2. Богослужебные книги. Богослужебные тексты

Цель занятия:

получить понятие о назначении богослужебных книг и видах богослужебных текстов

Задачи:

  • познакомиться с названиями и назначением богослужебных книг
  • узнать классификацию богослужебных книг
  • познакомиться с видами богослужебных текстов и их месте в богослужении
  • проанализировать отличия между богослужебными текстами разных видов

Использованная литература:

  1. Красовицкая М. Литургика. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1999. Глава 5. «Богослужебные книги», глава 6. «Богослужебные тексты».
  2. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб. 2006. Часть5. Глава «О богослуженых книгах».

Дополнительная литература:

  1. Антонов Н.Р., свящ. Храм Божий и церковные службы. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/xram-bozhij-i-cerkovnye-sluzhby (дата обращения 04.09.2017). Глава 1. «Предварительные сведения».
  2. Иона (Карпухин), архим. Литургика: Учебное пособие для студентов 1 класса. Сергиев посад, 2004. Глава IV «Богослужебные книги».
  3. Вениамин (Краснопевков-Румовский), еп. Новая скрижаль: В 2 т. – М., 1992. (Репр. с изд.: СПб., 1899). Часть 1. Глава XIII. «О непрестанной молитве, о числе и времени служб церковных».
  4. Книги богослужебные. Фоторассказ. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/znakomstvo-s-pravoslavnyim-hramom/knigi-bogosluzhebnyie/ (дата обращения 16.10.2017).
  5. Евангелие. Фоторассказ. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/znakomstvo-s-pravoslavnyim-hramom/evangelie/ (дата обращения 16.10.2017).

Ключевые понятия:

  • Богослужебные книги
  • Богослужебные тексты

Словарь урока:

  • Священно-богослужебные книги
  • Церковно-богослужебные книги
  • Евангелие
  • Апостол
  • Псалтирь
  • Паремия
  • Ектения
  • Часослов
  • Служебник
  • Требник
  • Октоих
  • Минея Месячная
  • Триодь Постная
  • Триодь Цветная
  • Типикон (Устав)
  • Тропарь
  • Кондак
  • Канон
  • Проповедь
  • Возглас

Содержание занятия (открыть)

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Какие книги используются в православном богослужении?
  2. На какие две группы они делятся?
  3. Кто может читать во время богослужения?
  4. Какие священно-богослужебные книги существуют?
  5. Что такое зачало?
  6. Что такое паремия?
  7. Какую из ветхозаветных книг читают за богослужением чаще всего?
  8. На каком языке читают за богослужением?
  9. Какой вид богослужебных текстов не используется в современном богослужении?
  10. Жития каких святых можно полностью услышать за богослужением?
  11. Для чего нужна проповедь за богослужением?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме с помощью презентации.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов и письменного задания.

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр видеоматериалов.

Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное детьми.

Закрепление темы с помощью письменного теста.

Видеоматериалы:

  1. Богослужебные книги:

  1. Телепроект «Буква в духе». «Что почитать: Священно-богослужебные книги»:

1) Богослужебные книги

2) Священно-богослужебные книги

3) Церковно-богослужебные книги

4) Богослужебные тексты

1) Богослужебные книги

Богослужение Православной Церкви всегда совершается по книгам. Церковный устав не разрешает совершения богослужений на память, без книг. Богослужебные книги – книги, содержащие чинопоследования служб и богослужебные (уставные) указания. Для совершения богослужения требуется знание содержания богослужебных книг и умение найти в них ту или другую молитву, то или иное указание относительно служб, молитвословий и песнопений.

Подразделяются на священно-богослужебные и церковно-богослужебные.

К священно-богослужебным относятся книги, заимствованные из Библии (Евангелие, Апостол и Псалтирь); к церковно-богослужебным – книги, составленные на основании Священного Писания и Священного Предания Отцами и Учителями Церкви (Служебник, Часослов, Октоих, Триодь Постная и Триодь Цветная, Типикон (или Устав) и другие).

2) Священно-богослужебные книги

Рассмотрим книги Священного Писания, которые употребляются за богослужением: Евангелие, Апостол, Псалтирь.

Богослужебное Евангелие  – это слово Божие. Оно состоит из четырех первых книг Нового Завета, написанных евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Евангелие содержит в себе описание земной жизни Господа нашего Иисуса Христа: Его учение, чудеса, крестные страдания, смерть, славное Воскресение и Вознесение Его на небо. Богослужебное Евангелие имеет свои отличия в организации текста от того Евангелия, которое мы читаем дома. Кроме обыкновенного деления на главы и стихи, в богослужебном Евангелии текст разделен на «зачала», т. е. отрывки, по которым Евангелие читается на богослужении. Дополнительно в нем указаны начала фраз, которые мы слышим за богослужением, но никогда не находим в тексте Евангелия: «Во время оно…» или «Рече Господь…» и т. д. В конце книги помещен указатель чтений на каждый день года, из которого можно узнать, когда читать то или другое зачало. Также в богослужебное Евангелие могут быть включены различные приложения.

Апостолом на церковно-славянском языке называется книга, содержащая следующие книги Нового Завета: Деяния святых Апостолов, Соборные послания и Послания апостола Павла (сюда не входит книга Апокалипсис). Книга Апостол, так же как и Евангелие, разделена, кроме глав и стихов, на зачала, с указанием в конце книги, когда и какое читать зачало. Кроме того, Апостол включает в себя прокимны и аллилуиарии, т. к. это очень удобно: чтец или диакон выходит, возглашает прокимен, читает Апостол, а затем произносит стихи, которые называются аллилуиариями.

Псалтирь – книга пророка и царя Давида. Так называется она потому, что большинство псалмов в ней написано святым пророком Давидом. В этих псалмах святой пророк открывает перед Богом свою душу, все свои радости, печали, кается в содеянных грехах, прославляет бесконечные Божии совершенства, благодарит Его за все Его милости, благодеяния, просит помощи во всех своих предприятиях. У Псалтири есть удивительная особенность, что в ней описаны и изображены движения каждой души, их перемены и способы исправления, так что каждый желающий может по ней, как по изображению, понять и научиться. Святитель Василий Великий говорит: «Книга псалмов объемлет в себе полезное из всех книг. Она пророчествует о будущем, приводит на память события прошлого, дает законы жизни, предлагает правила для деятельности... Стихи из псалмов и в домах поют и на торжищах возглашают. Псалом есть тишина душ, водворитель мира, он угашает мятежные и волнующиеся помыслы... Псалом есть оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов. Псалом заселяет пустыни и уцеломудривает торжища. Он есть глас Церкви. Он делает светлыми празднества... Здесь есть совершенное богословие». Вот почему Псалтирь и употребляется при богослужении чаще всех других богослужебных книг. Книга Псалтирь для употребления при богослужении разделена на 20 отделений, называемых «кафизмами», а каждая кафизма делится на три части, называемые «славами».

Кроме простой Псалтири есть еще Псалтирь «следованная». По своему содержанию она является богослужебным сборником. Следованная Псалтирь включает псалмы и содержит в себе три приложения: Часослов; тропари и кондаки, выбранные из всех богослужебных книг; все молитвословия, которые должны читаться приступающими к Святому Таинству Причащения.

3) Церковно-богослужебные книги

Первая книга – Служебник (греч. 'Ιερατικον). Название, естественно, от слова «служба». Другое название этой книги – литургиарий – происходит от того, что именно в этой книге находится последование всех важнейших частей Божественной литургии. Служебником пользуйся священнослужители, т. е. священники (иереи – отсюда греческое название) и диаконы, поэтому все чины, помещенные в этой книге, описываются с точки зрения именно священнослужителей. Там даются указания к тем действиям, которые они должны совершать, приводятся молитвы и тексты, которые они произносят. При этом всякая богослужебная книга очень четко скоординирована с другими богослужебными книгами, поэтому в Служебнике указано, что в это время читается или поется на клиросе. Кроме чина Божественной литургии в Служебнике находится чин богослужений вечерни и утрени, тоже с точки зрения священнослужителя.

Основные приложения книги Служебник это, прежде всего, отпусты, т. е. те слова, которые произносит священник в самом конце службы; это месяцеслов, т. е. указание памятей святых и праздников на каждый день года; это прокимны, которые, как известно, в нашей практике возглашают диаконы; некоторые другие чины и указания для священнослужителей.

Существует отдельный Архиерейский служебник или Чиновник архиерейского священнослужения (греч. 'Αρχιερατικον). В целом он совпадает со Служебником, но содержит чинопоследование одного таинства, которое не может совершать иерей: таинства Рукоположения или хиротонии, таинства Священства. Чин освящения антиминса также находится в этой книге; это последование не причисляется к главным таинствам Церкви, однако, с ними тесно связано.

Основная книга для клиросного употребления, книга, по которой учились читать дети в Древней Руси, это Часослов. Часослов – книга, служащая руководством для чтецов и певцов на клиросе. Часослов содержит в себе порядок всех повседневных служб, кроме Литургии.

Требник – книга, заключающая в себе чинопоследования Святых Таинств (кроме таинств Святого Причащения и Священства) и других треб – чин отпевания и погребения усопших, чин освящения воды, молитвы по рождении младенца, при наречении младенца и воцерковлении его и др.

Книга молебных пений содержит чинопоследования молебнов (молебных пений) на разные случаи жизни.

Название следующей книги – Октоих – состоит из двух частей: oktw (греч). – восемь и hcoV (греч). – глас. Дословный перевод названия этой книги – Осьмогласник. Она заключает в себе песнопения (тропари, кондаки, каноны и проч.), разделенные на восемь напевов или «гласов». Каждый глас, в свою очередь, содержит в себе песнопения на всю седмицу, так что службы Октоиха повторяются раз в восемь недель. Разделение церковного пения на гласы совершено было знаменитым песнопевцем греческой Церкви святым Иоанном Дамаскиным (VIII в.). Ему приписывается и составление Октоиха, хотя надо заметить, что в составлении Октоиха принимали участие св. Митрофан, епископ Смирнский, св. Иосиф песнописец и другие.

Минея Месячная содержит в себе молитвы в честь святых на каждый день года и торжественные службы на праздники Господни и Богородичные, приходящиеся на определенный день месяца. По числу 12 месяцев она разделяется на 12 отдельных книг.

Минея Общая заключает в себе песнопения общие целому лику святых, например, в честь пророков, апостолов, мучеников, преподобных и проч. Она употребляется при Богослужении в том случае, если какому-либо святому не составлено отдельной службы в Минее Месячной.

Минея Праздничная содержит в себе службы Великих Праздников, извлеченные из Минеи Месячной.

Триодь Постная содержит в себе молитвословия на дни Великого Поста и на приготовительные недели к нему, начиная с недели Мытаря и Фарисея и до Пасхи. Слово: «Триодь» греческое и означает трипеснец. Такое название эта книга и следующая за ней «Триодь Цветная» получили потому, что в них имеются неполные каноны, состоящие всего из трех песней, вместо обычных девяти песней канона (о чем мы скажем ниже).

Триодь Цветная заключает в себе песнопения со дня Святой Пасхи до недели Всех Святых (то есть до 9-го Воскресения, считая со дня Пасхи).

Типикон или Устав содержит в себе подробное указание: в какие дни и часы, при каких Божественных службах и в каком порядке должно читать или петь молитвословия, содержащиеся в служебнике, часослове, октоихе и других богослужебных книгах.

Ирмологий содержит в себе избранные из различных канонов песнопения, называемые ирмосами (ирмос есть начальное песнопение каждой песни канона).

4) Богослужебные тексты

Вопрос о богослужебных текстах одинаково важен как для людей церковных, для которых течение богослужения уже привычно, так и для людей, еще не имеющих достаточного опыта, потому что нельзя допустить, чтобы богослужение сливалось в единый нерасчлененный поток. Обязательно нужно почувствовать отличительные особенности каждого текста: откуда он? Почему он в этом месте службы? Кто его сочинил? Что это – богодухновенное Священное Писание или сочинение песнописца? Древний христианский гимн или молитва, написанная в прошлом году? Такое понимание необходимо не для оценки или построения некой иерархии, а для яркого и объемного ощущения богослужения. Каждая часть службы заиграет своими красками и будет неповторима. Итак, поговорим о текстах, из которых состоит наше богослужение.

Начнем с текстов Священного Писания. Обратимся к текстам Нового Завета, которые находятся на вершине всего богослужения. Все православное богослужение глубоко проникнуто новозаветным духом, и по всем текстам рассыпаны многочисленные цитаты, указания, термины, отсылки; поэтому выделить все, что взято непосредственно из Нового Завета, довольно трудно. Поговорим о главном: о чтениях, крупных отрывках Священного Писания, которые входят в богослужение.

Прежде всего, выделим Четвероевангелие. Вспомним, какое место занимает это чтение в богослужении и вообще, какое место эта книга занимает в храме. Вспомним, как выглядит богослужебное Евангелие: оно всегда украшено, оно хранится на Престоле, оно является объектом особого поклонения. И еще вспомним, что Евангелие – книга, которая не освящается. Текст Евангелия считается священным, когда написана последняя строчка, поставлена точка. Вспомним, как торжественно дьякон выносит Евангелие на литургии, как произносится специальное прошение: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия…». Речь идет, конечно, не о физическом слухе, а подразумевается такое слышание, о котором говорится в Евангелии: «Имеяй уши слышати, да слышит» (Мф. 13:9). Итак, существует особая молитва о разумении Евангелия.

Следующая часть новозаветного канона – это Апостольские деяния и послания. Чаще всего и в основном читаются они на литургии. Чтение Апостола предшествует чтению Евангелия.

Евангельские тексты читаются не только подряд, по зачалам, они составляют некоторые неизменяемые части богослужения. За вечерним богослужением это молитва праведного Симеона Богоприимца Ныне отпущаеши, молитва Господня Отче наш, песнь Ангелов Слава в вышних Богу… (Лк. 2:14) песнь Пресвятой Богородицы: «Величит душа Моя Господа» (Лк. 2:46-55). Песнопение Богородице Дево не полностью взято из Евангелия, а только его начальные слова – обращение Архангела Гавриила ко Пресвятой Деве.

На литургии звучат слова «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи…» – первые слова построены по образу молитвы благоразумного разбойника (Лк. 23:42), а дальше – «Блажени плачущии…» – это уже заповеди Блаженств из Нагорной проповеди (Мф.5).

Крупными текстами Ветхого Завета, звучащими за богослужением, являются паремии. (От греческого слова παρομια, что означает «притча», «прообраз»). Паремии образуют некие циклы. Есть паремии праздников, посвященных Пресвятой Богородице: вспомните Лествицу Иакова и притчу Соломона «Премудрость созда себе дом…», вспомните «врата затворенные» из пророчества Иезекииля – все это удивительной красоты прообразования Ветхого Завета о Богоматери. Есть свои паремии и на праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также для различных ликов святых: паремии преподобнические, паремии святительские и т. д.

Самой популярной и широко применяемой при богослужении частью Ветхого Завета, безусловно, является Псалтирь. По степени использования в богослужении с этой книгой не может сравниться никакая другая. Псалтирь читается кафизмами; по одной кафизме, по две, по три. Псалтирь читается по одному псалму, по два псалма, по шесть псалмов. Псалтирь разбивается на отдельные строчки и отрывки. И как разнообразно ее использование за богослужением! Нет ни одной службы, когда бы не использовалась Псалтирь. Основа службы, практически все неизменяемые тексты взяты из Псалтири. Это часть Священного Писания выделяется не только необыкновенной мудростью, но и красотой, это удивительная поэзия. Само слово «псалом» происходит от греческого глагола ψαλλω), означавшего когда-то «щипать», а позднее «играть на струнном инструменте». Вспомните, как царь Давид играл и пел псалмы, и вот это его музыкальное творчество дало название тексту.

Устав предписывает усердно, часто и много читать Псалтирь. В обыкновенное время года Устав распределяет чтение Псалтири так. Каждую седмицу Псалтирь должна быть прочитана полностью один раз. От начала чтения Псалтири в субботу вечером на вечерне – поэтому поется Блажен муж, первая кафизма, – до субботы утра. Во время Великого поста за каждую седмицу Псалтирь прочитывается дважды.

Из Псалтири берутся прокимны. Само слово προκειμενον означает в буквальном переводе «предлежащее». Прокимен – это краткий стих, который предшествует чтению Апостола. Чтению же Евангелия предшествует аллилуиарий, который представляет собой текст из Псалтири, к которому хор добавляет Аллилуйя.

Есть и другие тексты из Священного Писания, которые применяются за богослужением, например, библейские песни.

Следующий тип богослужебных текстов – это проповедь. В раннехристианское время проповедь занимала особенно важное место за богослужением. Естественно, еще были живы Апостолы, и они в первую очередь проповедовали. Кроме того, богослужебные формы не были развиты, богослужебных текстов было очень мало, и ясно, какое значение приобретала проповедь. Но и сейчас проповедь занимает в богослужении особенное место.

Надо сказать, что с самим принципом проповеди, поучения, толкования связана и почти совершенно утраченная нами часть богослужения: чтение святоотеческих творений. Положено читать Симеона Логофета, Иоанна Златоуста, блж. Феофилакта, прп. Ефрема Сирина, Лавсаик, Лествицу и многих других святых отцов. Регулярно должно читаться житие празднуемого святого. Но в современной практике сохранилось только полное чтение жития преподобной Марии Египетской в четверг 5-й седмицы Великого поста на «стоянии преподобной Марии Египетской».

С поучениями связан особенный текст, который называется «синаксарь», или синаксарий. Это слово происходит от греческого глагола συναγω – «собирать». И объяснение может быть двоякое. С одной стороны, он читается на службах соборных, которые так и называются: «синаксис». А с другой стороны, в этом тексте как бы собраны сведения о празднике. Есть изумительно красивые синаксарии, которые, к сожалению, уже не читаются.

Перейдем к другим богослужебным текстам. Не все, что поется в церкви, является молитвой. Нужно очень ясно чувствовать, каково содержание каждого текста. В узком смысле к церковным молитвам относятся покаянные, благодарственные или хвалебные тексты, которые обращены к Богу, Богородице и святым. Среди молитв мы должны особенно выделить молитвы священнические. Молитвы эти, в основном, читаются тайно. Особенными по своему строению и содержанию являются ектении – молитвенные прошения, которые произносит диакон, а хор поет Господи, помилуй или Подай, Господи. Песнопения могут также содержать изложение догматов веры, а могут быть повествовательно-исторического или созерцательного характера. Есть тексты, говорящее о том, что сейчас происходит в церкви, например: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат…» или «Иже Херувимы тайно образующе…»

Вспомним, что служба начинается с возгласа, и возглас – это тоже совершенно особенный момент богослужения. Устав считает возглас святыней, к которой не должны прикасаться неосвященные уста. Возглас – начало богослужения – всегда произносит священно-служитель. В нашем богослужении используются три возгласа. Самый торжественный: «Благословенно Царство…» – этим возгласом начинаются только три таинства: Евхаристия, Крещение и Брак, а, кроме того, новогодний молебен. Следующий по торжественности возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Этот возглас звучит на утрени и в начале всенощного бдения, а также благодарственного молебна. Все остальные богослужения и чинопоследования начинаются возгласом «Благословен Бог».

Обратимся к текстам гимнографическим, т. е. песнотворчеству церковному. Разберем несколько ключевых терминов.

Тропарь. Часто этот термин употребляется в древнем, широком значении: тропарь – это гимнографическая единица, строфа. Но в узком смысле это чаще всего основное песнопение праздника, в котором рассказывается главное из церковного учения о празднике. Слово «тропарь» происходит от греческого глагола τρεπω, что означает «вращаю, обращаю». Что это значит? Это значит, что тропарь – это строфа, которая должна чередоваться с другими текстами. И название «тропарь» говорит о том, что этот текст должен быть «удобообращательным». Должно быть удобно чередовать (обращать) его с другими текстами. Вспомните самый, наверное, лучший тропарь – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», – самый короткий и прекрасный. И вспомните, как он перемежается с пасхальными стихами: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его» и др. Такое чередование очень часто используется в богослужении. Еще в тропарях есть такой секрет: чем он древнее, тем короче; тропари, составленные в новое время, обычно бывают очень длинными.

Следующее по значению песнопение праздника – это кондак, который почти всегда появляется в паре с икосом. По происхождению кондак с икосом представляют собой остаток древнего гимнографического жанра, очень крупного, который так и назывался – кондак, но представлял собой не одну только строфу, а целую церковную поэму, которая сравнима с нашим акафистом. Принято считать, что наиболее древние кондаки взяты из той самой поэмы и представляют собой ее первую строфу. Новые кондаки писались по образцу древних.

Еще один тип богослужебных текстов – стихиры, представляющие собою, как и тропари, строфу, которая припевается к стиху псалма.

Самая крупная гимнографическая форма, которая вытеснила к VIII веку древний кондак, это канон (от греч. κανον – «правило»), может быть, потому, что он составлен по определенным правилам; точного объяснения этому названию нет. Канон состоит из песен. Максимальное и нормативное число песен – девять, т. е. больше девяти песен не бывает, но вторая песнь практически всегда отсутствует и поэтому большинство канонов состоит из восьми песен. Такие каноны, состоящие из девяти или восьми песен, называются полными. А бывает, что канон состоит из 2-х, 3-х или 4-х песен. Каждая песнь канона состоит из ирмоса и тропарей канона. Слово «тропарь» в данном случае означает не центральное и главнейшее песнопение праздника, а имеет более широкое значение: это некая гимнографическая строфа из службы. Ирмос связывает песни канона и играет моделирующую, определяющую роль. Буквально значение слова «ирмос» (греч. ειρμος) – «сцепление», «соединение» или «связь».

Проверочные вопросы:

  1. Какие книги используются в православном богослужении?
  2. На какие две группы они делятся?
  3. Кто может читать во время богослужения?
  4. Какие священно-богослужебные книги существуют?
  5. Что такое зачало?
  6. Что такое паремия?
  7. Какую из ветхозаветных книг читают за богослужением чаще всего?
  8. На каком языке читают за богослужением?
  9. Какой вид богослужебных текстов не используется в современном богослужении?
  10. Жития каких святых можно полностью услышать за богослужением?
  11. Для чего нужна проповедь за богослужением?