Значение веры для хрианина

Первая основа христианской жизни есть вера во Христа, как Богочеловека, т.е. вера в то, что Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, воплотился в человека и пострадал до смерти ради нашего спасения, а затем воскрес из мертвых, победив тем ад и смерть. «Верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает в нем» (Иоан. 3:36). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Марк. 16, 16).

Вера в спасительную силу воплощенного Бога есть, в свою очередь, дар Божий. Но побуждение к этому, жажда Бога, искание Его, порождается честным разумом, тоскующим по правде сердцем и свободной волей к Истине, создающим в человеке непоколебимое убеждение в том, что иного спасения нет и быть не может.

Христианская вера зиждется на том, что Иисус Христос является свидетелем самых важных тайн бытия и обладателем знаний о жизни. Люди не могут овладеть этими знаниями своими собственными усилиями, но постигают их лишь верой в Него.

Картина Моргана Вейстлинга

Преимущество Христа в том, что Он – очевидец. Он свидетельствует: « Я говорю то, что видел у Отца Моего» (Ин.8:38); и в другом месте: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин.3:13). Учителям веры своего времени Он говорил: «вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин.8:23). Одному из начальников иудейских Он сказал: «истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели» (Ин.3:11). Затем Он еще раз повторил: «Я есмь хлеб, сошедший с небес» (Ин.6:41). И многое другое на эту тему Он сказал с авторитетом свидетеля, видевшего все тайны неба и земли, поэтому люди изумлялись Его науке, ибо «никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин.7:46).

Действительно, и в повседневной жизни мы больше верим очевидцу, чем какому-то теоретику или философу. Однако были и другие учителя веры, которые утверждали, что учение свое приняли от неких ангелов, но ангелы тоже – очевидцы великих тайн. Как это понимать?

Верно, иногда Господь Бог посылал Своих ангелов к отдельным людям, чтобы научить их и направить на путь истинный. Но гораздо чаще люди испытывали ложные видения, то есть им являлись духи зла в облике ангелов. Однако в случае Иисуса Христа дело обстоит по-другому. Ангелы Его и не учили, и не указывали Ему путь. Напротив, Он сам приказывал ангельскому воинству и изгонял злых духов из людей. Ангелы служили Ему, а бесы в ужасе трепетали перед ним.

Искупление для спасения и само спасение – совершает Бог, но не без нашей воли. Воля к спасению у человека, прежде всего, выражается в вере в Искупителя и Спасителя – Сына Божия, Богочеловека Иисуса Христа.

После грехопадения человек потерял свою истинную жизнь и начал жить извращенной греховной жизнью, которая на самом деле оказалась не жизнью, а умиранием. Господь наш Иисус Христос, обновив в Себе человеческое естество, стал началом новой жизни, началом новых человеков, живущих вновь истинною человеческою жизнью. Спаситель соделался новым Адамом, новым родоначальником нового человечества, а все приходящие к Нему – соделались родом Его.

Апостол Павел так говорит: «Первый человек из земли, перстный; второй человек – Господь с Неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный таковы и небесные; и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1Кор. 15:47-49). Сам Христос сказал об этом так: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15:5). И в другом месте: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Матф. 15:13). В молитве Господней мы молимся: «Да будет воля Твоя». Иными словами, христианин должен полно, глубоко, непоколебимо верить во Христа и Христу, до полного самоотвержения, до отказа от своей воли.

Если в райском завете Бога людям предоставлялась полная свобода воли, которая ограничивалась (вернее, ограждалась) только одной заповедью – не есть от древа познания Добра и Зла, то теперь Спаситель предлагает Новую Заповедь Нового Завета: свободно отдать всю свою свободную волю целиком Ему в Его волю. Имея горький и безысходно мучительный опыт нарушения воли Божией в одной райской заповеди, человек ныне добровольно, охотно, сознательно, с безконечным доверием и благодарностью отдает Господу всю свою свободную волю. Ибо верит, знает, и понимает, что нет и быть не может иного пути спасения и дальнейшей жизни, временной на земле и вечной в Царстве Небес-ном, как во Христе, Искупителе и Спасителе мира и человеков, Который Сам о Себе сказал ясно и просто, как власть имеющий открывать человеку Истину: «Я есмь путь, и истина, и жизнь» (Иоан. 14:6). Эти слова Христа и должно положить в основу всей жизни и деятельности христианина. Вера в истинность этих слов и есть первая основа христианской жизни, которая называется «Жизнь во Христе».

Нравственная деятельность, т.е. деятельность человека, обусловленная его отношением и идее высшего Добра и ставящая своей целью достижение высшего Блага, – у христианина получает абсолютно-истинную и непоколебимую основу в богооткровенном учении Богочеловека Христа.

По материалам:

Николай Сербский, свт. Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви.

И. М. Андреевский, проф. Православно-христианское нравственное богословие.

Сайт: azbyka.ru