Возрождение грешника - дело благодати Божией

Хотя развитие нравственной христианской жизни, от первых неуловимых начал до ее совершенного состояния святости (говоря относительно человеческих возможностей), включает большое разнообразие душевных состояний и степени влияния на душу благодати, но все это можно подвести под главные понятия такие, как возрождение, обращение и освящение, как говорит нам Священное Писание. В данной теме речь пойдет о возрождении.

Действие Божие на человека по изменению его состояния с греховного, падшего на чистое, святое называются возрождением. В собственном смысле слова, возрождение совершается в Таинстве Крещения - невидимом, непостижимом действии благодати Божией на человека. Все последующее основывается на этом возрождении (как и в естественной жизни все сознательное и свободное предполагает бессознательную и несвободную область, из которых оно развивается). Следовательно, человек не может поистине обратиться, измениться если над ним не совершено Таинство Крещения, когда силою Святого Духа заключается союз между Богом и человеком, которому открывается неизъяснимый источник благодати Святого Духа. Но кроме возрождения в Крещении, совершается возрождение Богом человека в самостоятельной его жизни. Так как человек есть разумное и свободное существо, влияние Божие сказывается не только на бессознательной стороне его жизни, но и на сознательной, и спасение человека совершается не только силой благодати Божией, но и собственными его усилиями. Это возрождение можно назвать возрождением в широком смысле этого слова.

В сознательной и свободной жизни благодать Божия влияет на человека изменяя, возрождая, обновляя его, во-первых, посредством слова или проповеди о Христе, и, во-вторых, обстоятельствами жизни человека или Промыслом Божиим. О возрождении посредством слова говорит апостол Петр: «как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего во век.... а это есть то слово, которое вам проповедано» (1Пет. 1:23-25). И апостол Иаков: «Он родил нас словом истины» (Иак. 1:18). Обстоятельства жизни, способствующие влиянию возрождающей благодати, бывают внешние и внутренние. К внешним относятся, во-первых, различные бедственные потрясения целых обществ и каждого человека в отдельности; например, пророк Аггей говорит: «еще раз...Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, – и придет Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:6-8). Во-вторых, различные Божии благодеяния, ниспосылаемые человеку: например, изъявление Господом готовности посетить дом Закхея настолько одушевило и обрадовало его, что в его грешной душе сейчас же произошла спасительная перемена. А ко внутренним обстоятельствам относятся душевные ощущения нужды, неудовлетворенности и неполноты жизни. Человека, не возрожденного нравственно, но ищущего смысла и спасения его жизни, печалит то обстоятельство, что он находится во тьме и сени смертной (Ис. 9:2), т.е. лишен истинного просвещения, не обладает истиной, или, что нет любви Отчей в нем (1Ин. 2:15), что он и сам никого искренне не любит и другими не любим, – или, что скорбь и теснота живут в душе его, как человеке, творящем злое (Рим. 2:9), и что этим он собирает себе «гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия» (Рим. 2:5), – или, что имеющий (в душе верой и чистотой) Сына (Божия) имеет жизнь, а не имеющий Сына, жизни не имеет (1Ин. 5:12).

Сальватор Роза. Блудный сын. 

Такому - потерявшему Бога - человеку наша святая вера предлагает Таинство покаяния: «Аще кто согрешит, Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа Праведника» (1 Ин. 2:1). Согрешил ли - познай грех и покайся: Бог простит грех и опять даст тебе «сердце новое и дух новый» (Иез. 36:26). Другого пути у человека нет: или не греши, или кайся. И видя множество чад Божиих, снова падающих по крещении, надо признать, что покаяние является для нас единственным средством восстановления истинно христианской жизни.

Надо знать, что в Таинстве покаяния у одних возочищается только и возгревается дар благодатной жизни, уже воспринятой и действующей в них; у других полагается только начало этой жизни или жизнь эта снова даруется и приемлется. Мы будем рассматривать его с этой последней стороны.

В сказанном втором отношении оно есть решительное изменение на лучшее, перелом воли, отвращение от греха и обращение к Богу или возгорание огня ревности об исключительном богоугождении с отвержением себя и всего иного. Больше всего характеризует его перелом воли, подчас болезненный. Человек привык к худому; надо теперь как понуждать себя к доброму. Он оскорблял Бога; надо теперь как бы гореть в огне суда беспристрастного своей совести. Кающийся испытывает "болезни рождающих" (при мсторжении из себя греха) и в чувствах сердца некоторым образом прикасается мучениям ада. Плачущему Иеремии заповедал Господь «разорять и паки созидать и насаждать» (Иер. 1:10). И плачевный дух покаяния послан Господом на землю, чтобы, проходя в приемлющих его «до разделения души же и духа, членов же и мозгов» (Евр. 4:12), разорял ветхого человека и полагал основы для созидания нового. В кающемся – то страх, то легкая надежда, то болезнование, то легкое утешение, то ужасы почти отчаяния, то веяние отрады милосердия сменяются одни другими и поставляют или держат его в состоянии разлагающегося, или расстающегося с жизнью, в ожидании, однако же, восприятия новой.

Это болезненно, но спасительно, и так неизбежно, что кто не ощущал такого болезненного перелома, тот не начинал еще жить по-настоящему духовно, по-Божьему. И нет надежды, чтобы человек смог и стал очищать себя во всем, не прошедши чрез это горнило. Решительное и живое противление греху бывает только от ненависти к нему; ненависть к нему – от чувства зла от него; чувство же зла от него испытывается во всей силе в этом болезненном переломе в покаянии. Только так всем сердцем ощущает человек, сколь великое зло есть грех, поэтому после и будет бежать от него, как от огня геенского. Без этого же болезненного испытания, хоть и станет себя очищать кто-то, но будет очищать только слегка, больше внешне, чем внутренне, больше в делах, чем в расположениях; а потому и сердце его будет все оставаться нечистым, как не переплавленная руда.

Такое изменение производится в человеческом сердце Божественною благодатию. Только одна она может воодушевить человека поднять руку на себя, чтобы "заклать себя" и принести Богу в жертву. «Никтоже может прийти ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его» (Ин. 6:44). «Сердце новое и дух новый» подает Сам Бог (Иез. 36:26). Человеку самому жаль себя. Слившись с плотию и грехом, он стал одно с ними. Разделить его и вооружить против себя может только сторонняя, высшая сила.

Итак, изменение грешника производит благодать, но не без свободного желания. В Крещении благодать дается нам в момент совершения над нами этого Таинства; а свободное произволение приходит после и усвояет себе данное прежде. В покаянии же свободное желание должно участвовать в самом акте изменения.

Изменение на лучшее, обращение к Богу, как будто должно быть мгновенным, скорым, как это подчас и бывает. Но предварительно оно проходит несколько этапов, означающих сочетание свободы с благодатию, где благодать овладевает свободою, и свобода подчиняется благодати, – этапов, необходимых всякому человеку. Одни проходят их скоро, у других же это продолжается целые годы. Все, что в это время происходит, сложно в подробностях исследовать, потому как очень разнообразны способы благодатного действования на нас и бесчисленны состояния людей, на которых оно начинает действовать. Но нужно понимать, что при всем разнообразии есть здесь один общий порядок изменения, которого никто миновать не может. Всякий начинающий каяться есть еще живущий во грехе – и всякого из таковых перетворяет благодать в чистый сосуд Божий, "ко всякому доброму делу приуготовлен" (2Тим. 3:17). 

 

По материалам:
 
М. Олесницкий. Нравственное богословие.
Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики.
Сайт: azbyka.ru