Значение творений святых Отцов

Церковь знает множество святых, которые, будучи богословами и духовными учителями, защищали и объясняли православную веру. Они называются Святыми Отцами Церкви, а их учение называется «святоотеческим».

Некоторые Святые Отцы называются апологетами, так как они защищали христианское учение от противников веры, выставлявших её в смешном или нелепом свете. Их писания называются «апологиями», что значит «ответы» или «защита».

Другие Святые Отцы защищали православие от некоторых членов Церкви, которые искажали истину и жизнь христианства, принимая одни аспекты христианского откровения и учения и отвергая другие. Такие люди назывались «еретиками», а их учения  – «ересями». (Слово «ересь» означает «выбор», и следовательно «еретик» – это человек, делающий произвольный ошибочный выбор под руководством собственных идей или желаний). Еретик не только наносил ущерб полноте христианской Истины, но и вносил разделение в жизнь Церкви и раздоры в христианскую общину. Православное Предание считает, что учителя ересей не просто ошибались или заблуждались по незнанию, но что они действовали сознательно и, следовательно, тяжко грешили. Человек же, действительно, просто ошибающийся или учащий тому, что, по его мнению, является истиной и которого некому поправить, не является еретиком в строгом смысле этого слова. Даже в творениях некоторых Святых Отцов иногда содержались мысли, которые впоследствии были признаны Церквоью неточными или даже ошибочными (и от которых они сами со временем отказывались), но, однако, они не считаются из-за этого еретиками.

Не все Святые Отцы занимались защитой Православия от лжи и ереси, некоторые были просто учителями христианской веры, развивавшими и объяснявшими её. Другие были наставниками в духовной жизни, учившими верующих смыслу и способам общения с Богом в молитве и в христианской жизни. Те, которые сосредоточивались на духовном подвиге, назывались аскетами («аскеза» значит упражнение и тренировка «духовных богатырей»), а сосредотачивавшиеся на духовном общении с Богом, назывались мистиками-тайновидцами («мистицизм» значит подлинное, опытное общение с Богом) - но разделения эти условны, ибо никакое всохождение к общению с Богом невозможно без предваряющей и поддерживающей его аскезы, а правильно совершаемый духовный подвиг всегда возводит к истинному Богообщению.

Все Святые Отцы, будь они богословы, пастыри, аскеты или мистики, в своих учениях исходили из собственного живого опыта. Они сочетали ясный ум с чистотой души и праведностью жизни, что и делало их действительно Святыми. Поэтому писания их, построенные на библейской и литургической основе христианской веры и жизни, обладают огромным авторитетом в Православной Церкви и в полноте раскрывают её учение.

Вот имена некоторых святых отцов, прославляемых Церковью во всех веках: святители Игнатий Антиохийский, Ириней Лионский, Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Кирилл Иерусалимский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Фотий Константинопольский и Григорий Палама, а также преподобные Антоний Египетский, Макарий Египетский, Иоанн Лествичник, Исаак Сирин, Ефрем Сирин, Симеон Новый Богослов и многие другие.

Нам иногда нелегко читать писания Отцов Церкви, так как волновавшие их проблемы подчас были весьма сложными по тематике и высокими по мыслям, а стиль писаний сильно отличался от современного. К тому же многие из них относятся к монашеской жизни и должны быть «переведены», адаптированы для мирян. И всё же чтение Святых Отцов чрезвычайно важно. Их нужно читать медленно, тщательно обдумывая прочитанное и не делая преждевременных выводов, – точно так же, как мы читаем Библию. Особенно ясны писания св. Иоанна Златоуста, и если читать его с должным вниманием, то это приносит большую пользу. Также и «Добротолюбие» (собрание духовных сочинений отцов-подвижников) может быть полезно зрелому христианину в поисках более глубокой духовной жизни.

Для руководства в вопросах веры, для правильного понимания Священного Писания, для отличения подлинного Предания Церкви от ложных учений, мы первым делом всегда обращаемся к творениям святых отцов Церкви, признавая, что их единодушное согласие в учении о вере есть несомненный признак истины. Святые Отцы стояли за истину, не страшась ни угроз, ни гонений, ни самой смерти. Святоотеческие разъяснения придали точность выражению истин христианского учения и создали единство догматического языка, взаимно пополнили доказательства этих истин, пользуясь Священным Писанием и Священным Преданием, а равно приводя для них рассудочные основания. В богословии уделяется внимание и некоторым частным мнениям святых Отцов Церкви или учителей Церкви по вопросам, не имеющим точного общецерковного определения, однако эти мнения не смешиваются с догматами в собственном смысле слова. Есть такие частные мнения некоторых отцов и учителей Церкви, которые не признаны согласными с общим соборным верованием Церкви и не принимаются в руководство веры.

По материалам:

Хопко Ф., протоиерей. «Основы православия».

Помазанский М., протпр. Православное Догматическое Богословие.

Сайт: azbyka.ru.