8. Учение о втором Лице Пресвятой Троицы

Цель занятия:

уяснить понятие единосущности Отца и Сына и разобраться в различных именах Господа Иисуса Христа

Задачи:

  • узнать перевод и значение имён «Иисус» и «Христос»
  • изучиь библейские свидетельства о богосыновстве Иисуса Христа
  • понять, что такое единосущность Отца и Сына
  • пояснить на примерах равенство Бога Сына Богу Отцу

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2. Глава 2.

Дополнительная литература:

  1. Иов (Гумеров), иером., Гумеров П., свящ., Гумеров А., свящ. Закон Божий. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014. Часть 4. Глава «Второй член Символа веры».
  2. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006. Глава «О втором члене Символа Веры».
  3. Николай Сербский, свт. Верую: вера образованных людей. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. Главы «...и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век», «...Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша».
  4. Успенский С.М. Катехизис в рассказах. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
  5. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 2. Урок 3.
  6. Захарова Л.А. Православный катехизис. Конспект учителя. Вертоград. 2-е изд. – М.: Ока Книга, 2013.
  7. Захарова Л.А. Тесты. Вертоград. 2-е изд. – М.: Ока Книга, 2013.

Ключевые понятия:

  • Сын Божий
  • Единосущие

Словарь урока:

  • Иисус Христос
  • Спаситель
  • Помазанник
  • Пророк
  • Царь
  • Первосвященник
  • Бог Слово

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Как переводится с греческого языка имя Христос, а как Иисус?
  2. Почему, говоря о пророчествах, мы употребляем слово «мессианские»?
  3. Как называли Спасителя пророки?
  4. От чего спас людей Иисус Христос?
  5. Почему Иисус Христос называется помазанником?
  6. Что означает слово «единородный» в Символе Веры?
  7. Против какого еретика в Символе Веры звучат слова «рождена, несотворенна»?
  8. Какую ипостась Святой Троицы называют Богом Словом?
  9. Что означает единосущность Сына Отцу?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме, беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью выполнения письменного теста.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме.

Просмотр и обсуждение с детьми презентации «Иконография Спасителя».

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Вера святых». Часть 9 «Иисус Христос. Сын Божий. Спаситель»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 11 «Беседа о II части Символа веры»:

  1. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Символ Веры-2».
  2. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Символ Веры-3».

1) Иисус Христос как Спаситель и Помазанник

2) Иисус Христос истинный Сын Божий

3) Рассказ «Верую... во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия». А. Царевский

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.

1) Иисус Христос как Спаситель и Помазанник

Однажды Иисус пришёл со Своими учениками в город Кесарию Филиппову. Здесь Он обратился к ним со следующим  важным вопросом: «За кого люди почитают Меня?» Ученики отвечали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков». Из этого видно, что народ весьма заблуждался относительно Лица Иисуса Христа, ибо Иисус Христос не был ни Иоанн, ни Илия, ни Иеремия; Он был больше всех их. Тогда Господь предложил ученикам новый вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?» Симон Петр, отвечая на это, сказал: «Ты Христос, Сын Бога живого». Это был правильный ответ. В нашем Символе Веры так и говорится – «верую во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного». Имя Господь относится к Божественной природе Иисуса Христа и указывает нам, что Спаситель есть истинный Бог; имена же Иисус Христос относятся к Его человечеству. Первое человеческое имя Спасителя есть имя Иисус. Это имя указано архангелом Гавриилом при Благовещении (Лк.1:31). Архангел был послан Богом к Деве Марии, чтобы возвестить Ей Божие повеление. Значит, имя Иисус дано было Сыну Пресвятой Девы Марии по повелению Божию. Имя Иисус значит Спаситель. Уже само это имя указывает, что Иисус – Спаситель пришёл на землю для спасения людей. От чего же пришёл спасти людей Сын Божий? От их грехов. Грех есть величайшее зло в мире, и спасти от грехов есть самое трудное дело. Для этого-то дела и пришёл Спаситель – Иисус.

Другое имя нашего Спасителя – Христос, что значит Помазанник. Помазание в Ветхом Завете было такое священное действие, которое совершалось только над царями, первосвященниками и пророками, чтобы освятить их служение, возвести в даваемый им  сан. Иисус Христос был величайшим Пророк, вечный и величайший Царь, вечный и величайший Первосвященник.

В ночь рождения Господа Иисуса Христа Ангел, явившийся Вифлеемским пастухам, говорил: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям; ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь» (Лк.2:10-11).

В Ветхом Завете было много пророчеств о Спасителе Господе Иисусе Христе (Мессии). Верующие люди ожидали пришествие Спасителя, многие цари, пророки и праведники жаждали увидеть Его. Вспомним хотя бы праведного Симеона, которому было дано дожить до пришествия Спасителя, и даже принять Младенца Иисуса на свои руки (Лк.2:25).

2) Иисус Христос истинный Сын Божий

Господь Иисус Христос есть Сын Божий. Во время крещения это свидетельствовал Сам Бог Отец: «Сей есть Сын Мой, возлюбленный, в котором Моё благоволение» (Мф. 3:17). Это свидетельство Бог Отец повторил, и во время Преображения на горе Фаворе (Лк. 9:35). В Евангелии есть много изречений, в которых Спаситель называет Себя Сыном Божиим. Так, в беседе с Никодимом  Иисус Христос прямо называет Себя единородным Сыном Божиим: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного (единственного), дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Сын Божий и по Своим свойствам, и по Своим делам во всём подобен Богу Отцу и есть истинный Бог. Он, как и Его небесный Отец, вечен, т.е. не имеет ни начала, ни конца, Он есть, был и будет. Он всемогущ, вездесущ и всеведущ. Как на земле обыкновенно все живые существа имеют существо подобное своим родителям, так и Сын Божий, как рождённый от Бога Отца, имеет одно и то же существо, сущность, и потому называется Единосущным своему Небесному Отцу. Как от солнца рождается свет, видимый по всей вселенной, так и от Бога Отца рождается Сын Божий. Об этом подобии Иисуса Христа и говорится в Символе Веры в словах: «иже от Отца рождённого прежде всех век: Света от Света, Бога истина от Бога истина, рождена, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша».

Евангелист Иоанн начинает своё Евангелие так: «В начале было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё произошло через Него, и без Него ничего не было, что есть». Эти слова Евангелия читаются за литургией в Пасхальную ночь. Здесь под Словом разумеется единородный Сын Божий и потому эти слова иначе могут быть выражены так: в начале был единородный Сын Божий, и единородный Сын Божий был у Бога и был сам Бог. Он был в начале у Бога. Всё произошло через Единородного Сына Божия, и без Него ничего не было, что есть.

Лжеучитель Арий, живший в четвёртом веке, утверждал, что Иисус Христос не истинный Бог, что Он не рождён из существа Бога Отца, а сотворен. Тогда православная церковь осудила Ария, и во втором члене Символа Веры изложила, как надо правильно верить в Господа  Иисуса Христа.

Иисус Христос есть истинный Бог, и с самого начала христианской церкви и до наших дней воздается Ему истинными христианами Божеское поклонение и прославление. Приведем здесь один рассказ, который покажет яснее, что Иисуса Христа Сына Божия надо почитать, как и Бога Отца.

3) Рассказ «Верую... во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия». А. Царевский

Император Феодосий ещё при своей жизни предоставил сыну своему, Аркадию, царскую власть и велел подданным воздавать ему ту же честь, какая воздавалась и самому отцу. Император хотя и был христианином, но, как и Арий, не признавал Иисуса Христа единородным Сыном Божиим и думал, что неправильно поступают те, которые поклоняются Ему, как Богу. Епископом царствующего города был тогда святой Амфилохий. Святитель часто разъяснял императору, как он заблуждается и неправильно поступает, не воздавая поклонения Сыну Божию. Но все убеждения святителя оставались бесплодными.

Однажды святой Амфилохий пришёл в императорский дворец. С подобающим почтением он поклонился императору Феодосию, на сына же его, Аркадия, не обратил внимания и прошел мимо его, как будто не замечая его. Это удивило Феодосия, и он напомнил святителю, что ему не подобает забывать об императорском  сыне. На это замечание Амфилохий ответил, что довольно и того, что он почтил отца, а сын может обойтись и без почтения. За такой ответ император весьма разгневался на святителя и объявил, что накажет его, как преступника и бунтовщика. Тогда святитель Амфилохий сказал: «Государь! Для тебя прискорбно, если не оказывают такого же почтения твоему сыну, какое воздают тебе. Подумай же теперь, что скажет Небесный царь тем, которые по твоему примеру, не воздают поклонения Сыну Его, и не хотят чтить Его, как чтут Отца, между тем как Сам Отец чудесами показал, что Иисус Христос есть Сын Его и повелел воздавать Сыну Своему то же поклонение, какое воздается Отцу». Выслушав это, император сознал всё своё заблуждение и с той поры стал почитать Сына Божия так же, как почитал и Бога Отца.