Источники догматов.Священное Предание.

Священное Предание не может быть сведено к некоторому преемственно передаваемому учению или к набору письменных документов, в которых это учение зафиксировано. Предание есть нечто большее, чем просто передача информации. Предание говорит нам о Боге, о богопознании. Но подобное, как отмечал еще Платон, познается подобным, и чтобы понимать то, что собственно передается в Предании, предварительно необходимо иметь некоторое представление и о Боге, и о богопознание, иначе говоря, иметь личный опыт богообщения.

«... подражайте мне, как я Христу» (1Кор. 4:16), призывает коринфских христиан апостол Павел. Таким образом, понятие «Предание» включает в себя не только букву учения, передаваемую словом, но и опыт духовной жизни в соответствии с этим учением, который может быть передан только личным примером.

Однако Господь Иисус Христос не только передал ученикам богооткровенное учение, не только явил им пример Своей жизни и сообщил опыт жизни в Боге. Он также повелел им принять Духа Святого, силу благодати, которая единственно открывает путь к разумению Божественной истины.

«... вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями» (Деян. 1:8), сказал Господь ученикам перед Своим Вознесением. Учение Господа Иисуса Христа постигается только в свете Божественной благодати, и сам опыт жизни во Христе есть опыт благодатный.

«Священное Предание это не итог отвлеченных знаний, передаваемый для запоминания. Передается живая истина для усвоения живым сердцем. Это возможно при благодатной помощи, иначе говоря, при новом частном богооткровении».

Апостол Павел утверждает, что: «... никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым» (2Кор. 12:3). Значит, даже истинно исповедать Иисуса Христа своим Господом может, только тот, на чье сердце предварительно воздействовал Святой Дух. Поэтому, по словам святителя Филарета Московского, «Священное Предание – это не только видимая и словесная передача учений, правил, постановлений соборов, обрядов, но также и невидимое и действенное сообщение благодати и освящения» . Таким образом, в едином и неразрывном потоке Предания можно различать три уровня передаваемого:

а) передача богооткровенного учения и тех исторических памятников, в которых это учение заключено;

б) передача опыта духовной жизни, который сообщается личным примером, в соответствии с богооткровенным учением;

в) передача благодатного освящения, осуществляемая, прежде всего, посредством церковных таинств.

Новозаветное, христианское Предание ещё называется «Апостольским Преданием» или «Преданием Церкви». Новозаветные книги в Библии являются центральной письменной частью христианского Предания и главным письменным источником, вдохновившим всё его последующее развитие. Священное христианское Предание передаётся от народа к народу, от человека к человеку, через пространство и время, со времён Христовых апостолов и до наших дней. (Слово «предание» и означает то, что передаётся, переходит от одного к другому).

Конечно, не всё в Церкви принадлежит её Священному Преданию, ибо далеко не всё в ней совершается благодатью Святого Духа и не всё относится к Царству Божьему. Есть, например, просто человеческие обычаи и привычки, которые не имеют вечной ценности. Они не обязательно грешны и неправильны, иногда они даже могут быть полезными для церковной жизни, если только не принимать их за то, чем они на самом деле не являются. Поэтому очень важно различать что в Церкви временно и преходяще, а что принадлежит небесному и вечному Царству. Церковь, как собрание людей, как земное устройство, не может быть полностью ограждена от грехов своих неправедных членов. Они привносят в нее неправду «мира сего», против которой всегда борется истинное Священное Предание, идущее от Бога.

Священное Писание нужно рассматривать не как самостоятельный, независимый источник вероучения и даже не как часть Предания, а как одна из его форм. «Предание объемлет собою всю жизнь Церкви настолько, что и самое Священное Писание является лишь одною из форм его... Священное Писание не глубже и не важнее Священного Предания, как сказано выше, но одна из его форм ...» (Софроний (Сахаров), пером. Старец Силуан. М., 1994, с. 85.)

Таким образом, в Священном Предании первое место занимает Библия, затем следует литургическая жизнь Церкви и её молитва, затем – её учительные постановления и деяния признанных Церковью Соборов, писания отцов Церкви, жития святых, церковное право и, наконец, иконографическая традиция, музыка и архитектура. Все эти части органически связаны между собою, ни одна не существует сама по себе и не может быть выделена из полноты церковной жизни. И покуда Церковь продолжает жить вдохновением Святого Духа, Священное Предание будет расти и развиваться – до наступления Царства Божьего в конце веков.

По материалам:

Давыденков О., священник. «Катехизис».

Хопко Ф., протоиерей. «Основы православия».

Сайт: azbyka.ru.