1. Молитва. Утренние и вечерние молитвы

Цель занятия:

понять значение молитвы и необходимость изучения содержания богослужений

Задачи:

  • понять заповедь о непрестанной молитве
  • формировать желание глубже понимать тексты молитв
  • разобрать толкования утренних и вечерних молитв

Использованная литература:

  1. Антонов Н.Р., свящ. Храм Божий и церковные службы. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/xram-bozhij-i-cerkovnye-sluzhby (дата обращения 04.09.2017). Глава 1. «Предварительные сведения».
  2. Вениамин (Краснопевков-Румовский), еп. Новая скрижаль: В 2 т. – М., 1992. (Репр. с изд.: СПб., 1899). Часть 1. Глава XIII. «О непрестанной молитве, о числе и времени служб церковных».

Дополнительная литература:

  1. Колчуринский Н. Беседы о богослужении Православной Церкви. Вечерня. [Электронный ресурс] – URL:  http://slovotech.narod.ru/vech2.pdf (дата обращения 04.09.2017). Глава 1. «О молитве и богослужении».
  2. Толкование утренних молитв. [Электронный ресурс] – URL: http://www.pravmir.ru/tolkovanie-utrennix-molitv/ (дата обращения 04.09.2017).
  3. Объяснение вечерних молитв. [Электронный ресурс] – URL: http://www.pravmir.ru/obyasnenie-vechernix-molitv/ (дата обращения 04.09.2017).
  4. Молитвы утренние с толкованием. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-utrennie.html (дата обращения 04.09.2017) (скачать).
  5. Молитвы на сон грядущим с толкованием. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-na-son-gryadushhim.html (дата обращения 04.09.2017) (скачать).

Ключевые понятия:

  • Молитва
  • Богослужение

Словарь урока:

  • Личная молитва
  • Общественная молитва
  • Утреннее правило
  • Вечернее правило
  • Церковная служба

Содержание занятия  (открыть) 

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Сколько раз в день должен молиться православный христианин?
  2. Почему Церковь выбрала определенные часы для общественного богослужения?
  3. Что такое монастырь неусыпающих?
  4. Что важнее в молитве – количество или качество?
  5. Почему христианину недостаточно только личной молитвы?
  6. Обязательно ли понимать тексты произносимых молитв?
  7. Что такое церковная служба?
  8. Одинаковы ли богослужения в разных религиях?
  9. Когда начало совершаться православное богослужение?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме с помощью презентации.

Чтение и разбор текстов утренних и вечерних молитв в форме беседы и ответов на вопросы учащихся. Запись в тетрадь непонятных слов с переводом и пояснением.

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр видеоматериалов.

Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное детьми.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 30 «О молитве»:

  1. Телепроект «Человек перед Богом». Фильм 5 «Исповедь, молитва и пост»:

1) Непрестанная молитва

2) Молитвы личные и общественные

3) Православное богослужение

4) Характер православного богослужения

5) Божественное установление православного богослужения

6) Количество церковных служб

1) Непрестанная молитва

Бог с нами всюду. На каждом месте владычество Его. Им мы живем, движемся и существуем. «Близ еси Ты, Господи» (Пс. 118:151). Если бы мы не были рассеяны вниманием, сознание вездеприсутствия Божия было бы в нас постоянно, где бы мы не находились.

Всегда с Богом, значит, всегда в молитве. Так и заповедано нам в Священном Писании. «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» (Лк.18:1), – повествует евангелист о наставлениях Господа Своим ученикам. «Непрестанно молитесь» (1Фес.5:17), – заповедует апостол Павел. Пророк Давид говорит: «Благословлю Господа во всякое время» (Пс.33:2). Но особенно Спаситель нам повелевает: «Бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк.21:36). Поэтому каждый благочестивый христианин, следуя учению Священного Писания, должен творить молитву умом и языком постоянно, и должен принуждать себя к этому: тогда он приобретет величайшую тишину и радость. Хотя эта обязанность касается больше монахов, а не людей, живущих в обществе, но долг непрестанно молиться лежит на всех. И поэтому всем следует, встав от сна, сначала вспомнить о Христе. И это воспоминание Бога раньше всякой другой мысли нужно принести, как спасительную жертву, Господу, спасшему и возлюбившему нас.

В такой почти непрестанной молитве и возношении к Богу (прерываемых иногда лишь по необходимости) жили святые подвижники, и, может быть, и теперь живут очень немногочисленные Божии люди. В древности существовали так называемые монастыри неусыпающих, в которых богослужение, совершаемое сменами иноков или инокинь, ни на час не прекращалось.

Такую непрестанную молитву нам, по немощи нашей, почти невозможно в совершенстве исполнять. Нас рассеивают заботы дня. Широкий мир живет своей жизнью, беспокойной, полной земных интересов, суетливой, захватывая и нас. Житейские привязанности и необходимый труд поглощают внимание большинства. Поэтому Церковь по снисхождению к человеку установила известное и определенное время для молитвы, избрав некоторое число молитв, к исполнению которых обязан всякий христианин. Нужно отрешиться от мира и суеты дня хоть на короткое время, чтобы сосредоточить свою мысль о Боге и вознестись к Нему умом и сердцем в молитве. На языке Церкви, по словам Спасителя это называется «войти в клеть свою», что с церковнославянского переведено на русский язык словом «комната»: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф.6:6).

2) Молитвы личные и общественные

Каждому из нас необходима своя личная молитва, частная, домашняя. Такой может быть и обычно бывает молитва утренняя и молитва вечерняя: утренняя – благодарственная, хвалебная, просительная; вечерняя – покаянная и напутственная ко сну.

Но кроме личной, молитва человека жаждет молитвы общей с другими людьми, участия в общественном богослужении. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20), – сказал Господь. Он молился Своему Отцу: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Ин.17:21). Наше единство достигается прославлением Бога едиными устами и единым сердцем. «Прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя» (Пс. 34:18, 21:26), – молился ветхозаветный псалмопевец; его слова воспроизводит и христианская Церковь.

Мы, христиане, составляем единое тело Церкви, единый дом Божий. «Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы» (Евр.3:6). Вот, мир иной, отличный от мира суеты, соблазнов и земных забот. Вот мир святой, достояние Божие. Он есть Церковь Христова.

Этот иной мир, дом Божий на земле, мир молитвы, единения в Боге, мы находим в храме. Христианский православный храм есть преддверие на земле небесного храма, описанного в Откровении святым апостолом Иоанном Богословом. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», – слышим в великопостной молитве. Когда в храме приносится бескровная Жертва, тогда «Силы небесные с нами невидимо служат», и сливаются тогда в одно небесный храм с земным. А каждому из нас остается соединиться с небесно-земной Церковью в богослужении в храме всей душой, умом и сердцем.

Но чтобы этого достигать, очень важно и необходимо вникать в содержание богослужения, углубляться в него. Богослужение имеет возвышающую, таинственную великую силу. Воспринимаемое сознательно и с любовью, оно очищает сердца, укрепляет волю в добре, совершенствует, наполняет душу верой и любовью к Богу и соединяет с небом в единой хвале Божией.

3) Православное богослужение

Православным богослужением называется ряд церковных служб, совершаемых священными лицами. Во время этих служб молящиеся выражают Господу чувства своей веры, надежды и любви, и через это входят с Ним в невидимое, духовное общение, получая помощь Божию для благочестивой жизни на земле, а через Таинства – и спасительную благодать для достижения Царства Небесного. Если же таких чувств у молящихся пока не имеется, то через богослужение они призываются святой Церковью к таким чувствам и научаются переживать их в сердце. Все наше богослужение и каждая служба в отдельности состоит из чтения, пения и священных действий или обрядов.

4) Характер православного богослужения

Как известно из ветхозаветной истории, не все люди сохранили истинную веру в Бога. Напротив, после грехопадения и вавилонского столпотворения большинство людей забыло истинную веру. Потому и богослужение не у всех народов сохранило свой первоначальный, богоустановленный смысл. Например, много было людей, которые позабыли мысль, что Бог есть верховное, всеведущее, духовное Существо, и за Бога стали почитать видимые предметы (солнце, огонь, животных и т.д.). Богослужение у этих народов стало собранием внешних церемоний и обрядов без любви и сердечной веры в Невидимого Бога. Были народы, считавшие Бога злым, мстительным существом, и богослужение свое они сопровождали то истязанием себя (вспомним историю пророка Илии), то принесением в жертву животных, людей и даже детей (вспомним про жертву идолу Молоху). На христианском богослужении лежит отпечаток духа христианской веры. Господь Иисус Христос учил, что Бог есть небесный милующий Отец (Лк. 6:36), что Он есть Дух (Ин. 4:24), что Ему можно угодить одушевленными, искренними молитвами и любвеобильными делами (Мф.7:21; 15:8-9). Сообщая верующим искупительную благодать и сознание примиренности помилованного человека Богом, а потому отличаясь в своей (невидимой) сущности таинственностью и одухотворенностью, с внешней (наблюдаемой) стороны истинно-христианское, православное богослужение отличается сердечностью, возвышенностью и задушевностью. Молитвы и песнопения его очень трогательны. Они призывают молящихся к добродетели, искренней вере в Господа и любви друг к другу. Словами «Миром Господу помолимся» начинается Литургия – главная православная служба. Теми же словами – «С миром изыдем» – она и оканчивается. В этих словах, как и во всем составе нашей Литургии, отражается наша православная вера.

5) Божественное установление православного богослужения

Являясь обнаружением веры Православной Церкви, в чистоте и неизменности хранящей Откровение и благодать, дарованные Богом людям от времен сотворения наших праотцев, Адама и Евы, православное богослужение тем самым в истоках своего происхождения теряется в священной дали веков и соприкасается с первоначальным Богоустановленным богослужением. Господь, сотворив наших праотцев, Адама и Еву, «почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его» (Быт. 2:2-3) и тем положил начало священному почитанию дня седьмого. Своими благодатными явлениями Господь поддерживал в первых людях святые молитвенные чувства. Когда же Адам и Ева, после грехопадения, были изгнаны из рая, то Господь научил их принесению жертв. При посредстве жертв ветхозаветные люди верою прозревали искупительную жертву, которую надлежало принести на Голгофе для спасения людей Господу нашему Иисусу Христу. Независимо от Бога, как первые люди – Адам и Ева – так и последующие их потомки, и сами невольно побуждались к радости и благодарности к Богу. Наблюдая повсюду в природе следы всемогущества, премудрости и благости Божией, и испытывая на себе благодеяния Божии, первые люди (как и современные с чутким сердцем люди) невольно выражали чувства священной радости, восторга и благодарности словами, телесными движениями и внешними обрядами. По мере того, как росло число истинно верующих в Бога людей в Ветхом Завете и раскрывалось Божественное Откровение, развивалось и ветхозаветное богослужение – появились молитвы и обряды. После Синайского законодательства святой пророк Моисей, по повелению Божию, устроил евреям скинию, посвятил лиц для совершения богослужения, установил священные праздники и назначил сроки для принесения жертв. В Новом Завете Иисус Христос, пришедший дополнить Моисеев закон (Мф. 5:17), положил начало христианскому богослужению, установивши Таинство Святого Причащения, центральное богослужение. Апостолы, просвещая светом Христовым различные языческие народы, научали их богослужению. При этом святые апостолы приводили в дальнейший порядок установленное Спасителем богослужение.

После Апостолов сделаны еще новые дополнения в порядке содержания богослужения: составлено много молитв и целых служб и учреждено много обрядов.

6) Количество церковных служб

Церковных служб, составляющих православное богослужение, очень много. Они могут совершаться утром и вечером, в храме Божием и на дому, для многих христиан вместе и по желанию какого-нибудь отдельного человека. Так как святая Церковь желает призывать Божие благословение на всякое событие и на каждый шаг в жизни человека, то церковные службы охватывают собой всю жизнь христианина от рождения до смерти. Родится ли человек, умирает ли, вступает ли в новое жилище, или самостоятельную семейную жизнь, отправляется ли в дальний путь, начинает ли совершать какое-нибудь полезное дело, испытывает ли он радость или горе, на все в святой Церкви можно найти отклик, совет, утешение и молитвенное благословение. Поэтому на все богослужение православной Церкви можно смотреть, как на действие ее материнского попечения об освящении ею своих верующих чад.

Проверочные вопросы:

  1. Сколько раз в день должен молиться православный христианин?
  2. Почему Церковь выбрала определенные часы для общественного богослужения?
  3. Что такое монастырь неусыпающих?
  4. Что важнее в молитве – количество или качество?
  5. Почему христианину недостаточно только личной молитвы?
  6. Обязательно ли понимать тексты произносимых молитв?
  7. Что такое церковная служба?
  8. Одинаковы ли богослужения в разных религиях?
  9. Когда начало совершаться православное богослужение?