начального богословского образования
Святитель Кирилл Туровский, епископ
Святитель Кирилл, епископ Туровский, родился в 30-х годах XII века в городе Турове на реке Припяти у богатых родителей.
С малых лет святой Кирилл с усердием читал священные книги и достиг глубокого понимания их. Он учился не только у русских, но и у греков. В зрелом возрасте святой Кирилл отказался от наследства и принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. Он много подвизался в посте и молитве и учил иноков полному послушанию игумену: инок, который не находится в послушании у игумена, не исполняет своего обета и потому не может спастись.
Сохранилось три сочинения святого Кирилла об иноческой жизни, одно из которых – «Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового» – может быть отнесено ко времени пребывания его в монастыре.
Через некоторое время святой Кирилл удалился в затвор на столп, где еще более усилил подвиги и «многа Божественна Писания изложи». Многие обращались к нему за советом в духовной жизни.
Святость жизни и высокая просвещенность святого Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на Туровскую кафедру. В 1169 году святитель Кирилл принимал участие в соборе, осудившем епископа Феодора, который занял Владимиро-Суздальскую кафедру и пытался отделиться от Киевской митрополии. Святитель Кирилл обличил ересь Феодора и составил много посланий к святому князю Андрею Боголюбскому (память 4 июля), в которых поучал его и наставлял по поводу церковных нестроений в Ростовской земле.
По любви к уединению святитель Кирилл оставил кафедру (до 1182 года, под которым упоминается уже епископ Туровский Лаврентий) и полностью посвятил себя писанию духовных сочинений. Он составил, вероятно, слова на весь годичный круг Господских праздников, но не все они сохранились. Поучения святителя Кирилла помещались в сборниках наряду с древними святоотеческими творениями.
Скончался святитель Кирилл 28 апреля около 1183 года. От современников он получил именование русского Златоуста. Сам святитель о себе смиренно говорил: «Я не жнец, а собираю колосья; я не художник в книжных делах», – всегда, однако, сознавая высоту святительского служения, на которое поставил его Господь: «Если бы говорил я от себя, вы делали бы хорошо, не приходя в храм. Но я возвещаю вам Слово Господа, читаю вам грамоту Христову... Я раздаю слова Божии, лучшие золота и дорогих каменьев, более сладкие, чем мед и сот, и вы лишаетесь их, не приходя в церковь, …но вас, приходящих, хвалю и благословляю».
Цитаты из «Слова на антипасху или в новую неделю по Пасхе»
В минувшую неделю Святыя Пасхи было удивление для неба и устрашение для преисподней, и обновление твари, и избавление мира, разрушение ада и попрание смерти, воскресение мертвых и погубление обманчивой власти диавола, спасение же человеческому роду Христовым воскресением; в минувшую неделю обнищал ветхий закон и поработилась суббота, — обогатилась Церковь Христова и воцарился день воскресный. В минувшую неделю все переменилось; земля сделалась небом, будучи очищена Богом от бесовских скверн, и ангелы с женами раболепно служили воскресению…
Ныне для новых людей праздник обновления воскресения Христова и Господу приносится все новое: от язычников вера, от христиан богослужение, от иереев священныя жертвы, от мирских владык боголюбезная милостыня, от вельмож попечение о церкви, от праведников смиренномудрие, от грешников истинное покаяние, от нечестивых обращение к Богу, от враждующих между собою духовная любовь.
Взойдем и мы, братие, ныне мысленно в Сионскую горницу, ибо там собрались апостолы и сам Иисус Христос, при заключенных дверях, явился среди их, и сказав: «мир вам, исполнил их радости. Возрадовашася, сказано, ученицы, видевше Господа» (Ин. 20:21), и отвергли всякую печаль телесную и страх сердечный; в души их проникла духовная смелость, когда они познали своего Владыку, Ибо Он обнажил пред всеми свои ребра и показал Фоме на руках и ногах язвы гвоздинныя. Фома не видел Господа вместе с другими учениками в первое Его пришествие и, слышав о Его воскресении, считал слух ложным и не верил, но, желая быть самовидцем Христа, говорил так: аще не вложу руки моея в ребра Его, и перста моего в язвы гвоздинныя, не иму веры. Посему и Господь, не упрекая Фому, говорил: «принеси руку свою, и осязай пробождение ребр Моих, и веруй, яко сам Аз есмь». Патриархи и пророки преже тебя провидели Меня и веровали Моему вочеловечению. Испытай же пророчество обо Мне Исаии: «копием, — сказано, — в ребра прободен бысть и изыде кровь и вода» (Ин. 19:34). Я был прободен копием в ребра, чтобы воскресить Адама падшаго чрез ребро; тебя ли покину неверующаго?..
Веруй Мне, Фома, и знай Меня, как Авраам, к которому под сень Я пришел с двумя ангелами, и он узнал Меня, и назвал Меня Господом, и молился о Содоме, чтобы Я не погубил города, хотя бы в нем нашлось не более десяти праведников. И не буди неверен, как Валаам, который, будучи одушевлен Духом Святым предсказал Мое за мир умерщвление, а потом прельстился корыстью и погиб. Верь Мне, Фома, яко сам Аз есмь тот самый, котораго Иаков видел ночью утверждающимся на лествице, и опять узнал Меня духом, когда Я боролся с ним в Месопотамии; ибо тогда Я обещался вочеловечиться в племени его. И не буди неверен, как Навуходоносор, который видел Меня, спасшаго в пещи отроков от огня, и по истине назвал Меня Сыном Божиим, а потом опять, уклонившись к своим прелестям, погиб. Верь Мне, Фома, яко Аз есмь Тот самый, образ котораго видел Исаия на престоле превысоком среди множества ангелов. Я являлся Иезекиилю среди животных в человеческом образе и вас прообразил пророку в виде колес, придержащихся к животным и воздвизающихся вместе со Мною: дух жизни, бывший тогда в колесах — это Дух Святый, котораго Я ныне вдохнул в вас. Я тот, котораго видел Даниил на облаках небесных, подобнаго Сыну человеческому, сошедшаго к Ветхому деньми: сей пророк изобразил данную Мне от Бога власть на небе и на земле. Принеси, о Близнец, твой перст и осяжи руки Мои, которыми Я слепым отверзал очи и глухим давал слух и немым дар слова. Осяжи и ноги Мои, которыми Я в вашем присутствии ходил по морю и шествовал по воздуху; этими же стопами Я вошел в преисподнюю и попрал ад, а потом путешествовал с Лукою и Клеопою до Еммауса. И не буди неверен, но верен». — Отвечал Фома: «верую, Господи, что Ты Бог мой, о котором писали пророки, предвидя Духом, котораго прообразовал в законе Моисей, котораго отверглись священники и фарисеи, котораго по зависти предали поруганию книжники и иудеи, котораго осудил на распятие Пилат с Каиафою, — котораго Бог Отец воскресил из мертвых. Вижу ребра, из которых источил Ты кровь и воду: воду, да очистишь оскверненную землю; — кровь, да освятишь человеческое естество. Вижу руки, Твои, которыми Ты некогда создал всю тварь, насадил рай, сотворил человека, благословил патриархов, помазал царей, освятил апостолов. Вижу ноги Твои, прикоснувшись к которым блудница грехов одпущение приняла, припадши к которым вдовица мертваго сына живым с душею восприяла; у этих ног кровоточивая, прикоснувшись края риз, исцелела от недуга. И я, Господи, верую, что Ты Бог». И сказал ему Иисус: ты, видев Меня, веровал; блаженны не видевшие, но веровавшие.
Итак, братие, будем веровать во Христа Бога нашего; поклонимся Ему распятому, прославим воскресшаго, поверим явившемуся апостолам, воспоем показавшаго ребра Свои Фоме, похвалим пришедшаго оживить нас, исповедаем просветившаго нас, возвеличим подавшаго нам обилие всех благ, познаем Единаго от Троицы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже слава со Отцем и Святым Духом и ныне и присно.
Тропарь, глас 4
Благочестия ревнителю и рачителю,/ иноков и столпников похвале,/ святителю Туровския паствы, преславне,/ златословесный учителю,/ светлым учением богоразумия своего просветивый концы русския,/ в молитве к Богу благодатный грешников споспешниче,/ Кирилле Богомудре, моли Христа Бога/ утвердитися нам, соотечественником твоим,/ во Православии, благочестии и единомыслии.
Величание
Величаем тя,/ Туровский подвижниче и святителю Кирилле,/ златословесный Российский учителю,/ и чтим святую память твою,/ ты бо еси усердный пред Богом предстатель за род наш/ и теплый молитвенник о спасении душ наших.
Молитва святителю Кириллу, епископу Туровскому
О предивный подвижниче, преславный святителю, златословесный Российския земли учителю, великий угодниче Божий, Кирилле! Измлада Вышних благ взыскуя, знатность рода и земная богатства, яко уметы, вменил еси, блаженне, возлюбил же есй всем сердцем нищету, бдение, пощение, смирение, скорбь и тесноту иночества, еще же и вящший Христа ради подвиг подъял еси, восшед на столп, досточудне! Мудрствуя Горняя, испытуя, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная, непрестанно душу и сердце питал еси Божественными ученьми. Умолен быв архипастырем быти, воистинну добре упасл еси Туровскую паству твою, питая ее здравыми ученьми Православныя веры и приводя к Царствию Небесному. Темже явился еси иноков вождь, подвижников слава, Православия столп, Церкви российския светило, пастырем и архипастырем образ, всем верным добрый руководитель к истине и правде. Велиим показался еси в Царствии Божием, вся бо заповеданная Богом сам неленостно сотворив, и предков наших научил еси творити. Сего ради, к тебе, Богомудре Кирилле, воспевая прославльшагося в тебе Бога, прибегаем и, чтуще твою память, молимся: буди ходатай за нас, недостойных, пред Господом Богом. Твоими молитвами и заступлением да утвердится в нас истинный дух живой веры и святаго благочестия, да сохранимся все мы благодатию Божиею от неверия, неправоверия и суеверия, от нравственнаго шатания и духовной немощи. Великий угодниче подвижниче Христов! Моли Милостиваго Бога, да издревле изобильно обитавшия в России стремление к высшему нравственному совершенству, любовь к иночеству, забота о благосостоянии церквей и благолепии храмов, ревность о благочинии богослужения церковнаго выну пребывают достоянием нашим не ослабевая, не умаляясь, но укрепляясь, возрастая и преуспевая. Святителю Кирилле! Да будут молитвами твоими в отечестве твоем пастыри словеснаго стада Христова духом горящий, Господеви работающий, а не себе угождающий, паству, а не себе пасущий. Да будут они добрыми пастырями, душу свою полагающими за овцы паствы своей, а не наемниками, небрегущими о овцах и при виде волка бегающими и оставляющими овцы на расхищение. Ты, блаженне Кирилле, и словом и писанием учил еси древле князей и всех людей Российския земли ходити достойно звания своего. Призри и на нас, потомков твоих, чад и учеников, и умоли Бога, да низпошлет стране нашей твердость и благоустроение, законам нашим святость и силу, правителем и судиям мудрость, усердие, безкорыстие и нелицеприятие. Испроси у Всещедраго Бога всем нам и коемуждо порознь благопотребная, яже к животу и благочестию: немощным в вере и добрых делех укрепление, падшим восстание, подвизающимся добре преуспеяние. Да не оскудевают в родителех согласие, любовь, взаимное уважение, друг о друге благопопечение, в рождении чад Божие благословение. Чада, воспитанныя в страхе Господнем, да уразумеют премудрость Божию и да младенствуют злобою, а не умом. Детоводители и наставники да избыточествуют в ведении и во всяком чувстве, паче же да изобилуют благочестием и о благе истиннем детей попечением. Пречудный святителю Кирилле! Сам зриши страну, в нейже родился еси и в нейже много потрудился еси; зриши народ, егоже древле просветил еси. Сам веси, яже требуем, веси наша немощи и согрешения. Буди же нам помощник, покровитель, заступник и управитель жизни нашея. Да под твоим покровом и заступлением достойно будем славить Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Дни памяти: 11 мая и в Соборе Белорусских святых.
По материалам сайта: