Свойства Божии. Неизменяемость

 

Неизменяемость в Боге есть такое свойство, по которому Он всегда пребывает один и тот же и в своем существе, и в своих силах и совершенствах, и в своих определениях и действиях.

 
 
Изображая это свойство Божие, Священное Писание:

а) устраняет от Бога всякую изменяемость, замечаемую в человеке: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» (Числ. 23:19), «и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему» (1Цар. 15:29); «много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Прит. 19:21);

б) устраняет от Бога всякую изменяемость, замечаемую и во внешней природе: «в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса — дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс. 101:26-28; срав. Евр. 1:11-12); «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мк. 13:31);

в) свидетельствует что в Боге нет и тени перемены: «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17);

г) наконец, представляет нам свидетельство самого Бога: «Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6).

Говоря о неизменяемости Божества, мы сталкиваемся с психологической трудностью. Возникает искушение мыслить Бога как безжизненный статичный абсолют, некий неподвижный кристалл. Но Священное Писание говорит, что Бог есть «жизнь» (Ин. 14:6). Жизнь – одно из имен Божиих, но присущая Богу полнота жизни не может быть выражена посредством понятий «покоя» и «движения».

Неизменяемость – отрицательное свойство, и положительно мы не знаем, что это такое.

Святые Отцы и учители Церкви, которые также приписывали Богу всецелую неизменяемость во всех отношениях, в объяснение своих мыслей приводили следующие соображения:

а) изменяемость существа необходимо сопутствуется преемственностью или последовательностью в нем разных состояний, — а в Боге никакой преемственности и последовательности быть не может: потому что Бог вечен;

б) изменяемость может быть или к лучшему, или к худшему, — но в Боге ни того, ни другого допустить нельзя: потому что Бог всесовершен;

в) изменяемость может совершаться еще или чрез приращение чего-либо в существе, или чрез убавление, — но в Боге ни приращение, ни уменьшение какое либо невозможны: потому что Бог неизмерим и совершенно невеществен. В частности, для объяснения неизменяемости воли и определений Божиих по отношению к свободным тварям и особенно к человеку, святые Отцы, на основании Священного Писания, разделили волю Божию: на предыдущую и последующую или, как в последствии начали выражаться, на безусловную и условную. Под именем первой воли разумеется такая, по которой Бог желает чего-либо без всяких сторонних условий, например, "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1Тим. 2:4); а под именем последней — такая, по которой Он желает чего-либо по отношению к свободным тварям, под каким-нибудь обязательным для них условием, например, послал к людям своего единородного Сына, "дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16; Мк. 16:16). Таким образом и воля Божия по отношение к свободным тварям, как и ко всем вообще, остается неизменной, и свобода тварей нисколько не стесняется этою волею и ее определениями.

Согласно святителю Иоанну Златоусту, «Бог Существо бессмертное и неизменяемое, слава непреходящая и неподвижная».

От неизменяемости Божественного существа следует отличать так называемую внешнюю изменяемость, которая касается не самого существа Божия, а отношений между Богом и сотворенным Им миром. Эти отношения действительно могут изменяться, примером чему служит Промысл Божий о мире и человеке.

По материалам:

Давыденков О., иерей. Катехизис.

Макарий (Булгаков), митрополит. Православное догматическое богословие.

Сайт: azbyka.ru