Свойства Божии. Всемогущество и Всеблаженство

Свойство Всемогущество означает, что Бог приводит в исполнение все угодное Ему без всякого затруднения и препятствия, никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его действия: «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» (Пс.134:6).

Праотцу Аврааму Бог говорит о Себе: «Я Бог Всемогущий...» (Быт. 17:1).

Всемогущество как свойство Божеского естества означает, что в Боге нет расстояния между желанием и его осуществлением: «Он сказал, и сделалось; Он повелел, и явилось» (Пс. 32:9).

Святой Иоанн Дамаскин утверждает, что Бог творит мыслью. Это означает, что в Боге разум и воля – одно. Свойство всемогущества Божия с древнейших времен пытались поставить под сомнение с помощью различных софизмов, например, такого: «Может ли Бог создать нечто! большее, чем Он Сам?» Подобные вопросы основаны на непонимании того, что всемогущество не есть произвол, способность делать все что вздумается. Священное Писание не говорит, что Бог делает все, но только все, «чего хочет душа Его» (Иов. 23:13). Всемогущество заключается не только в способности совершать что хочешь, но также в способности не делать того, чего не хочешь. Поэтому Бог, обладая! полнотой совершенства, не может согрешать или создавать несовершенные вещи. Также иногда обсуждается вопрос совместимости Всемогущества Божиего и существования в мире зла. Однако, если Бог терпит зло и злых в мире, то не потому, что Он не может уничтожить зла, а потому, что Он даровал свободу духовным существам и направляет их к тому, чтобы они по своему собственному желанию отвергали зло и обратились к добру. Всемогущество Божие простирается на все то, что угодно Его мысли, Его благости, Его воле.

 

Жизнь Бога есть гармоническое единство, деятельность всех сил Божиих находится в гармонии, и ни одна из сил не превышает другую, ибо каждая имеет признак беспредельности. Собственно, в этом и состоит высшее благо. Любовь к благу в Боге совпадает с самим его обладанием, а, следовательно, Богу от вечности свойственно неизменное Всеблаженство: «... блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15:11). Апостол Павел дважды называет в своих посланиях Бога "блаженным": "по славному благовестию блаженного Бога" (1Тим. 1:11); "которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих" (1Тим. 6:15). Слово "Всеблаженный" нужно понимать не так, что Бог, имея все в Самом Себе, был бы безразличен к страданиям в сотворенном Им мире; но так, что от Него и в Нем все существа черпают свое блаженство. Бог не страдает, но милосердствует. "Христос страждет яко смертен" (канон Пасхи) не по Божеству, но по Своему человечеству. Бог есть Источник блаженства, в Нем полнота радости, сладости, веселия для любящих его.

По материалам:

Давыденков О., иерей. Катехизис.

Сайт: azbyka.ru

Александр (Милеант), епископ. Единый Бог в Троице поклоняемый.

Сайт: http://lib.eparhia-saratov.ru/