Таинство Евхаристии у протестантов

О таинстве Евхаристии в Большом катихизисе Лютера написано следующее: «Потому мы в таинстве Евхаристии получаем прощение грехов, что здесь имеются слова Иисуса Христа, и они-то подают нам прощение грехов». И далее: «Евхаристия - это знак, подтверждающий слово». В этой формулировке акцент переносится с реального присутствия Христа Телом и Кровью в Святых Дарах на те Его слова, которые призывают к совершению Евхаристии, учат о ее спасительности для всех людей. Безусловно, установительные слова Христа Спасителя очень важны, но для протестантизма характерен именно перенос внимания с реального присутствия Самого Бога на словесное поучение. Тем не менее Лютер признает, что в Евхаристии христиане вкушают не просто хлеб и вино, а Тело и Кровь Христовы. Лютеране отвергают Православное учение о преложении, или пресуществлении, Святых Даров. Что это значит? В молитвах перед причащением мы исповедуем свою веру в то, что под видом хлеба и вина мы приобщаемся истинных Тела и Крови Христа Спасителя. Лютер же считает, что Христос присутствует в Евхаристии «в хлебе, с хлебом и под хлебом», и при этом только в момент вкушения. То, что остается после вкушения (скажем, не потребленные во время службы Святые Дары), опять становится хлебом и вином. Кроме того лютеране считают что если человек не верит в присутствие Христа «в хлебе, с хлебом и под хлебом», то для него это и остается просто хлебом и вином и не становится Евхаристическими дарами. Этим объясняется, почему протестанты, в том числе и лютеране, допускают общение в таинствах между разными конфессиями. Они считают, что если человек не верит, то для него это остается просто хлебом и вином и не какого отрицательного воздействия на него не оказывает. Но это прямо противоречит учению апостола Павла, который говорит в первом послании к Коринфянам (9, 26-30), что человек может причащаться себе в осуждение. На самом деле Евхаристия совершается вне зависимости от того стоят ли в храме очень верующие люди или случайно зашедшие в этот момент в храм. Она совершается по вере Церкви, по вере священника, по вере невидимой Церкви, которая тоже соучаствует в Евхаристии. А лютеране ставят совершение таинства в зависимость от субъективной веры тех, кто присутствует в храме. И еще одно заблуждение лютеран в подходе к Евхаристии: лютеранские вероучительные книги ничего не говорят о том, что таинство Евхаристии действительно только в том случае, если оно церковно, то есть если совершается законно поставленным пастырем. Согласно учению лютеран, совершать Евхаристию может любой христианин.

Лютеранский храм святой Екатерины.

Лютеране отвергли молитвенное общение Церкви земной и Небесной, призывание святых, почитание мощей и икон. Для лютеран святые - это замечательные исторические лица, о которых можно вспоминать с уважением, но к которым незачем обращаться с молитвой, ибо через это умаляются заслуги Иисуса Христа как единого Посредника между Богом и людьми. А как мы можем обосновать необходимость прибегать к помощи Божией Матери и святых для человека не верующего, находящегося вне Церкви? Понятно, что ссылки на чудеса, на молитвенную помощь не будут иметь силы. Это аргументы которые имеют значение внутри Церкви, для человека колеблющегося в своем Православии, но не для человека внешнего. Исповедуя веру в молитвенное предстательство святых, мы исповедуем веру в Церковь как в сообщество христиан: и тех, кто ныне видимо живет здесь, на земле, и тех, кто уже ушел из этого мира, - в Церковь как в единый Богочеловеческий организм, в котором нет умерших, но все живые. Посредник между Богом и людьми действительно один - Христос, но это не означает, что спасаемые разобщены между собой. Они становятся частицами, членами Тела Христова, и именно в этом благодатном союзе, где все призваны помогать друг другу, совершается дело нашего спасения. Верить во Христа - значит верить во все Его дело, значит верить и в созданную Им Церковь, как сказано в послании апостола Павла к Ефесянам: «Христос глава Церкви и Он же глава тела» (Еф. 5, 23). Прославление святых в Православной Церкви христоцентрично. Мы прославляем не людей, а святость Божию, которая проявляется в Его угодниках. Святые - это люди, которые прошли далее нас по пути уподобления Отцу Небесному, в которых образ и подобие Божии сияют с большей незамутненностью, чем в других членах Церкви.

Церковная служба у постпротестантов

Для постпротестантов вкушение хлеба и вина – только символическое действие, которое напоминает о Тайной вечере, но совсем не Таинство.

Современные протестанты или постпротестанты пошли дальше.  У них  церковная «служба» проходит еще своеобразнее. В этой среде говорится, что сейчас люди по-другому, а не так, как, скажем, во времена царя Давида, чувствуют Бога; а значит, и религиозные чувства надо выражать по-новому.

Постпротестантскую службу называют не богослужением (worship), а празднованием, торжеством (celebration). В ней почти нет четко разработанных обрядов или ритуалов. Если в Православии Причастие – центральный момент Литургии, в постпротестантизме таинства не играют значительной роли. Прихожанин приходит туда, где будет проходить служба, получает программку, наливает кофе, берет печенье или пончик и садится в полуосвещенном зале. Играет легкая современная музыка, на установленных в зале мониторах появляются слова песен (например: «Христос, спасибо за все, я счастлив»). Все это напоминает обычное светское мероприятие.

Программа примерно такая: ланч с пастором, чтение Писания (5 минут), проповедь (от 3 до 40 минут), «причащение» (5 минут), сбор пожертвований (5 минут), совместное пение (10-30 минут). Всю службу стараются провести за час. Что касается «причащения», даже среди традиционных протестантов далеко не все верят в то, что под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Христа. Для многих из них вкушение хлеба и вина (или, как вариант, чипсов и сока) – только символическое действие, которое напоминает о Тайной вечере, но совсем не Таинство.

По материалам:

М. Козлов, прот. Протестантизм.

Е. Иванова. Постпротестантизм – религиозный «Макдоналдс»?

Сайт:pravbeseda.ru

Сайт: www .pravoslavie.ru

 

Добавить комментарий

CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки