Богопознание. Изучение природы.

Естественнонаучные знания человек получает через исследование природы путем наблюдения и эксперимента, исторические знания приобретаются посредством изучения исторических памятников и документов. Каким образом возможно для человека иметь знание о Боге? Материалистические учения объясняют возникновение веры в Бога искаженным, фантастическим отражением в сознании человека окружающей действительности. Однако такого рода теории не выдерживают критики. В самом деле, человек может воспринимать действительность искаженно, например принять канат за змею, но только при условии, что ему предварительно известно, что такое змея. Житель Крайнего Севера, никогда не имевший дело с этими теплолюбивыми рептилиями, такой ошибки никогда не совершит. Следовательно, для того чтобы увидеть в том или ином природном явлении нечто сверхъестественное, необходимо уже предварительно иметь понятие о сверхъестественном бытии. Поэтому источником нашего знания о Боге может быть только Сам Бог. Однако объектом познавательной деятельности человека может быть только тот мир, в котором он существует. Бог же, будучи Творцом этого мира, Сам не является его частью, но пребывает «над всеми» (Еф. 4:6). Говоря философским языком, Бог трансцендентен миру. Конечно, человек может составить некоторое представление о Боге и через исследование тварного мира, ибо через рассмотрение произведений всегда возможно нечто узнать и о самом художнике. Следовательно, возможно познание Бога через красоту, гармонию, целесообразность, растворенные в мире. В сущности это есть не что иное, как естественная реакция человеческой души, которая, по словам христианского апологета Тертуллиана (11-111 в.), по природе является христианкой. Такое, опосредованное творением, познание Бога, называется естественным богопознанием.

Различают два пути естественного богопознания:

а) Путь космологического умозаключения, когда человек через созерцание тварного космоса восходит к уразумению того, что видимый мир имеет Творца и Промыслителя.

В Священном Писании можно найти немало свидетельств того, что Бога можно познать через Его творения: «подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника» (Прем. 13:1-2), поскольку «вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20).

Об этом же учили и отцы Церкви. Так, по словам святого Василия Великого, не познать Творца из созерцания мира – значит ничего не видеть в ясный полдень. Как говорил прп. Антоний Великий, «Бог создал человека, чтобы он был зрителем и благодарным истолкователем Его дел и, познавая творения Божии, он видел Самого Бога и прославлял Создавшего их для человека». Прп. Максим Исповедник писал, что «Мы никогда не назовем мудрецами тех, кто не может и не желает познавать Бога из творений Его». 

Это путь людей науки, ученых. И, действительно, некоторые из них свидетельствовали о своем опыте познания Бога через изучение природы. Как, например, говорил великий французский ученый Луи Пастер, один из основоположников микробиологии и иммунологии: «Я знаю многое и верую, как бретонец; если бы я знал вдвое больше, я веровал бы, как бретонская женщина... За работой в своей лаборатории я всегда молюсь».

б) Путь самопознания. Как учит святой Иоанн Дамаскин (VIII в.), мысль о том, что «Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого», «знание, что Бог есть, нам от природы всеяно». Поэтому «если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следы Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя», говорит святой Василий Великий.

По материалам:

Олег Давыденков, иерей. Катехизис.

Н.Е.Пестов. Современная практика православного благочестия.

Сайт: azbyka.ru