Библия. О каноне ветхозаветных книг

Библия (Священное Писание) – древнейшая книга на земле. Она имеет авторитет, как для прошедших веков, так и для настоящего и будущего времени. 

Библия разделяется на два отдела — Ветхий Завет и Новый Завет. В приложении к Священному Писанию «завет» означает союз Бога с людьми. Ветхий Завет или союз Бога с людьми был заключен ещё при Адаме и продолжался до пришествия в мир Христа СпасителяСына Божия. С пришествием Спасителя между Богом и людьми был установлен Новый Завет, который продолжается до настоящего времени.
     
 
bibleKan01.jpg
 
 Всего священных книг в Библии насчитывается семьдесят семь. Из них 50 книг Ветхого Завета и 27 — Нового Завета. Ветхозаветные книги делятся на канонические, т.е. богодухновенные, их — 39, и неканонические, т.е. не богодухновенные, но имеющие назидательный характер — их 11.
 
При всем разнообразии содержания Святой Библии в ней замечается чудесное единство. Через все книги красной нитью проходит святая и великая идея — воспитание и спасение падшего человека.
 
Святая Библия составлялась в течение четырнадцати веков. Ее книги писались и в Аравийской пустыне, и в Палестине, и в Вавилоне, в Греции и Риме лицами различного образования и общественного положения. Но чья бы рука ни начертывала священные письмена в этот длинный период времени — рука ли историка, законодателя или поэта, Моисея, наученного всей мудрости египетской, или его преемника — Иисуса Навина, ученого св. ап. Павла или рыбака св. ап. Иоанна, — все они говорят о том же едином Боге, милосердном и правосудном. Все писатели Святой Библии говорят о том же падшем человеке, грешном и немощном. Все они говорят о тех же ангелах и святых, принимающих живое и деятельное участие в жизни человека, и о том же блаженстве вечной жизни. Если бы переплести в один том какие-нибудь другие сочинения, например, лучшие сочинения по медицине, появившиеся в течение 1400 лет, и потом лечить по этой книге больного, то никому от такого лечения не поздоровалось бы. То же самое надо сказать и о других сочинениях, например по философии. Другое дело — Библия, она представляет яркий образец органического единства в разнообразии; все подробности в содержании Библии служат раскрытию одной истории, истории Царства Божия, начиная от сотворения неба и земли и кончая обновлением их, созданием нового неба и новой земли. Одна мысль, один дух проникают собою Библию и превращают ее в стройное целое. Даже различия между Ветхим и Новым Заветами, доходящие иногда, по-видимому, до противоречий, оказываются, при ближайшем рассмотрении, различными ступенями единого процесса спасения рода человеческого.
 
В Святой Библии все назидательно, хотя и не все сразу понятно. Назидательна, например, дивная вера Авраама, по слову Господа покинувшего родину, чтобы идти в неизвестную землю, готового затем принести в жертву своего единственного сына, так как он был убеждён, «что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11:19).
 
Но не все в Библии предлагается для подражания. Она, приводит нам также ужасающие примеры заблуждения и падения, по которым можно изучать психологию греха, чтобы всем своим существом возненавидеть его и не допускать его в своей жизни.
 
Все канонические книги Ветхого Завета первоначально были написаны на древнееврейском языке, а книги Нового Завета — на древнегреческом языке, за исключением Евангелия от Матфея, которое было написано на еврейском языке.
 
В III веке до н.э. ветхозаветные книги были переведены на греческий язык. Этот труд проделали 72 толковника, поэтому этот перевод сокращенно называется переводом семидесяти. В IV веке н.э. блаженный Иероним перевел Библию с еврейского языка на язык народной латыни. Поэтому он стал носить название «Вульгата«, что значит — распространенный, доступный. Этим переводом пользуется католическая церковь до настоящего времени.
 
На славянский язык Святая Библия была переведена во второй половине IX века трудами святых братьев Кирилла и Мефодия. Святые братья перевели Библию на славянский язык с греческого перевода семидесяти. На русский язык Библию переводили и с еврейского языка — Ветхий Завет, и с греческого — Новый Завет. Перевод был закончен в 1876 году, и так как он сделан по благословению Святейшего Синода, то его стали называть Синодальным переводом. 
 
По своему содержанию книги Ветхого завета делятся на четыре отдела:
 
1). Законоположительные. Автором этих книг считается пророк Моисей, хотя некоторые фрагменты могли быть написаны его учениками или последователями. К законоположительным книгам относятся: Бытие, Исход, Левит, книга Чисел, Второзаконие.
 
2). Исторические. Это Книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1, 2, 3 и 4 книги Царств, 1 и 2 книги Паралипоменон, 1 и 2 книги Ездры, книга Есфирь.
 
3). Учительные. Книги имеют назидательное значение, содержат также пророчества: книги Иова, Псалтирь, притчи Соломона, Екклесиаст (его же), Песнь Песней (его же).
 
4) Пророческие. Книги великих пророков: Исаии, Иеремии, Плач Иеремии, Иезекииля, Даниила и 12 малых пророков.    
 
Книга Бытия содержит повествование о начале мира, человеческого рода, часть истории еврейского народа от Авраама до Моисея.
Книга Исход повествует об исходе евреев из египетского плена, о странствовании в пустыне, о даровании им Закона.
Книга Левит излагает законы обрядовые и гражданские
Книга Чисел содержит в себе счисление народа еврейского и продолжение его странствования.
Книга Второзакония повторяет законы, изложенные в предшествовавших книгах.
Книга Иисуса Навина повествует о завоевании и разделении земли Ханаанской.
Книга Судей излагает историю евреев от кончины Иисуса Навина до рождения Самуила
Книга Руфь содержит историю Руфи.
Книги Царств и Паралепоменон содержат историю иудейского народа, повествуют о пророках и царях.
Книга Есфирь содержит историю Есфири и относится к жизни иудеев в Вавилонском плену.
Книги Ездры повествуют о возвращении иудеев из плена Вавилонского, построении второго храма.
 
Из поучительных книг особое место занимает Псалтирь, состоящих из молитвенных песнопений (псалмов), большая часть которых написана царем Давидом. Псалтирь читается на богослужениях (Шестопсалмие на утрени, Часы перед литургией и др.). Кроме того, псалмы легли в основу множества богослужебных текстов и молитв Православной Церкви. 
 
 
Древняя мудрость сосредоточена в других учительных книгах, например, в книге Притчей Соломона.
 
Книги пророков содержат сведения о некоторых пророках, а также сами пророчества. Многие из них относятся к ветхозаветным временам, касаются нравственности древних иудеев. 
 
Но главное значение пророков – в их предсказании пришествия Спасителя. 
 
Книга пророка Исаии, например, настолько подробно и отчетливо повествует о Христе, что Исаию даже именуют «ветхозаветным евангелистом». Исаия предсказал чудесное  рождение Христа от Девы (Ис. 7.14), а подробности истязаний Христа описаны им так, будто он присутствовал при распятии (Ис. 53).
Пророчества о Спасителе содержатся и у других пророков.
 
Пророк Михей сказал, что Спаситель совечен Боу Отцу, что Христос происходит от начала, от дней вечных. Этот же пророк предсказал, что Он родится в Вифлееме (Мих. 5.2)
Пророк Даниил предсказал время прихода Спасителя (Дан. 9. 23 – 27)
Пророк Малахия предсказал, что перед пришествием Спасителя будет послан Предтеча (Мал. 3.1; 4.5).
Пророк Захария предсказал торжественный вход Господа и Иерусалим (Зах. 9.9).
Пророк Иоиль предсказал сошествие Святого Духа на апостолов.
Пророк Иезекииль предсказал всеобщее воскресение мертвых (Иез. 37.  1 – 14).
 
Кроме того, Псалтирь указывает, что тело Христа не подвергнется тлению, что Христос воскреснет и воссядет одесную Бога Отца (Пс. 15. 10; Пс. 109) и др. 
 
По подсчетам некоторых исследователей, в Библии содержится более 6 тысяч пророчеств, из которых исполнилось уже более половины, в то время как остальные относятся к последующим событиям. 
 
Немаловажно то, что авторы Библии имели прекрасное представление об устройстве мира. Так, например, в книге Иова говорится о том, что земля находится в вакууме (Иов. 26.7).
 
Кроме того, в состав Ветхого Завета входят и так называемые «неканонические»  или «второканонические» книги. Это разделение было введено иудейской общиной в конце 1 – начале 2 века по Рождестве Христовом, то есть уже после отвержения Христа вождями еврейского народа. Поэтому «канон», установленный иудейской общиной, отвергшей Спасителя, не является авторитетным для христиан. 
 
«Неканонические» книги следующие: Премудрости Соломона, Иисуса сына Сирахова, Товита, Иудифь, 3 книга Ездры, 1, 2, 3 книги Маккавейские. Эти книги дошли до нас только в греческом переводе. Для православных христиан эти книги столь же авторитетны. Некоторые из них читаются на богослужениях в качестве паремий. Некоторые святые отцы особо рекомендовали чтение этих книг для новоначальных христиан.
 
Ветхозаветная история начинается с творения Богом мира и человека и заканчивается пришествием в мир Христа Спасителя. По преданию церковному, с появления первого человека до Рождества Христова прошло 5508 лет, но эта цифра приблизительная и не имеет догматического характера.
 
Если Святая Библия есть Священное Слово Святейшего Бога, то и читать ее надо с глубокой верой и благоговением. Если мы откроем святые страницы Библии без живой, пламенной веры в Бога, то мы будем воспринимать ее просто как литературное произведение человеческого разума, наполненное различными неправдоподобными легендами, в которых встречаются одни противоречия. Неверующий человек, потерявший духовное зрение, не увидит и не воспримет своим неверующим духом в Библии ее духовных спасительных истин, он не увидит в ней Бога. А глубоко верующий человек, когда читает Св. Библию, то беседует с Богом, т.к. Библия есть слова Божии, посредством которых Бог говорит с людьми.
 
По материалам:
 
Лопухин А. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль. 1986;
 
Слободской С., свящ. Закон Божий. Нью-Йорк. 1957;
 
Вениамин, епископ Владивостокский и Приморский. Священная Библейская история Ветхого Завета.