Свойства Божии. Святость.

Святость как свойство Божие означает, что Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре.

Называя Бога святым, мы исповедуем, что Он:

- совершенно чист от всякого греха, даже не может согрешать: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Иоан.1:5);  «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13);

- во всех своих действиях совершенно верен нравственному закону: «Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих» (Пс.144:17); «по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках» (1Пет.1:15);

- ненавидит зло и любит одно только добро и во всех своих творениях: «Мерзость пред Господом — коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути» (Прит.11:20); «мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит» (Прит.15:9); «Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие» (Пс.5:5,6); «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис.59:2).

По Своему существу свят только Бог: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6:3). Божественные имена Святой, Святыня, Святость, Освящение, Благой, Благость показывают, что Бог имеет в Себе всю полноту добра и святости. Только от Бога исходит святость и освящение: «Я Господь, освящающий Израиля» (Иез. 37:28). Поэтому все прочее, – люди, вещи, дела, места, времена, – становятся святыми только тогда, когда Бог делает их Своими, тем самым освящая. Не человек творит святость. Будучи Сам свят, Бог требует святости от Своего творения: «...будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:16). "Да святится имя Твое", - обращаемся мы к Богу в молитве "Отче наш". То есть да будет Твое имя свято не только на небесах, в духовном мире, но и здесь, на земле: да святится оно в нас, чтобы мы стали святы, как Ты... 

Божественная святость проявляет себя в мире как Божественный свет, или, по-другому, Божественная слава. Апостол Иоанн Богослов говорит, что Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1Ин.1:5).

О том, что Бог открывает Себя в мире как Божественный свет, свидетельствует опыт православных подвижников. Например, преподобный Симеон Новый Богослов так говорит о своем опыте видения Бога: «Бог свет есть, и те, которые сподобляются узреть Его, все видят Его как свет, и те, которые прияли Его, прияли как свет. Ибо свет славы Его предыдет пред лицем Его, и без света Ему невозможно явить Себя. Те, которые не видели света Его, не видели и Его, потому что Бог свет есть...».

Это видение подвижниками нетварного Божественного света является залогом будущего прославления, предвкушением славы будущего века, когда, по слову Христа Спасителя, праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф.13:43).

 

Примеры светоносного откровения славы Божией имели место уже в Ветхом Завете. Святитель Григорий Нисский, говоря о чуде явления Бога Моисею в неопалимой купине, утверждает: «Истина же, являющаяся тогда Моисею в неизреченном оном световодстве, есть Бог». В Новом Завете главным откровением Божественного света является Преображение Иисуса Христа на горе Фавор.

Имеет смысл дать объяснение таким двум противоречиям, которые, на первый взгляд, имеют место. Во-первых, как согласуются вышеизложенные положения о Божественном свете с наличием и в Священном Писании, и в творениях святые отцов образа Божественного мрака. На горе Синай Моисей вступил во мрак, где Бог (Исх.20:21), в Книге Псалмов сказано, что Бог «мрак сделал покровом Своим» (Пс.17:12). В действительности, наличие в христианской традиции этих двух образов не заключает никакого противоречия. Если под Божественным светом понимается явленность Бога в Его энергиях, в Его промыслительной деятельности, то под Божественным мраком следует понимать сокрытость Бога в Его неприступной сущности. Во-вторых, когда говорят, что Бог свят, то также имеют в виду, что Он не желает никому зла. Как же в таком случае понимать некоторые высказывания Священного Писания, например, в Книге Исход, где говорится, что Бог ожесточил сердце фараона? По учению святых отцов, такие состояния возникают у человека в результате его упорства в грехе. Бог не склоняет человека ко злу Своим действием, но отнимает у человека, по его грехам, Свою спасительную благодать, и тем самым человек приходит в состояние ожесточения. Вот как толкует это место Священного Писания святитель Григорий Нисский: «Дело не в том, что противодействие было вложено в душу фараона по Божественной воле, но в том, что он по собственному выбору вследствие склонности к пороку не принял доводов, смягчающих это противодействие».

 
По материалам:

Макарий (Булгаков), митрополит. Православно-догматическое богословие.

Давыденков О., иерей. Догматическое богословие.

Сайт: azbyka.ru

Иларион (Алфеев), игумен. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие.

Сайт: http://www.golden-ship.ru/

Ианнуарий (Ивлиев), архимандрит. «Библейский взгляд на святость Бога и святость людей».

Сайтhttp://kanonkom.ru/