Цель и смысл человеческой жизни

 
Решить правильно задать вопрос: «Зачем мы созданы? к чему должны стремиться?» - значит познать смысл жизни. К сожалению, одни совсем не задаются таким коренным вопросом, а живут, пока живется, питаются затем, чтобы существовать и существуют затем, чтобы питаться, при том как можно прихотливее, чтобы провести дни свои, как можно более безпечно, веселее:  «живи, говорят себе, не тужи, умрешь – не убыток!»… Жизнь подобных людей по своей ценности мало чем отличается от существования четвероногих. К таким безпечным относится грозное слово Божие: «горе вам, пресыщенные ныне!.. горе вам, смеющиеся ныне!»… (Лук. 6: 25).
 
Но есть другие люди, которые, понимая всю низость животного прозябания и сознавая сравнительную ценность напряженного подвига («я жить хочу, чтоб мыслить и страдать!», не видят все же ничего кроме гроба, ищут и не находят высшего смысла бытия, приходят в отчаяние и погибают под тяжестью жизни… А это происходит оттого, что они все время горделиво хотят понести только сами своими силами и стремятся познать смысл бытия помимо Творца вселенной. Они подобны тем путникам, которые идя по безводной пустыне и умирая от жажды, тратят свои силы в погоне за обманчивыми миражами (призраками) и сотни раз проходят мимо скалы с живою водою… Эта скала, или Камень есть Христос (1Кор. 10: 4). Которым пренебрегают подобные строители жизни, но Который говорит громко всем, ищущим правды и сил духовных, всем жаждущим высшего смысла бытия: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Иоанн. 7: 37).
 
Создавая человека, Господь Бог сказал: «создадим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1: 26). В образе и подобии Божием, которые находятся в душе человека, и заключается весь смысл нашей жизни, высшая ее цель: по своему образу и подобию мы должны стремиться к Перовообразу, т.е. к Богу, чтобы более и более Ему уподобляться и в единении с Господом находить свое блаженство; короче сказать, - цель существования человека «богоуподобление». О таком назначении человека ясно сказано и в ветхом завете: «будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11, 44; 19: 2; 20: 7), и в новом: будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф.5: 48). «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас, едино» (Иоанн. 18: 21).
 
Такое блаженное единение и богоуподобление и в раю достигалось прародителями через послушание заповеди Божией (Быт. 2: 16).
 
Достойно примечания, что сила искушения диавольского и греховного ослепления заключалась в том, что диавол обещал прародителям то богоуподобление, какое они уже имели («будете, как боги» (Быт. 3: 5)), но только через преступление заповеди Божией. Так и теперь «по вся дни» диавол искушает и погубляет души людей тем, что склоняет людей найти смысл бытия и свою жизнь построить помимо Бога, через преступление Его закона; тело же искушает искушает различным видом чревоугодия (Быт. 3:6). Но если диавол искушает людей, повергает их в грех и погибель, то Господь Иисус Христос спасает грешных (Мф. 9: 13; Лук. 5: 32; 1 Тим 1: 15), указывает истинный путь жизни, дает высшее удовлетворение всем силам человека: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоанн. 14: 5). Господь Иисус Христос Спаситель есть «путь», следовательно, только через Него познаем смысл бытия, через Него достигаем спасения; Он – «истина», следовательно, только через Него просветимся, достигнем премудрости; Он «жизнь», следовательно, через Него только достигнем блаженства, покоя души, так как без Него, как без солнца (Мал. 4: 2), нет жизни, духовной радости, а только мрак и тьма смертная (Мф. 4: 16): Он «свет миру» (Иоанн 8: 12).
 
 
профессор Н,Н, Глубоковский
 
Каким же образом достигается спасение через Господа Иисуса Христа? Подражанием Ему, следованием за Ним (Мф. 10: 38), приближением к Нему: через все это душа получает истинную жизнь, свою духовную пищу и питие, полное удовлетворение (Иоанн. 6: 35). Иначе сказать, - спасение наше в «богоуподоблении», а богоуподобление – в хождении путем Христовым, т.е. в исполнении законе евангельского (Мф. 19: 17), в исполнении воле Отца Небесного (Мф. 12: 50; Иоанн 15: 10). Богоуподобление же нельзя понимать так, что человек может когда-нибудь уподобиться Богу (это безрассудно), но так, что человек, по мере своих сил, благодатию Господа Иисуса Христа, должен всегда стремиться уподобиться Богу, и действительно более и более приближается к образу Божию: в этом вечном стремлении к Свету, в вечном приближении к Богу и заключается тайна безконечного райского блаженства всех спасенных. Пройдут миллионы миллионов лет, спасенные в раю с каждым моментом будут достигать большего и большего богоуподобления и блаженства и все же, как и в начале, никогда не будут видеть его пределов, потому что за гробом нет уже времени, совершенства Божии безпредельны и Сам Господь для блаженных душ является никогда неугасимым Солнцем, источающим во веки веков непрестанный свет и блаженство (Откр. 21: 23).
 
Вот смысл и цель нашей жизни: они настолько светозарно велики и прекрасны, что превышают силы и разумение немощного человека. Ни познать вполне истинный смысл жизни, ни достигнуть спасения мы не можем своими слабыми силами; это невозможно для человека, но возможно для Бога (Лук. 18: 27): «от Божественной силы Его (Господа Иисуса Христа) даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2 Петр.1:3). Благодатные же Его силы, как написано в первой части этой книжки, подаются только во Святой Его Церкви через Св. Таинства. «Без Меня не можете делать ничего» (Иоанн. 15:5), т.е. делать истинно доброго и прекрасного. Почему? да потому что, как ни сажай близко дичку (дикое растение) к благодатной лозе, она не может принести добрых плодов, пока не будет действительно привита к благодатной лозе и не возьмет ее сока.
 
Что же говорят в оправдание свое упоминаемые устроители жизни без Христа? Говорят многое, но больше всего то, что христианство отстало от жизни и устарело. Кто же об этом заявляет? Те, во-первых, которые имеют совершенно ложно представление о христианстве: они думают, что христианство есть ни больше ни меньше как учение,  тогда как оно есть именно сама жизнь истинная: «слова… которыя говорю Я вам суть дух и жизнь» (Иоан 6: 63) и Сам Христос есть жизнь наша (Кол. 3: 4). Итак, если какая жизнь отстала, то наоборот их жизнь – неверующих отстала от жизни совершенной, от христианства. Повторяем, в ложном ослеплении находятся те, кто думают, что христианство есть нечто вроде философского учения, буддизма, конфуцианства и т.п.
 
Во-вторых, рассуждают о христианстве и вкривь и вкось и расценивают его именно те лица, которые не самом деле не жили жизнью христианской и совершенно ее не знают… Разве они были когда нищими духом, или кроткими, или плачущими о грехах, или алчущими оправдания и пр.? Ничего подобного! они, невежды в жизни христианской, хотят измерить ее своим мелким аршином совершенно непригожим, как красоту – вершками, или музыку – фунтами, забывая, что это и неразумно и лживо: «душевный человек не  принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2: 14).
 
Духовную жизнь может познать и судить лишь праведник – духовный человек. «Душа видит истину Божия по силе жития» (Исаак Сир.) Люди же плотские – враги христианства занимаются главным образом тем, что в дерзком ослеплении строят «вавилонскую башню» до небес, называют ее «последним словом науки», якобы ниспровергающим христианство и не хотят в своей гордыне видеть того, что башня их разваливается и что безпристрастная история потеряла уже счет прежним «вавилонским башням», а христианство стоит непоколебимо и пребудет во веке неодолимым, не взирая на все ополчение ада (Мф. 16: 18).
 
Ведь христианство – то есть ничто иное, как крепость  жизни, ее оправдание – красота жизни и святость: «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Филипп. 4: 8): итак, христианство есть свет и святыня жизни. Как же можно восставать против истинно прекрасного? Это ослепление. Тех, кто этого не хочет понять по своему упорству, или гордыне, - кто утверждает, что христианство не соответствует жизни, или отстало от нее, можно уподобить тем людям, которые опустились сами в глубокий темный ров и уверяют других, что солнца уже нет, и что солнце от них отстало…
 
Тем же из них, кто хочет убедиться в противоположном – в истине христианства, нужно указать на то, что сказали выше, - именно: что духовное познается только через жизнь духовную, что светом христианства можно озариться только постепенно через свой личный опыт  живого и деятельного члена церкви Христовой: «пойди и посмотри» (Иоан. 1: 46). «Вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс. 33: 9).
 
Вкусивший же, хотя на самое короткое время, сладости Благовестия Евангельского уже не пожелает больше питаться горечью безверия, но наоборот все, что имеет, продает и отдает, чтобы только приобрести одну драгоценную для жизни жемчужину – веру Христову (Мф. 13: 46), через которую достигаем вечного спасения души; а оно дороже всех сокровищ мира (Мф. 16: 20), так как душа наша безсмертна, а сокровища мира все тленны и скоропреходящи; они теряют свою цену у гроба. Душу же нашу всецело удовлетворит только то, что не умирает, что вечно – юно, что нетленно… «к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах» мы и призваны все (1 Петр. 1: 4), - молодые и старые, мудрые и простецы, богатые и бедные – все, все обязаны искать прежде всего и больше всего спасения вечного, Царства Божия и правды Его (Мф. 6: 33). 
 
Пусть никто не думает, что Господь призывает к Себе и спасает только праведных: Он «грешных пришел спасти» через покаяние (1 Тим. 1: 15).
Пусть никто не думает, что для получения спасения требуются непременно особые подвиги бдения, поста, девства, пребывание в монастырях, в пустынях и т.п. Особые подвиги это путь избранных: они только для тех, кто может понести их, или вместить (Мф. 19: 12).
 
Мы же все остальные – люди обычные, - можем и должны спастись и в миру в обыкновенных условиях жизни: пусть только исполняем свою работу без лени и с Божьего благословения (1 Кор. 10: 31), не ропщем на свой жребий, почитая всякое благословенное дело спасительным для себя, хотя бы нам и пришлось всю жизнь штопать старые чулки; пусть мы исполняем неуклонно свой долг христианина в отношении храма Божия, исповеди и причастия, а по отношению к ближним «не делали бы другим того, чего не хотели сделать себе» (постановление собора апостольского), и мы спасемся благодатию Божиею. 
 
Зачем жить по заповедям Божиим?
 
Закон Божий – это путеводная звезда, указывающая человеку-страннику дорогу в Царство Небесное. Значение Закона Божия не уменьшается с веками. Напротив, чем больше жизнь усложняется противоречивыми людскими мнениями, тем больше человек нуждается в ясном и авторитетном руководстве Заповедей Божьих.
 
Закон Божий – это свет, просвещающий разум и согревающий сердце. Так смотрели на него люди, жаждущие найти высший смысл в своей жизни: “Закон Твой – утешение мое… Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты сделал меня мудрее врагов моих… Великий мир у любящих закон Твой и нет им преткновения” – писали древние праведники-поэты – царь Давид и другие (Пс. 118:1, 77, 97-98, 165).
 
 
На едине с собой. Нестеренко В.И.
 
Заповеди Божии можно сравнить с законами природы: и те и другие имеют своим источником Творца и дополняют друг друга: одни регулируют бездушную природу, другие дают нравственную основу человеческой душе. Разница между ними та, что материя, безусловно, подчиняется физическим законам, человек же свободен подчиняться или не подчиняться нравственным законам. В предоставлении человеку свободы выбора заключается великая милость Божия: эта свобода дает возможность человеку духовно расти и совершенствоваться, даже – уподобляться Богу. Однако, нравственная свобода налагает на человека ответственность за свои поступки.
 
Сознательное нарушение заповедей Божиих ведет к духовному и физическому вырождению, рабству, страданию и в конце концов – к катастрофе. Так, например, еще до того, как Бог создал наш видимый мир, трагедия произошла в ангельском мире, когда гордый Денница восстал против Творца и вместе с другими ангелами образовал свое царство, ставшее местом мрака и ужаса, именуемое адом. Другая трагедия произошла в жизни человечества, когда наши прародители Адам и Ева нарушили заповедь Божию, в результате чего зараза греха непослушания перешла к их потомкам, и жизнь людей наполнилась преступлениями, страданиями и несчастьями. К катастрофам меньшего размера надо отнести всемирный потоп в наказание современников Ноя; уничтожение городов Содома и Гоморры; разрушение сначала Израильского, а потом – Иудейского царства при Навуходоносоре и, вторичное, в 70 году нашей эры; падение Византийской и Русской империи и многие другие бедствия, которые постигают страны за грехи их народа.
 
Сравнивая далее законы природы с Заповедями Божиими, надо сказать, что законы природы временны и условны: они появились вместе с физическим миром и с ним же, вероятно, прекратят свое существование. (Таково мнение некоторых современных ученых). Нравственные же законы – вечны. Они содержат основные моральные нормы, которые неизменны, потому что отображают собой сущность вечного и неизменяемого Творца.
 
Основы нравственного закона заложены Творцом в самую духовную природу человека. Мы чувствуем в себе этот закон каждый раз, когда совесть нам говорит, что следует, а чего не следует делать. Сравнивая нравственный закон в душе человека с законом в Священном Писании, мы видим, что они имеют одно содержание: Заповеди Божии в конкретной словесной форме подтверждают то, что нашему сердцу говорит внутреннее чувство, именуемое совестью.
 
По материалам:
 
Павел, Епископ Никольск-Уссурийский. От святой купели и до гроба. (Краткий устав жизни православного христианина.)
 
Александр (Милеант), епископ. Заповеди Божии.
 
Сайт: azbyka.ru