Опасности в жизни христианина

Возможна, да и прямо требуется от христианина такая жизнь в состоянии освящения, в которой он всегда остается победителем над врагами своего спасения и над их искушениями. Апостол Иоанн уверяет нас в возможности такой жизни: "Дети! Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире" (1Ин. 4:4). Апостол Павел говорит: "верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение так чтобы вы могли перенести" (1Кор. 10:13). Посему в послании к филиппийцам он пишет: "я молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов" (Фил. 1:9-10). Но возможны, к прискорбию, и такие случаи, когда духовно возрожденный и освященный изнемогает в борьбе и падает. Такие случаи имеет в виду апостол Павел, когда заповедует христианам совершать спасение свое со страхом и трепетом (Фил. 2:12). Падения возможны различные. Бывает падение, от которого христианин скоро спохватывается и встает, омывая слезами покаяния греховное пятно и укрепляя себя на дальнейшую борьбу верой в прощающую и помогающую благодать Божию. Возможно падение, после которого человек продолжает лежать беспечно в грязи греха. Возможно падение, происшедшее вследствие неосмотрительности; или такое падение, которое произошло из-за услаждения грехом и внутреннего расположения к греху.

В последнем случае угрожает опасность потерять вкус к духовному благу, потерять благодать Божию и возвратиться к тому состоянию, в котором человек находился до обращения. При таком виде падения христианину необходимо снова пройти весь процесс обращения, который изображен нами выше. Если же он остается в состоянии нераскаянности, то совершает грех против Святого Духа, следовательно, погибает. В отличие от возрождения в крещении, которое не повторяется, обращение через покаяние может быть повторяемо. Сколько раз? Возможно случаи его повторения по несколько раз (так как Бог не хочет смерти грешника); но возможен и такой случай, что после первого отпадения от Бога человек погибает. Во всяком случае Господь Спаситель указывает на большую опасность отпадения от Бога после обращения, когда говорит: "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и пришед находит его выметенным и убранным. Тогда идет, и берет с собой семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там: и бывает для человека того последнее хуже первого" (Лук. 11:24-26).

Давид и Нафан. Ангелика Кауфман.

Чем искреннее и глубже было обращение христианина, тем менее возможно его отпадения от Бога и тем меньше опасность в случае падения (т.е. он поспешит снова обратиться к Богу); и чем поверхностнее было обращение, тем скорее может последовать отпадение, и тем опаснее это падение. Приведенные слова Господа Спасителя относятся в особенности к случаем несовершенного обращения. То, что для падших необходимо Божественное содействие, если они хотят обратиться в прежнее состояние, об этом излишне говорить. Царь Давид не обратился и даже не осознал должным образом своего греха, пока не был послан к нему Богом пророк Нафан. Апостол Петр начал горько плакать лишь после того, как почувствовал карающий взгляд Господа Спасителя.

Совершающих дело освящения надо предостеречь главным образом от двух опасностей, которым они легко поддаются. С одной стороны, осознав после первого воспарения после обращения, трудность борьбы и отдаленность, трудность достижения цели освящения (т.е. полной святости), почувствовав по временам отвлечение своей души от божественной благодати, испытав, наконец, несколько раз поражение в борьбе - христианин может поддаться унынию и малодушию. С другой стороны, ощущая в себе изобилие благодати, победоносно борясь с врагами своего спасения и видя постоянный прирост в себе духовной жизни, он легко поддается опасному превозношению и отваге. В первом случае надобно призвать христианина к мужеству и надежде и напомнить ему слова апостола Павла: "укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его" (Еф. 6:10); "Все могу в укрепляющем меня Господе" (Фил. 4:13). И еще: "Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены, низлагаемы, но не погибаем" (2Кор. 4:8-9); "Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах" (2 Кор. 6:4). А во втором случае надо напомнить ему слова апостола Иакова: "Господь гордым противится, смиренным же дает благодать" (Иак. 4:6); и слова Господа Спасителя: "Баженны нищие духом, яко тех есть царствие небесное" (Матф. 5:3). Смирение прежде всего и наиболее необходимо для сохранения и преуспеяния христианского состояния. И оно вполне совместимо с христианским мужеством. "Когда я немощен, тогда силен" (2Кор. 12:10); "Охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова" (2Кор. 12:9).

По материалам:

М. Олесницкий. Нравственное богословие.

Сайт: azbyka.ru