Священномученик Сергий Увицкий, пресвитер

Житие

Священномученик Сергий Увицкий родился в 1881 году в селе Хлебникове Вятской губернии в семье народного учителя Александра Увицкого, позднее ставшего священнослужителем.

Учился Сергей Александрович сначала в духовной семинарии, а затем поступил в Духовную академию, которую окончил с отличием. С 1905 по 1910 год Сергей Александрович был преподавателем Могилевской Духовной семинарии. Позже его перевели в Екатеринбург, где он был назначен на должность инспектора классов Екатеринбургского епархиального женского училища. В этой должности он состоял до 1913 года. Из Екатеринбурга в 1913 году отца Сергия перевели в город Камышлов и назначили ректором Камышловского Духовного училища.

Революция застала семью будущего священномученика Сергия Увицкого в городе Камышлове. Отца Сергия арестовали 10 июля 1920 года. Но прихожане Покровского собора не побоялись вступиться за любимого пастыря. На общем собрании прихода было составлено обращение к властям, в котором просили освободить отца Сергия. В обращении говорилось: «Мы, верующие прихожане градо-Камышловского, Покровского собора, собравшись по приглашению председателя нашего приходского совета, имели суждение о судьбе своего приходского священника отца Сергия Александровича Увицкого, недавно арестованного по распоряжению правящей власти, и по всестороннем обсуждении постановили: просить комитет правящей власти освободить гражданина отца Сергия Увицкого и отдать его на поруки всего нашего общества, как человека, необходимого для нас, прихожан, так и для его большого семейства, и, как гражданина беспартийного, для судьбы нашей Российской Социалистической Федеративной Советской Республики совершенно безопасного, в чем грамотные подписуемся, а за неграмотных доверяем подписаться…».

Однако батюшку приговорили к бессрочному заключению в концлагере. По случаю третьей годовщины Октябрьской революции заключённым была объявлена амнистия, и в 1921 году отца Сергия выпустили на свободу.

После освобождения он служил в Успенском соборе города Екатеринбурга. В качестве псаломщика помогал ему сын Михаил. В Екатеринбурге Увицким жилось очень тяжело: в записках Николая Увицкого об этом времени сказано, что все члены семьи тогда «жутко голодали».

По просьбе верующих села Меркушино Верхотурского уезда в конце 1921 года батюшку перевели служить в храм Святого праведного Симеона Верхотурского. В это время здесь было изобилие продовольствия: хлеба, кедровых орехов, ягод, рыбы. Все дети отца Сергия вспоминают те три года, когда жили в Меркушино, как счастливое и сытое время, когда они не только сами не бедствовали, но ещё и другим помогали. Каждый день в Меркушино из разных мест приходили толпы голодающих, и добросердечные местные жители их подкармливали.

В  1924 году ради обучения своих детей семья Увицких переехала в Нижний Тагил, но власти не допустили детей священника в советскую школу. Батюшке пришлось искать частных педагогов. Служил он вначале в Введенской церкви, но вскоре этот храм захватили обновленцы и отец Сергий перешёл служить в Тихоновский Выйско-Никольский собор и был возведён в сан протоиерея. В этом богатейшем храме, построенном купцами и промышленниками Демидовыми, была их родовая усыпальница. Когда в 1922 году началась кампания по изъятию церковных ценностей, из Выйско-Никольского собора было вынесено 99,5 килограммов серебра. Вскоре и этот собор перешёл к обновленцам. Но, как благочинному, активно борющемуся с раскольниками, отцу Сергию удалось отстоять многие храмы в своём церковном округе.

Когда в 1929 году Выйско-Никольскую церковь, где он тогда служил, хотели закрыть, отец Сергий стал призывать прихожан к усиленной молитве, посту, убеждал чаще исповедоваться и причащаться в первую очередь обращаться за помощью к Богу, чтобы храм не закрывали. В проповедях он говорил: «Миряне! Производят гонение на Православную Церковь. Нам нужно сплотиться, не допустить осквернения и поругания православной веры и Церкви. Жизнь на земле становится тяжелой, и каждым годом нас постигают разные бедствия. Это – кара Божия за наши грехи, за наше неверие. Мы все знаем, что человек перед смертью просит помощи от Бога, и Он дает ему эту помощь, помогает и восхваляет его, и дает жизнь, где нет такого гонения на Православную Церковь. Терпите, православные, переносите все напасти, как терпел и переносил наш Спаситель Иисус Христос. Мы терпением победим, как победил Христос…. Бог милостив и нам поможет, услышит наши мытарства и гонение с нас снимет. О Господи, помоги нам!».

Одновременно он благословил писать обращения и к властям. 10 февраля 1930 года батюшку арестовали. В преступление вменялось, что он «несмотря на мясоед, ввёл в церкви пост и исповеди». «Проводить богослужения начали каждый день... За каждым богослужением в течение часа говорит проповеди. В проповедях говорит из Евангелия, которое сравнивает с современной жизнью, поэтому они носят антисоветский характер... Увицкий своими большими ораторскими способностями привлекает большое количество верующих... Он возбуждает верующую массу против коммунистов, не признающих учения Христова, и тем самым подрывает авторитет советской власти, вызывал вражду в отношении коммунистической партии, являющейся руководителем политической и хозяйственной жизни СССР».

В ответ на эти обвинения батюшка написал заявление, в котором убедительно доказывал их абсурдность. На допросах он также пытался доказать следователям несостоятельность обвинений и виновным себя не признавал. Однако 16 мая 1930 года на заседании тройки ОГПУ по Уралу отец Сергий был приговорён к пяти годам лагерей. При его крайне слабом здоровье этот приговор был равносилен смертному. Батюшку отправили отбывать срок заключения в Вишерский концлагерь.

Очень тяжело без главы семьи пришлось матушке Павле с малыми детьми. Старших дочерей, как детей врага народа, уволили с работы. Павла Ивановна дважды ездила к мужу в тюрьму. Осенью 1931 года отца Сергия перевели на строительство Беломорканала. В октябре матушка приехала в этот лагерь. Выхлопотала у властей двухчасовое свидание. Она шла на встречу вдоль колючей проволоки, как вдруг остановилась, услышав зов: «Павлинька!» Матушка с трудом узнала во встреченном дряхлом старике своего мужа: он весь опух, поседел, еле двигался, хотя ему было тогда чуть больше пятидесяти лет. Матушка заплакала и бросилась к мужу, чтобы обняться, но конвоир грубо оттолкнул её. Он разрешил им сказать друг другу лишь несколько слов и произнес: «Свидание закончено». Это была их последняя встреча. 12 марта 1932 года отца Сергия не стало.

Обстоятельства его смерти до сих пор неизвестны. Но Господь не забыл Своего угодника, наградив его золотым венцом. В 2006 году отец Сергий был прославлен в лике святых, как священномученик в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о новомучениках:

Новомученики — это герои, а без героев не может существовать народ, не может существовать нация. Сегодня очень часто появляются псевдогерои, — не действительно народные герои, а те, чья популярность обусловлена не более чем модой, — и когда многие, в том числе молодежь, на них ориентируются, это приносит только вред. Но подлинный герой всегда несет в себе высокий нравственный заряд, нравственную силу. Несомненно, именно такова роль героев, которые полагают жизнь свою за Родину, за Церковь, — и новомученики являются такими героями…

В наше время, когда людям трудно оторваться от своей повседневности, поставить под сомнение привычный комфорт, особенно важно во весь голос говорить о наших отцах, братьях, сестрах, которые погибли, но остались верны Господу. Об этом подвиге должны знать все, — это наша задача, это наш венок на их могилу…

Сейчас не так важно стремиться к тому, чтобы канонизировать как можно больше новомучеников, увеличивая число прославленных угодников Божиих, — хотя и это нужно делать всякий раз, когда есть достаточные основания. Главное, чтобы память о новомучениках была жива в нашем народе, в нашей Церкви. Литургическое памятование их подвига должно быть ярким, красивым, оно должно объединять людей. И в нашем искусстве, в нашей церковной музыке должен быть прославлен бессмертный подвиг наших героев — святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Тропарь, глас 4

И нравом причастник, / и престолом наместник апостолом быв, / деяние обрел еси, Богодухновенне, / в видения восход, / сего ради слово истины исправляя, / и веры ради пострадал еси даже до крове, / священномучениче Сергие, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Иный тропарь, глас 4

Благости научився, и трезвяся во всех, / благою совестию священнолепно оболкся, / почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная / и, веру соблюд, равное течение совершил еси, / священномучениче Сергие, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Во святителех благочестно пожив / и мучения путь прошед, / идольския угасил еси жертвы, / и поборник быв твоему стаду, богомудре. / Темже тя почитающе, тайно вопием ти: / от бед избави ны присно твоими мольбами, / отче наш Сергие.

Дни памяти: 11 марта (переходящая), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Екатеринбургских святых.

 

По материалам сайтов:

http://www.tagileparhiya.ru/sections/view/188

http://azbyka.ru/days/sv-sergij-uvickij