7. Назначение человека. Учение о предопределении Божием и промысле о мире и человеке

Цель занятия:

сравнить замысел Божий о человеке с состоянием человека после грехопадения

Ожидаемые результаты:

  • знание и понимание библейского текста о сотворении человека, грехопадении и изгнании из рая
  • понимание назначения человека
  • знакомство с возможным путем восстановления утраченного богообщения
  • понимание учения о предопределении Божием человека ко спаспению
  • осознание действия промысла Божия в мире

Использованная литература:

  1. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб. 2006. Глава «Жизнь первых людей в раю».
  2. Илия (Минятий), свт. Слово о предопределении в первую неделю поста. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/put/nasledie/ilia1.htm (дата обращения 28.02.2017).
  3. Успенский С.М. Катехизис в рассказах. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

Дополнительная литература:

  1. Иов (Гумеров), иером., Гумеров П., свящ., Гумеров А., свящ. Закон Божий. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014. Часть 3. Главы «Земной рай и грехопадение», «Первое обетование о Мессии», «Падшие прародители изгоняются из рая».
  2. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 1. Урок 11.
  3. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб. 2006. Главы «Беседа о человеке», «Беседа о грехопадении», «Почему Господь Бог допустил грехопадение первых людей».

Ключевые понятия:

  • Промысл Божий
  • Предопределение

Словарь урока:

  • Заповедь
  • Грехопадение
  • Первородный грех
  • Тление
  • Смерть
  • Проклятие

Содержание занятия: (открыть)

Иллюстрации:

 

Проверочные вопросы:

  1. В каком дне творения мы живём?
  2. Действительно ли Господь отдыхает от всех Своих дел?
  3. Для чего Бог создал человека?
  4. Почему Бог сотворил человека свободным?
  5. Для чего Господь дал прародителям первую запретительную заповедь?
  6. Какое из последствий грехопадения кажется вам самым тяжелым?
  7. Почему Адам и Ева не могли оставаться в раю после грехопадения?
  8. Имеет ли человек возможность вернуться в рай?
  9. Все ли люди спасутся?
  10. Что человек должен сделать для своего спасения?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителем новой темы, беседа с детьми.

Закрепление блока тем о первом члене Символа Веры с помощью групповой работы. Сначала каждый ребенок получает текст задания и индивидуально находит правильные утверждения, являющиеся догматами. Затем дети делятся на две группы. Задача каждой группы – коллективно заполнить таблицу с догматами, касающимися первого члена Символа Веры, обсудив и согласовав свои личные варианты. Победителем становится та группа, которая правильнее справилась с задачей (допустила меньше ошибок).

Ход урока. Вариант 2:

Чтение детьми вслух (поочередно по одному стиху) текста о сотворении человека и его грехопадении (Быт.1:26 – 3:24). Беседа с детьми и выявление заповедей, данных Богом человеку, а также последствий грехопадения для всего творения.

Работа с презентацией «Как устроен человек».

Закрепление темы с помощью выполнения письменного теста.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 115 «Жизнь первых людей в раю»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 116 «Беседа о человеке»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 117 «Последствия грехопадения и обетование Спасителя»:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 31 «О спасении»:

1) Промысл Божий

2) Назначение человека

3) Последствия грехопадения прародителей

4) Наследование первородного греха

5) Предопределение Божие

6) Стихотворение «Господь из земли сотворил человека»

1) Промысл Божий

Шестым днем закончились дела творения, однако не прекратились дела промысла Божия о мире и человеке. Промыслительная Божественная деятельность проявляется в сохранении сотворенного и в премудром руководстве его дальнейшим существованием. Поэтому седьмой «день» мы должны понимать как день, продолжающийся до настоящего времени – день промысла Божия. Освятив седьмой день, Господь выделил его из других дней, сделал его днем священным для человека, днем прославления премудрого, всеблагого и всемогущего Творца.

2) Назначение человека

Земной рай, или прекрасный сад, в котором Бог поселил первых людей - Адама и Еву, находился в Азии, между реками Тигром и Евфратом.

Жизнь людей в раю была исполнена радости и блаженства. Совесть их была спокойна, сердце было чисто, разум был светлый. Не боялись они ни болезней, ни смерти, не имели нужды в одежде. Во всем у них был достаток и довольство. Пищей для них были плоды райских деревьев.

Среди животных не было вражды - сильные не трогали слабых, жили вместе и питались травой и растениями. Никто из них не боялся людей, и все любили и слушались их.

Но самое высшее блаженство Адама и Евы было в молитве, то есть в частой беседе с Богом. Бог являлся им в раю видимым образом, как отец детям, и сообщал им все нужное.

Бог создал людей, так же как и ангелов, для того, чтобы они любили Бога и друг друга и наслаждались великой радостью жизни в любви Божией. Поэтому, так же как и ангелам, Он дал им полную свободу: любить Его или не любить. Без свободы не может быть любви. А любовь проявляется в радостном исполнении желаний того, кого любишь.

Но, так как люди были менее совершенны, чем ангелы, то Господь и не дал им сразу и навсегда сделать выбор: принять или отвергнуть эту любовь, как то было с ангелами.

Бог стал учить людей любви. Для этого Он и дал людям эту маленькую, не трудную заповедь - не есть плодов с дерева познания добра и зла. Исполняя это повеление, или желание Божие, они могли так проявить этим свою любовь к Нему. Постепенно, переходя от легкого к более сложному, они укреплялись бы в любви и совершенствовались бы в ней. Адам и Ева с любовью и радостью слушались Бога. И была в раю во всем воля Божия и Божий порядок.

3) Последствия грехопадения прародителей

Диавол завидовал райскому блаженству первых людей. Соблазнительная диавольская речь змия подействовала на Еву. Она сорвала плоды с запрещенного дерева и ела; затем дала мужу своему, и он ел. Люди поддались искушенно диавола, нарушили заповедь или волю Божию - согрешили, пали в грех. Этот первый грех Адама и Евы, или грехопадение людей, называется первородным грехом, так как именно этот грех потом явился началом для всех последующих грехов в людях.

Лишившись чистоты, Адаму и Еве страшно стало предстать теперь перед Богом, к Которому они раньше стремились с большой радостью. Ужас объял Адама и жену, и они скрылись от Господа в деревьях рая. Любящий Господь призывал Адама к покаянию. Но грех уже омрачил человека, и Адам свалил вину на жену и даже на Самого Бога, давшему ему эту жену, а жена - на змея. Отвергнув возможность покаяния, человек сделал невозможным для себя дальнейшее общение с Богом.

Тогда Господь изрек Свой праведный суд. Змей был проклят перед всеми животными. Ему определена жалкая жизнь пресмыкания на своем чреве и питание прахом земли. Жена осуждена на подчинение мужу и на тяжелые страдания и болезни при рождении детей. Обращаясь же к Адаму, Господь сказал, что за его ослушание проклята будет земля, которая его кормит. «Терния и волчцы произрастит она тебе... в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:18-19).

Последствия грехопадения первых людей были катастрофичны как для человека, так и для всего мира. Во грехе люди отстранились от Бога и обратились к лукавому, и теперь для них невозможно общение с Богом так, как это было раньше. Отвернувшись от Источника жизни – от Бога, Адам и Ева тотчас умерли духовно. Телесная смерть не сразу поразила их (по милости Бога, желающего привести прародителей к покаянию, Адам потом еще прожил 930 лет), но, в то же время, вместе с грехом в людей вошло тление: грех – орудие лукавого – стал постепенно через болезни и старение разрушать их тела, что, в конце концов, и привело прародителей к телесной смерти. Но грех повредил не только тело, но и всю природу первозданного человека – в нем была нарушена та изначальная гармония, когда тело подчинялось душе, а душа – духу, пребывавшему в общении с Богом. Как только первые люди отошли от Бога, так сразу дух человеческий, потеряв все ориентиры, обратился к душевным переживаниям, а душа увлеклась телесными желаниями и породила страсти.

Как в человеке нарушилась гармония, так произошло и во всем мире. По словам апостола Павла, после грехопадения «вся тварь покорилась суете» и с тех пор ждет освобождения от тления (Рим. 8:20-21). Ведь если до грехопадения вся природа (и стихии, и животные) была подчинена первым людям и без труда со стороны человека давала ему пропитание, то после греха человек уже не чувствует себя царем природы. Земля стала не так плодородна, и людям нужно приложить большие усилия, что доставить себе пропитание. Природные катаклизмы со всех сторон стали угрожать жизни людей. И даже среди животных, которым Адам когда-то давал имена, появились хищники, представляя опасность и для других животных, и для человека. Возможно, что умирать животные также стали лишь после грехопадения, о чем говорят многие святые отцы (свт. Иоанн Златоуст, прп. Симеон Новый Богослов и другие).

4) Наследование первородного греха

Но не только наши прародители вкусили плодов грехопадения. Став родоначальниками всех людей, Адам и Ева передали человечеству свою природу, искаженную грехом. С тех пор все люди стали и тленны, и смертны, и, главное, все оказались под властью сатаны, под властью греха. Греховность стала как бы свойством человека, так что люди не могли не грешить, даже если кто и хотел. Обычно про такое состояние говорят, что все человечество от Адама наследовало первородный грех. Первые люди, последовав диаволу, как бы засеяли семенем греха человеческую природу, и в каждом новом родившемся человеке это семя стало прорастать и давать плоды уже личных согрешений, так что всякий человек становился грешником.

Расстройство человеческого естества первородным грехом, оторванность души от духа в человеке, которая и теперь имеет влечение к чувственности, ясно выражены в словах апостола Павла: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:19-20). Человек постоянно имеет в себе «угрызения совести», сознавая свою греховность, преступность. Другими словами: поврежденного и расстроенного грехом естества своего человеку собственными силами, без вмешательства или помощи Божией, восстановить невозможно.

5) Предопределение ко спасению

Промысл Божий распространяется решительно на всё творение Божие: «Бог все предусматривает и обо всем заботится», - говорит Василий Великий; особенно же Промысл простирается на весь человеческий род. Это и есть то Божественное отеческое попечение, на которое нам заповедует блаженный Петр возложить все наши заботы: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Петр. 5:7). Небесный Отец, если обо всех промышляет, то и всем хочет спасения. Бог хочет, чтобы все спаслись. Это, действительно, только хотение, которое называется предваряющим; оно само по себе недостаточно для спасения человека. Это – благодать Божия, но необходимо со стороны человека желание следовать ей. Это Бог призывает, но необходимо, чтобы человек внимал.

От начала Бог создал человека свободным. Бог оставил человека в его воле и не хочет производить никакого давления на его свободу. Всемогущ Господь в Своей власти. Всемогущ и человек в своей свободе. Бог творит все, что хочет, и никакая сила не может Ему в этом воспрепятствовать, а человек не делает, чего не хочет, и никакая сила не может его принудить к тому. Невозможно, чтобы Бог не совершил им желаемого; невозможно также, чтобы человек сотворил ему нежелательное. Поэтому, как человек не может спастись без благодати Божией, так и Бог не может спасти человека без свободной воли человека.

Спасение должно быть делом нашим и Божиим. Дождь падает на землю, но земля не принесет плода, если земледелец не потрудится. Солнце сияет всюду, но кто хочет воспринять его свет, должен открыть свои глаза. Значит, Бог дарует всю благодать и помощь, но этой благодати должна сопутствовать и Божественной помощи содействовать воля человека. Хочет Бог спасти Ноя во времена потопа, в котором погиб весь мир, но требует, чтобы он своими руками построил ковчег. Хочет очистить Неемана от проказы, но требует, чтобы сам Нееман пошел и омылся в Иордане. Хочет отверзти очи слепорожденному, но требует, что сам слепорожденный пошел и умылся в купели Силоамской. Бог хочет спасти всех людей, но требует, чтобы каждый содействовал своему спасению. Человек свободен и имеет перед глазами (на выбор) воду и огонь, жизнь и смерть. Человек разумен, – им водит ум: он может отличить доброе от злого, свет от тьмы. У каждого человека на сердце написан естественный закон, указывающий истинный путь ко спасению. Итак, что же нужно для предопределения человека ко спасению? Твердо помни две мысли: что Бог всегда хочет твоего спасения, ибо Он человеколюбив; и что ты всегда можешь спастись, ибо ты свободен. Его благодать и твоя воля образуют предопределение. Бог хочет: желай и ты, и будешь спасен.

6) Стихотворение «Господь из земли сотворил человека»

Господь из земли сотворил человека
И вновь возвращает отжившего ей.
Единый Властитель вселенной от века
Всем людям назначил количество дней
И время их жизни и дал во владенье
И суши, и воды, и их населенье.
По образу их Своему сотворил,
Облек в Свою силу и крепость святую
И в каждую плоть перед ними вложил
И трепет, и страх, и покорность немую.
Чтоб было возможно господствовать им
Над птицей небесной и зверем земным,
Он дал им язык и способность мышленья
И зло от добра различать научил,
Дал слух, проницательность, разум, здоровье,
И око Свое Он в сердца их вложил,
Чтоб, видя величье и стройность творенья,
Немолчно Ему приносили хваленья.

Проверочные вопросы:

  1. В каком дне творения мы живём?
  2. Действительно ли Господь отдыхает от всех Своих дел?
  3. Для чего Бог создал человека?
  4. Почему Бог сотворил человека свободным?
  5. Для чего Господь дал прародителям первую запретительную заповедь?
  6. Какое из последствий грехопадения кажется вам самым тяжелым?
  7. Почему Адам и Ева не могли оставаться в раю после грехопадения?
  8. Имеет ли человек возможность вернуться в рай?
  9. Все ли люди спасутся?
  10. Что человек должен сделать для своего спасения?