мы носим на своей груди крест, изображаем на себе крестное знамение, венчаем крестом купола наших церквей и вообще, очень чтим крест. Они говорят: зачем вы почитаете крест, ведь на нем распяли вашего Бога? Но именно поэтому для нас крест Христов является святыней. Ведь он постоянно напоминает нам: какая огромная жертва была принесена за людей и как велика Божественная любовь к людям.

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твоё славим.

5) Притча «Искупление»

Представьте себе, что кто-нибудь из вас попал в плен - и в такую землю, где пленников продают, как невольников. И вот этот несчастный очутился в руках жестокого хозяина, который мучает пленного тяжкими работами и морит голодом.

Так проходят долгие годы. Наконец весть о пленнике доходит до его родины, и там больше всех принимает в нем участие один добрый человек. Этот человек, желая спасти пленника, продает все свое имущество и отправляется в далекий край, чтобы выкупить несчастного у жестокого рабовладельца. Но хозяин ни за какие блага не хочет расстаться с пленником. Тогда добрый человек решается сам сделаться невольником, лишь бы только пленник получил свободу. Под таким условием с пленника снимают оковы и надевают их на его искупителя, а пленник возвращается домой. Очутившись на родине, освобожденный скоро забывает о своем благодетеле. Он почти не вспоминает о нем, не пишет ему и даже не питает чувств любви и дружбы к его домашним, родным и близким.

Теперь смотрите, как рассказанное прилагается к людям. Все мы, до пришествия Христа на землю, были во власти греха и погибали в греховном плену. Господь наш Иисус Христос, по воле Отца Своего Небесного и по Своей любви к людям, пришел к нам в этот грешный мир и искупил наши грехи, проклятие и смерть Своей кровью, приняв позорную смерть на кресте.

6) Рассказ «Сила крестного знамения»

Святой Прохор, ученик Апостола Иоанна Богослова, рассказывает, что тот однажды встретил на дороге больного человека и исцелил его крестным знамением.

А вот и еще случай, рассказанный святым Прохором. Жил один бедняк-христианин, который, не зная чем расплатиться с заимодавцами, решил покончить с собой и с этой целью пошел к одному волхву. Тот дал ему какого-то яда, и несчастный, придя домой, растворил его в сосуде с водой. Потом он перекрестил этот сосуд крестным знамением и выпил... Яд не подействовал. Тогда он снова пошел к знахарю и стал просить яда посильней. Знахарь очень удивился, что христианин остался жив, и дал ему новой, сильнодействующей, отравы, которая и в самом небольшом количестве должна была вызвать немедленную смерть. Бедняк опять перекрестил сосуд и, когда проглотил содержимое, снова остался жив. Приходит он опять к волхву и начинает бранить его. Тот не верит своим глазам.

- Да не делал ли ты чего, когда пил отраву? - спросил знахарь.

- Ничего особенного, - отвечал христианин, - я только каждый раз осенял сосуд с ядом крестным знамением.

Удивленный знахарь дал того же яда собаке, и собака тотчас пала. После этого оба отправились к святому Иоанну Богослову и рассказали о случившемся.

Уверовавший в силу крестного знамения волхв крестился, а бедняк-христианин, по приказанию святого, принес вязанку сена, которое Апостол Иоанн сейчас же превратил крестным знамением в золото.

Проверочные вопросы:

  1. Где был распят Иисус Христос?
  2. Кто тогда был главным начальником в Иерусалиме?
  3. За чьи грехи пострадал Иисус Христос?
  4. Зачем нужны были страдания?
  5. Для чего имя Понтия Пилата внесено в Символ Веры?
  6. Какими словами, сказанными с Креста, Христос подтверждает, что Бог есть любовь?
  7. Кто может воспользоваться жертвой Христовой?
  8. Почему христиане носят на груди крест?