Избрание Авраама

В южной части Месопотамии (территория современного Ирака) возле города Насирия в местечке Телль-Эль-Мукайяр находятся развалины древнего города Ура. Город был когда-то одним из крупнейших центров шумерской цивилизации, имел множество жителей, вел обширную морскую торговлю. Местность была плодородная. Население, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, стояло на высокой ступени цивилизации. Письменность уже хорошо была известна, существовали библиотеки. Роль книг выполняли глиняные доски с изображенными на них письменами. Процветала астрономия со сродной ей астрологией. Изучалась математика, разрабатывалось законодательство. К несчастью, вся эта богатая цивилизация была насквозь пропитана самым грубым идолопоклонством. Вместо жертвенников истинному Богу, повсюду возвышались храмы и капища идолам, служение которым часто принимало грубо чувственный и постыдный характер. Приносились даже человеческие жертвы. Главными божествами считались солнце и луна, за которыми следовали другие второстепенные божества.

В этом языческом городе по свидетельству Писания жил Фарра – один из потомков Евера, праправнука Сима, сына Ноева (Быт. 11:10-28). В отличие от окружающих его людей Фарра старался сохранить истинную веру в Бога. Он имел достаточно большое семейство, состоящее из трех сыновей – Аврама, Нахора и Арана, которые в свою очередь были женаты, и у последних двух тоже были свои дети. Лишь жена Аврама Сара (являющаяся ему сводной сестрой) была бесплодна.

 
Dore_Avraam01.jpg
 
Положение этого семейства в идолопоклоннической стране несомненно было тяжелое. Кругом царило самое гнусное идолослужение, и это так тяготило благочестивое семейство Фарры, что он намеревался переселиться в землю Ханаанскую (Быт. 11:31). Но различные причины все-таки удержали его от этого, и он переселился лишь в другой халдейский город Харран, где и остановился. Между тем, окружающая среда влияла и на семью Фарры: он сам к концу жизни по-видимому в какой-то мере тоже поддался идолопоклонству (Нав. 24:2), и, таким образом, истинная вера могла исчезнутьи во всей семье. Тогда Господь определил взять из этого семейства человека, чтобы сделать его Своим избранным орудием в деле сохранения истинного богопочитания в мире. Божий выбор пал на Аврама, как на самого верующего и благочестивого члена в семействе. По иудейскому преданию, Аврам еще в детстве проявил необычайную преданность истинной религии. 
 
Поэтому Господь сказал Авраму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего, и из дома отца твоего, (и иди) в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1). Чтобы ободрить его в этом подвиге, Господь тотчас прибавил великое обетование: «И я произведу из тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение. И благословлю благословящих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:2-3). Авраму было в это время семьдесят пять лет от роду, он был женатый человек и, хотя не имел детей, все-таки уже вполне устроился на своей родине; поэтому, чтобы оставить все и идти в неизвестную землю, требовалась сильная вера в избравшего его Бога. 
 
Взяв свою жену, племянника Лота (сына уже умершего брата Аврама – Арана) и домочадцев, а также захватив свое имущество и скот, Аврам пришел в землю Ханаанскую и раскинул свой шатер у дубравы Море, в месте, где впоследствии появится селение Сихем. Там ему вторично явился Господь и подтвердил, что Он отдаст эту землю его потомству. И в этом месте богоявления Аврам сделал жертвенник Богу.
 
Туземцы-хананеи не особенно дружелюбно встретили пришельца, поэтому Аврам принужден был двинуться дальше к югу и остановился между Вефилем и Гаем. И там тоже он сделал жертвенник и призвал Бога. Пребывание в этой гористой местности делало его безопасным от хананеев, занимавших пастбища на низменностях, но местность эта была скудна для прокормления стад. Он поэтому двинулся еще дальше в житницу древнего мира — Египет. Эта страна находилась на высокой ступени цивилизации. На берегах Нила возвышались величественные пирамиды, фараон принимал от своего народа божеские почести, как прямой потомок богов. Фараонов дворец в Мемфисе кишел жрецами и волхвами. В больших и богатых городах возвышались многочисленные храмы и обелиски, повсюду были статуи и идолы – из камня, золота, серебра, бронзы и слоновой кости. Науки и искусства процветали, имелась литература по разным отраслям знания, особенно по анатомии и медицине. Кругом кипела цветущая общественная жизнь. Именно в такую страну пришел Аврам. Однако зная произвол и деспотический характер фараонов, Авраам согласился с Сарой, чтобы она выдавала себя только за сестру его, так как иначе в случае, если она понравится фараону, египтяне убьют ее мужа, что в этой стране случалось. Предосторожность оказалась не напрасной. Красивая Сара понравилась фараону, он взял ее в дом свой, а своего мнимого шурина наделил богатыми подарками. Но «Господь поразил фараона тяжкими ударами за Сару, жену Аврамову», так что он вынужден был возвратить ее мужу и велел им оставить его страну.
 
По оставлении Египта Аврам опять поселился в окрестностях Вефиля, где он когда-то сделал жертвенник, и вновь там призвал Бога. Здесь Господь наградил его третьим обетованием: «Я сделаю потомство твое как песок земный; если кто может сосчитать песок земный, то и потомство твое сочтено будет. Встань, пройди по земле сей в долготу и в ширину ее: ибо Я тебе дал ее» (Быт. 13:16-17). После этого Аврам перенес свой шатер к дубраве Мамре в Хевроне, где окончательно поселился и сделал еще один жертвенник Богу.
 
Между тем Лот, отделившись от своего дяди Аврама, поселился в нижней части долины иорданской. Здесь были города Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Бела (или Сигор); каждый из них имел своего особого царя, но во главе их стоял царь Содомский. Население этих городов отличалось возмутительным растлением нравов и порочностью. Как раз в этом время эти цари попытались освободиться от господства Еламского государства. Но в ходе войны царь Елама Кедорлаомер со своими вассалами разгромил войска Содома и Гоморры. Победители захватили все имущество этих городов и с множеством пленных двинулись в обратный поход. Среди пленников оказался и Лот. Когда до Аврама (который здесь впервые в Писании назван евреем; Быт. 14:13) дошло известие о бедствии его племянника, он вооружил своих рабов в числе 318 человек и бросился в погоню за неприятелем. Застигнув его у места, где впоследствии будет город Дан (в северной части Палестины), Аврам с помощью Божией разбил врага, обратив его в бегство и освободив всех пленных вместе с Лотом.
 
Возвращение Аврама после этого сражения ознаменовалось одним важным событием. Навстречу ему как победителю вышло множество людей во главе с их правителями. Среди других вышел и Мелхиседек, царь Салимский, с хлебом и вином. Как говорит Писание, это был «священник Бога всевышнего», и он благословил Аврама. Отсутствие в Библии других сведений о Мелхиседеке окружает его личность таинственностью. Что он был вместе и царем, и священником, это согласно с патриархальным состоянием древнего общества; но судя по тому, что он благословил Аврама как младшего, и Аврам дал ему десятую часть из всего, священство Мелхиседека, по-видимому, было выше обычного священства главы семейства. Поэтому в христианской традиции (начиная с ап. Павла; Евр. гл. 7) он считается прообразом великого Первосвященника Нового Завета Иисуса Христа, а его история показывает, что истинная вера сохранялась еще и вне избранного семейства Аврама.
 
После этого Господь вновь, уже в четвертый раз явился Авраму, говоря об особой Своей близости к нему за его веру: «Не бойся, Аврам, Я твой щит; награда твоя будет весьма велика» (Быт. 15:1). В ответ на жалобу о бездетности со стороны Аврама, Господь дал ему обещание о даровании ему сына и о многочисленном его потомстве: «Посмотри на небо, сказал ему Господь, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. Столько будет у тебя потомков» (Быт. 15:5). Великое обещание было подтверждено договором или, как говорится в Писании, заветом между Богом и Аврамом, заключенным по обряду того времени при посредстве рассеченных животных, между которыми чудесным образом прошел дым и огонь. А во время нашедшего на Аврама глубокого сна Господь сделал откровение о дальнейшей судьбе его потомства, именно, что оно в течение четырехсот лет будет в рабстве и унижении в чужой земле, но выйдет оттуда с большим богатством, возвратится в землю обетованную, которая будет отдана ему во владение.
 
И «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6). Действительно, все эти обетования требовали от Аврама великой веры, потому что действительность, как казалось, противоречила их осуществлению. Ведь Аврам уже приближался к преклонным летам (более 80 лет), а все еще был бездетным. И даже Саре (которая была всего лишь на десять лет младше Аврама), видимо, не стало хватать веры, и поэтому, чтобы не оставить своего мужа совершенно без потомства, она отдала ему свою служанку Агарь-египтянку в наложницы. Правда, последняя скоро возбудила ревность в своей госпоже, и Сара стала притеснять ее, так что Агарь убежала в пустыню. Но там ей явился «ангел Господень», который повелел ей возвратиться к своей госпоже и покориться, обещав в то же время Агари многочисленное потомство от имеющего родиться у нее сына Измаила.
 
И лишь когда Авраму было уже 99 лет, Господь окончательно подтвердил ему Свое прежнее обетование и завет о даровании потомства, причем даже назвал имя его будущего сына — Исаак и указал конкретное время его рождения — через год (Быт. 17:19,21). В знак исполнения обетования Господь повелел Авраму отныне называться Авраамом — «Отцом множества народов», а Саре дал имя Сарры — «Госпожа», как матери многочисленного потомства. Господь пообещал заключить завет не только с Авраамом, но и со всем его потомством, и дать им всю землю Ханаанскую, и, главное, быть всем им их личным Богом (Быт. 17:7-8). Видимым знаком включения в этот завет стал по повелению Божию обряд обрезания. Данный обряд было заповедано совершать в восьмой день над каждым новорожденным младенцем мужеского пола, а также над всеми мужчинами-рабами при покупке их. И, таким образом, все семейство Авраама со всеми домочадцами и рабами было тогда приобщено к завету чрез совершение обрезания над ними.
 
По материалам:
 
Лопухин А. Библейская история Ветхого Завета.