3. Суточный и недельный круг богослужения

Цель занятия:

закрепить знания о суточном и недельном богослужебных кругах

Задачи:

  • изучить состав богослужений суточного круга
  • познакомиться с литургическими темами каждого дня недели

Использованная литература:

  1. Красовицкая М. Литургика. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1999. Глава 5. «Богослужебные книги», глава 6. «Богослужебные тексты».
  2. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. Глава «Богослужебное время».
  3. Симеон Солунский, свт. Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств, Воронеж, 2010.

Дополнительная литература:

  1. Колчуринский Н. Беседы о богослужении Православной Церкви. Вечерня. [Электронный ресурс] – URL:  http://slovotech.narod.ru/vech2.pdf (дата обращения 04.09.2017). Глава 1. «О молитве и богослужении».
  2. Вениамин (Краснопевков-Румовский), еп. Новая скрижаль: В 2 т. – М., 1992. (Репр. с изд.: СПб., 1899). Часть 1. Глава XIII. «О непрестанной молитве, о числе и времени служб церковных».

Ключевые понятия:

  • Суточный круг богослужений
  • Недельный (седмичный) круг богослужений

Словарь урока:

  • Вечерня
  • Повечерие
  • Полунощница
  • Утреня
  • Первый час
  • Третий час
  • Шестой час
  • Девятый час
  • Всенощное бдение
  • Литургия

Содержание занятия (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. В какое время суток по традиции начинается новый богослужебный день?
  2. В какой богослужебной книге содержатся службы суточного богослужебного круга?
  3. Какой день недели считается первым днем седмичного богослужебного круга?
  4. Какой день недели посвящен воспоминанию Крестной смерти Спасителя?
  5. Какие дни особого почитания Пресвятой Богородицы?
  6. Почему Литургия не входит в суточный богослужебный круг?
  7. Какие службы объединяются во Всенощном бдении?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме с помощью презентации.

Закрепление темы с помощью решения кроссворда.

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр видеоматериалов (фрагментарно).

Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное детьми.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Буква в духе». «Суточный богослужебный круг»:

  1. Телепроект «Буква в духе». «Седмичный богослужебный круг»:

  1. Телепроект «Человек перед Богом». Фильм 6 «Богослужение»:

1) Богослужебное время

2) Литургия – богослужение вне времени

3) Суточный круг богослужений

4) Седмичный круг богослужений

1) Богослужебное время

Православное богослужение распределяется по часам, дням, седмицам и месяцам. В богослужебном времени мы можем выделить три круга. Первый круг – дневной круг богослужения; по-другому его можно называть суточным. Второй круг – седмичный (ил, по-русски, недельный круг). Третий круг – годовой.

Наше богослужение не есть просто законническое, строго регламентируемое распределение служб по времени суток. Это распределение с древнейших времен осмыслялось и наполнялось очень высоким богословским смыслом. В этом осмыслении было не только объяснение причины, почему назначено, например, в этот час молиться, и молиться соборно, всем вместе, — оно содержит в себе и некую помощь в молитве. Вот что писал о богослужебном времени святитель Симеон Солунский: «Итак, молитве надлежало бы быть немолчной и непрестанной, как у Ангелов, так как того только Бог и требует от нас, чтобы мы памятовали о Нем и пребывали с Ним, Его единого искали, любили и созерцали, дабы таким образом и блага Его получали от Него прямо и непосредственно. Но поскольку, по причине нашей телесности и необходимых требований плоти, это для нас невозможно, этот дар Божий сообщается изредка и только некоторым – равноангельным людям, постольку Церковь, по необходимости, установила для молитвы определенные и безусловно обязательные часы, в которые молиться каждый верующий уже обязан».

Службы, входящие в состав суточного круга в порядке их следования: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый, третий, шестой, девятый часы.

2) Литургия – богослужение вне времени

Мы не упомянули литургию, но так просто поставить ее в ряд мы не сможем. Центром богослужения является таинство Евхаристии. С Евхаристией связаны два таинства вхождения в Церковь: Крещение и Миропомазание, которые делают возможным участие в евхаристической жизни. Богослужение времени, образованное суточным кругом служб тоже связано с Евхаристией. Таинство Евхаристии нельзя включить в этот круг, потому что природа его иная, не связанная по сути своей с «временами и сроками» – суть таинства Евхаристии не временная, а вечная. Поэтому таинство Евхаристии, которое совершается на литургии, не есть одна из служб суточного круга, и нельзя сказать, что она входит в этот круг. Отец Александр Шмеман говорит о том, что таинство Евхаристии неким образом «сопрягается» с богослужением времени, привходит в него, вечно является нам во времени. Литургия выше прочих славословий и есть как бы дело Божие, которое никто другой кроме священника совершать не может. Все остальные службы могут быть иногда совершаемы без иерея людьми мирскими, и могут совершаться вне храма, в домах. Но священная Литургия совершается только в храме, и никем другим, а только священником, получившим на это рукоположение и власть.

3) Суточный круг богослужений

Первой в перечне служб суточного круга стоит вечерня, так как богослужебный день начинается с вечера. О том, что день начитается с вечера, говорится в Священном Писании: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:5). В ветхозаветные времена началом суток считался вечер, и этот порядок, как и многое другое, был унаследован Новозаветной Церковью.

Другое толкование этого факта связано с тематикой каждой службы. Вечерня напоминает и изображает ветхозаветное время, а утреня – новозаветное. Литургия чаще всего служится после 6 часа. Ей предшествуют (наряду с малыми службами) вечерня и утреня. Посещение этих служб обязательно для каждого желающего приступить к Таинству Святого Причащения. Участвуя в богослужении вечерни и утрени, готовящих нас к соединению с Богом в Таинстве Евхаристии на Литургии, мы как бы повторяем духовный путь всего человечества: от сотворения мира и грехопадения через столетия ветхозаветного ожидания Искупителя мы восходим к временам Его пришествия и дарования благодати, к временам, когда человечеству через подвиг Христа был открыт путь ко спасению и вечной жизни.

Иногда  дети на вопрос «Почему богослужебный день начинается с вечера?» отвечают: «Ну, как же – от тьмы к свету». В этой нехитрой фразе отражена очень глубокая мысль, которую специалисты называют «восходящей динамикой богослужения». Обычный день заканчивается вечером с его неизбежной усталостью, а богослужебный день устремлен к свету, это ожидание восхода солнца, которое в церковном сознании связывается с приходом Спасителя, «Солнца правды», это ожидание величайшего таинства – Евхаристии.

Тексты повечерия вводят нас в правильное духовное состояние перед отходом ко сну: призывают к покаянию в соделанных за день грехах, напоминают о быстротечности этой временной жизни и Страшном Суде.

Полунощница, совершаемая в полночь или в другой час ночи до рассвета, установлена в воспоминание Гефсиманской молитвы Спасителя (Мф.26:30-46). Ее основная тема –Второе Пришествие Христово. Оно, по преданию, основанному на притче о десяти девах (Мф.25:1-13), будет в полночь, о чем напоминает известное песнопение полунощницы «Се, Жених грядет в полунощи…». Тексты полунощницы располагают нас к духовному бодрствованию в ожидании Второго Пришествия Христова.

При совершении первого часа вспоминается суд Пилата над Господом (Мф.27:1-2), а также возносится благодарение Богу за наступившее утро и испрашивается Его помощь на грядущий день.

Третий час – это час ниспослания Святого Духа на апостолов (Деян. 2:1-15).

На шестом часе вспоминается распятие Спасителя, на девятом – Его Крестная Смерть.

В начале все эти службы совершались отдельно друг от друга, особенно в монастырях. С течением же времени они стали группироваться в более редкие сроки совершения, пока не выработался современный порядок, когда вечером служится девятый час, вечерня, утреня и первый час,  а утром – третий и шестой часы, затем Литургия.

Повечерие и полунощница сейчас совершаются, в основном, только в монастырях или на монастырских подворьях. Повечерие в его наиболее торжественном варианте (великое повечерие) служится в приходских храмах Великим постом. В первые четыре дня Великого поста именно на этой службе, в ее начале, читается великий канон прп. Андрея Критского.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется Всенощным бдением. Бдение значит: бодрствование, а название всенощное указывает на то, что в раньше такое богослужение продолжалось всю ночь.

Итак, в наших храмах ежедневно служатся одни и те же службы. Но если мы внимательно вслушаемся в то, что поется и читается на них, мы без труда заметим, что служба одного дня отличается от такой же службы другого дня. В чем тут дело? Почему службы с одной стороны, одни и те же, с другой – всегда немного разные?

4) Седмичный круг богослужений

Дело в том, что каждый день седмицы и каждый день церковного года имеют свои особые священные воспоминания. И именно эти священные воспоминания делают службу каждого дня уникальной.

Седмичный богослужебный круг не имеет своих отдельных служб, а материал его лишь вставляется в определенные места служб суточного круга. Материал этот различен и разнообразен, он имеет несколько тем, связанных с днями седмицы; здесь мы должны поговорить о том, как устроена и как составлена богослужебная седмица.

Первый день седмицы и одновременно ее вершина – это воскресенье или, говоря церковным языком, неделя. Среди дней седмицы этот день выделился с древнейших времен и у первых христиан назывался День Господень, День Солнца; это был день преимущественный для совершения Евхаристии, литургическая тема этого дня ясна: Воскресение Христово. Литургическая тема понедельника – воспоминание бесплотных Сил Небесных, вторника – прославление памяти Пророка и Крестителя Спасова Иоанна, среда и пятница – общая литургическая тема: Крест, Распятие Господне. Надо сказать, что среда и пятница тоже являются подъемами в течение богослужебной седмицы. Литургическая тема четверга – это память святых апостолов и святителя Николая. Суббота имеет две литургические темы: память всех святых и поминовение усопших. Надо сказать, что суббота тоже достаточно рано выделилась среди прочих дней седмицы, это день особенный. Пресвятая Богородица прославляется во все дни седмицы и на всех службах, но дни особого Ее почитания – те, что имеют Господскую тему: неделя, среда и пятница.

Чередующиеся между собою молитвословия дневного, седмичного и годового кругов носят название «изменяющихся» молитвословий. Встречающиеся же молитвословия за каждой службой называются «неизменяющимися». Каждая церковная служба состоит из соединения неизменяющихся и изменяющихся молитвословий.

Проверочные вопросы:

  1. В какое время суток по традиции начинается новый богослужебный день?
  2. В какой богослужебной книге содержатся службы суточного богослужебного круга?
  3. Какой день недели считается первым днем седмичного богослужебного круга?
  4. Какой день недели посвящен воспоминанию Крестной смерти Спасителя?
  5. Какие дни особого почитания Пресвятой Богородицы?
  6. Почему Литургия не входит в суточный богослужебный круг?
  7. Какие службы объединяются во Всенощном бдении?