Богопознание. Сверхъестественное богопознание

Естественное богопознание - познание Бога через изучение сотворенного Им мира - представляет собой лишь начальный и весьма несовершенный способ богопознания, поскольку такое богопознание, во-первых, может привести только к самым общим и неопределенным представлениям о Боге как о Творце и Промыслителе Вселенной, а во-вторых, возможно только при наличии у человека некоторых предварительных понятий о Боге. Иными словами, естественное богопознание возможно только на основании сверхъестественного, то есть такого способа богопознания, когда Бог Сам непосредственно сообщает человеку некоторое знание о Себе. Этот способ называется познанием из Божественного Откровения. Именно Божественное Откровение явлется источником для учения Православной веры. Божественное Откровение имеет своей конечной целью спасение человека, поэтому Бог открывает нам знание о Себе лишь в той мере, в какой это необходимо для нашего спасения.
Поскольку не все люди способны непосредственно принять Откровение от Бога, в ветхозаветные времена Бог через провозвестников, к числу которых принадлежит Адам, Ной, Авраам, Моисей и все ветхозаветные пророки, постепенно открывал людым знание о Себе. В Новом Завете мы имеем завершение и исполнение ветхозаветного Откровения в лице Господа Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия, Который во всей необходимой для нашего спасения «полноте ... и совершенстве принес на землю Откровение Божие». 
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18); «... никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын Хочет открыть» (Мф. 11:27).
Откровение Бога во Христе предназначено для всех людей, потому что Бог хочет, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4). 
Незадолго до своего Вознесения на небо Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь, говорит: 
«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19. 20). Таким образом, во Христе Божественное Откровение обращено ко всем народам и предназначено на все времена.
Во Христе мы имеем Божественное Откровение во всей полноте, потому что Господь сообщил нам все необходимое для спасения. Ветхозаветные пророки говорили «многократно и многообразно» (Евр. 1:1), поскольку каждый из них сообщал только ту малую часть знания о Боге, которая ему лично открылась. Кроме того, в Ветхом Завете Откровение было опосредованным, так как каждый из пророков свидетельствовал о том, что ему как человеку было открыто о Боге. Во Христе Откровение не фрагментарно, а целостно и полно, потому что Христос не просто тот, кто нечто знает о Боге, а Сам Бог. Это уже не свидетельство человека о своем опыте богопознания – во Христе Сам Бог открывает нам истину о Себе. 
 
 
 
 
Явление Христа апостолу Павлу на пути в Дамаск.
 
Господь говорил Своим ученикам, что Он сообщил им «все, что слышал от Отца» (Ин. 15:15). Апостолы, проповедуя богооткровенное Христово учение, возвещали людям «всю волю Божию» (Деян. 20:27). Поэтому после Христа в принципе не может быть дарования новых откровений или заключения какого-то третьего завета, отличного от Завета Нового. Всякий, кто пытается нечто изменить в богооткровением учении Господа Иисуса Христа или сделать некоторое добавление к нему, подпадает под анафему ап. Павла: «... если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествоватъ вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8).
 
 
По материалам: 
 
Давыденков О., иерей. Катехизис.
 
Сайт: azbyka.ru/