начального богословского образования
Святитель Лев I, папа Римский
Святитель Лев I Великий, папа Римский (440 - 461), получил прекрасное и разностороннее образование, которое открывало перед ним блестящую светскую карьеру. Однако, стремясь к духовной жизни, он избрал иной путь и стал архидиаконом при святом папе Сиксте III (432 - 440), а после его смерти был избран, в сентябре 440 года, папой Римской Церкви. Это было трудное для Церкви время, когда еретики осаждали твердыню Православия своими соблазнительными лжеучениями. Святитель Лев умел совмещать пастырскую мягкость и доброту с несокрушимой твердостью в вопросах вероисповедания. Именно он явился основным защитником Православия против ереси Евтихия и Диоскора, учивших об одном естестве в Господе Иисусе Христе, и ереси Нестория. Он употребил всё свое влияние для того, чтобы умирить смущаемую еретиками Церковь и своими посланиями к святым Константинопольским царям Феодосию II (408 - 450) и Маркиану (450 - 457) деятельно способствовал созыву IV Вселенского Халкидонского Собора (451) для осуждения ереси монофизитов. На Соборе, где присутствовало 630 епископов, было оглашено послание святителя Льва к уже почившему тогда святителю Флавиану, Патриарху Константинопольскому (447 - 449), пострадавшему за Православную веру от разбойничьего Ефесского собора в 449 году. В послании святителя Льва было изложено Православное учение о двух естествах в Господе Иисусе Христе. С учением этим согласились все присутствовавшие на Соборе епископы. Еретики Евтихий и Диоскор были отлучены от Церкви.
О послании святителя Льва рассказывается, что сам святой верховный апостол Петр своей рукой апостольской исправил его; свидетельство об этом мы находим в Лимонаре святого Софрония Иерусалимского: «Поведал нам, – пишет святой Софроний, – авва Мина, настоятель киновии, именуемой Саламановой, находившейся близ Александрии, что он слышал такой рассказ аввы Евлогия, Александрийского патриарха. Когда пришел я (рассказывал Евлогий) в Константинополь, я жил с господином Григорием, архидиаконом Римской Церкви, мужем поистине отменным и добродетельным, и часто беседовал с ним. Он-то и рассказал мне о блаженнейшем и святейшим Льве, папе римском: именно о нем записано в Церкви Римской следующее: когда святой Лев написал послание к святому Флавиану, епископу Константинопольскому, против злочестивого Евтихия и Нестория, он положил сие послание на гробе первоверховного апостола Петра, а сам с молитвой и постом просил сего апостола:
– Если я, как человек, в чем-либо ошибся или же чего-нибудь не пояснил, то ты, которому от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа поручена Церковь и сей престол, исправь сие.
Спустя сорок дней ему во время молитвы явился апостол и сказал:
– Прочитал и исправил.
Взяв свое послание с гроба блаженного Петра, Лев раскрыл его и нашел его исправленным рукою апостола. Сие сообщает нам святой Софроний.
Когда это послание святого папы Льва было читано на Вселенском Четвертом Соборе, то все святые отцы воззвали:
– Святой апостол Петр глаголет устами Льва».
Таким образом, отцы Собора в своих суждениях основывались на послании святого Льва и этим посланием посрамили еретиков. Не только тогда, но и потом грамота сия, утверждающая православие и заграждающая уста еретикам, была в великом почитании у святых отцов.
Святитель Лев явился также защитником своего отечества от натиска варваров. В 452 году он силою своего слова удержал от разорения Италии грозного предводителя гуннов Аттилу. Называвшийся бичом Божиим, Аттила, завоевав много стран, пришел и в Италию, намереваясь и ее опустошить огнем и мечем. Видя, что никто не может сопротивляться грозному завоевателю, папа Лев обратился с прилежной молитвой к Богу и, наложив на себя пост, призывая на помощь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, со слезами умолял Господа, чтобы Он защитил Своих рабов от свирепого врага. Почерпнувши в молитве мужество и твердость, святой Лев решил отправиться к мучителю, чтобы утишить его гнев и прекратить его ярость, готовый в случае нужды даже положить душу за овец своих. Мудрыми сладкоглаголивыми и боговдохновенными словами беседовал он с Аттилою и превратил его из лютого волка в кроткую овцу; грозный и неукротимый воитель смиренно и мягко внимал словам угодника Божия, удивляясь его архиерейскому величию и ужасаясь пред святостью честного лица его. Исполнив всё по желанию святого Льва, грозный Аттила отошел от пределов Италии в свои земли.
Воеводы Аттилы немало удивлялись, как Лев мог так скоро и так необычно сделать Аттилу из столь лютого князя столь кротким; они спрашивали Аттилу:
– Почему ты убоялся одного только римлянина, пришедшего без оружия? почему ты повиновался ему? почему ты, словно побежденный, предался бегству, оставляя в Италии такое множество богатств?
– Не видели вы того, что я видел, – отвечал им Аттила, – а видел я двух Ангелоподобных мужей, стоявших по обеим сторонам папы (это были святые первоверховные апостолы Петр и Павел); в руках они держали обнаженные мечи и грозили мне смертью, если я не послушаюсь Божия архиерея.
Таков был великий угодник Божий Лев, наводящий страх не только на невидимых врагов, но даже и на видимых, горячо любимый овцами, так как ради них он не убоялся идти к страшному завоевателю, готовясь в случае нужды даже пострадать от него.
В 455 году, когда предводитель вандалов Гензерих вторгся в Рим, он сумел убедить его не предавать город разрушению, не жечь зданий и не проливать крови. Святитель Лев дожил до глубокой старости. Он заранее знал о своей смерти и приготовил себя теплой молитвой и добрыми делами к переходу из этого мира в вечность.
Святитель Лев умер в 461 году и был погребен в Риме, в Ватиканском соборе. Его литературное и Богословское наследие состоит из 96 проповедей и 143 посланий, из которых самое знаменитое - к святителю Флавиану
Цитаты из Проповедей на Святую Четыредесятницу
Возлюбленные, мы вступили в Четыредесятницу, то есть приступили к более усердному служению Господу, ибо мы словно перед подвигом во имя святого служения приуготовляем себя к противоборству с душевными искушениями, а посему уразумеем, что чем больше усердия мы будем прилагать ради своего спасения, тем большим нападкам и искушениям будем подвергаться от наших неприятелей. Однако Тот, Кто выступает на нашей стороне, сильней того, кто против нас, и мы становимся сильнее благодаря Тому, на Чью силу надеемся, ибо Господь допустил соблазнителю искушать Себя для того, чтобы мы получали назидание от примера Того, Чьей помощью защищаемся. Как известно, Он победил неприятеля не силой Своего могущества, а свидетельствами из Закона, чтобы тем самым большей честью увенчать человека и больше наказать противника, ибо враг рода человеческого преодолён как будто бы не столько Богом, сколько человеком…
Не может быть никакого благочестивого деяния без искушения, веры без испытания, противоборства без врага и победы без сражения. Наша земная жизнь протекает среди многочисленных искушений и духовных браней, поэтому если хотим избежать соблазна, должны бодрствовать, и если хотим побеждать, должны вступать в сражение...
Пусть каждая христианская душа бодрствует и сурово испытывает помышления сердца своего, остерегаясь того, чтобы в нём поселились раздоры или похоть. Пусть чистота изгоняет невоздержанность, а свет истины — тьму обольщения. Пусть смирится высокомерие, опомнится гневливость, сокрушатся стрелы греха, обуздается злословие. Пусть прекратится злопамятство и будут преданы забвению обиды...
Именно в том и заключается праведность совершенных, чтобы никогда не считать себя совершенным, не сходя с пути возрастания, пока ещё не угасает стремление, поскольку там, где угасает стремление к совершенствованию, затаилась опасность духовного угасания. Никто из нас, возлюбленные, не обладает таким совершенством и святостью, чтобы не мочь стать ещё более святым и совершенным...
Возлюбленные, именно в этом усовершенствовании и преуспеянии в добродетелях — знаки ожидающих нас венцов, для приобретения которых нет нужды опустошать свои житницы и тратить деньги. Для этого требуется лишь отвергнуть распущенность, отречься от пьянства и укротить плотское похотение воздержанной жизнью. Вместо ненависти в нас должна быть любовь, вместо вражды — мир. Гнев должен быть укрощён смирением, а обиды — прощены кротостью и, наконец, нравы и господ, и рабов должны быть таковы, что власть первых стала бы более мягкой, а повиновение вторых — более почтительным.
Тропарь, глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче, архиереев Богодухновенное удобрение,/ Льве премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная./ Моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 3
На престоле, славне, священства сед/ и львов уста словесных заградив,/ догматы богодухновенными Честныя Троицы/ озарил еси свет богоразумия твоему стаду./ Сего ради прославился еси// яко Божественный таинник Божия благодати.
День памяти: 3 марта (переходящая)
По материалам сайтов: