Свойства Божии. Разум, Премудрость и Всеведение.

Разум, Премудрость и Всеведение – это свойства Бога, которые в богословии называются катафатическими. Они дают положительное знание о Боге, но не знание Его неприступной сущности. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, «то, что мы говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество Его, но то, что относится к естеству». Это знание соотносится не с Божественной сущностью, а с Божественными свойствами (силами, способностями) и действованиями (энергиями).

Соответственно действованиям Бога, посредством которых Он открывает Себя «вовне», Священное Писание содержит ряд имен, каждое из которых характеризует Бога положительным образом. С помощью этих имен Церковь и выражает свой опыт богопознания.

Катафатические имена Божии можно разделить на две группы:

1. Имена, обозначающие положительные Божественные свойства, т. е. вечные божественные силы и соответствующие им действия Бога: Любовь, Слава, Благость и т. д. 

2. Имена, характеризующие отношение Бога к миру и человеку: Господь, Творец, Спаситель, Промыслитель и т. д. 
 
 
 

Рассматривать свойства Божии лучше группами, поскольку границы между различными свойствами четко провести не всегда оказывается возможным, и многие свойства оказываются как бы некими гранями, аспектами одного и того же свойства. Например, разум и премудрость. 

В Священном Писании эти два свойства являются взаимозаменяемыми. Например, апостол Павел (Рим. 11:33) говорит, что «Богу присуща глубина премудрости и разума». В другом месте Писание говорит от лица Премудрости: «Я, премудрость, обитаю с разумом» (Прит. 8:12). 

 О Божественном разуме, в силу нашей ограниченности, мы можем мыслить только по аналогии с разумом человеческим и, естественно, такие аналогии несовершенны.

Пророк Исайя прямо говорит, что между разумом человеческим и разумом Божественным, существует огромное различие: «Как небо выше земли, ...так и мысли Его выше мыслей наших» (Ис. 55:9). 

Чем собственно отличается Божественный разум от человеческого, и в чем заключено превосходство Божественных мыслей над нашими, во всей полноте мы сказать не можем, но одно существеннейшее отличие между человеческим разумом и разумом Божественным необходимо назвать. В человеке существует определенная дистанция между собственно разумом, т.е. способностью познания и разумения, и самим разумением или ведением. Иметь способность познавать и иметь знание — вещи разные. А в Боге способность разумения и само разумение или ведение совпадают. Оно характеризуется свойствами независимости и неизменности. Для человека познание – внешний процесс, в то время как Бог в таком внешнем изучении вещей не нуждается, ибо знает мир по Своим определениям о нем, которые охватывают собой все бытие на всем протяжении его существования. Божественное всеведение заключает в себе все знание, сразу обо всем. Священное Писание говорит, что все дела ведомы Богу «от вечности» (Деян. 15:18). Поэтому в Божественном ведении не может быть никакого прогресса, никакого приращения знания.

Именно этим обусловлено такое свойство Божие, как всеведение. Оно означает, что «Бог... знает все» (1Ин. 3:20). Божественное всеведение включает в себя: 
1) совершенное самосознание, знание Самого Себя: «Дух все проницает, и глубины Божии ... и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор. 2:10-11); и Своей триединой природы: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына» (Мф. 11:27). . 
2) совершенное ведение о Своих делах: Богу «ведомы ... все дела Его» (Деян. 15:18), «нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его» (Евр. 4:13). 
Совершенное знание о делах предполагает и знание будущего: «Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении» (Сир. 23:29). 
Премудрость по отношению к разуму и всеведению является более узким свойством. Фактически оно означает совершенное знание целей и средств их достижения, т. е. премудрость — это всеведение по отношению к действиям или разум в его обращенности к миру и человеку. «Все соделал Ты премудро» - говорит псалмопевец (Пс. 103:24). 

В Новом Завете имя Премудрость обычно прилагается к Господу Иисусу Христу (1 Кор. 1:24).  Апостол Павел говорит, что «во Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3). Иначе говоря, именно во Христе откровение Божественной премудрости достигает своей полноты, и поэтому святоотеческая мысль говорит о Христе как об Ипостасной Божественной Премудрости. 

Интерес представляет вопрос о соотношении Божественного всеведения к проявлению свободной воли человека, к его спасению. Нужно ли человеку прилагать усилия ко спасению, если Господь предвидит его участь? Святой мученик Иустин Философ говорил об этом так: "Не предведение есть причина будущих событий, а будущие события - причина предвидения. Не из предвидения вытекает будущее, а из будущего - предведение; не Христос - виновник предательства Иуды, а предательство - причина Господнего предвидения". Таким образом, живя богоугодно, человек спасется, а развращенно – погибнет. Можно сказать, что Бог и то и другое предвидит, но не предрешает.

 

 

По материалам:

Давыденков О., иерей. Катехизис.

Давыденков О., иерей. Догматическое богословие.

Сайт: azbyka.ru

Сайт: http://www.pravoslavie.ru/

 
По материалам:

Давыденков О., иерей. Догматическое богословие.

Сайт: azbyka.ru