Священномученик Горазд (Павлик) Богемский и Мораво-Силезский, епископ

Житие

Священномученик Горазд (в миру Матей Павлик) родился 26 мая 1879 г. в селе Груба Врбка в Словацкой Моравии в семье благочестивых крестьян-католиков. Ещё в годы учения в гимназии, а затем на богословском факультете в Оломоуце его заинтересовало православие.

В 1900 г. он совершил поездку в Киев, желая увидеть своими глазами древние православные святыни и поклониться им.

В 1902 г. Матей Павлик принял сан католического священника. В это время он сблизился с «Реформной фракцией римо-католического духовенства» и, участвуя в её работе, стремился сблизить её с Восточной Церковью, призывал её членов к принятию православия. Позднее значительная часть фракции, в том числе и отец Матей Павлик, вышла из римо-католической Церкви и объединилась в 1920 г. в независимую Чехословацкую Церковь, которая в августе 1921 г. присоединилась к Православной Церкви.

21 сентября 1921 г. отец Матей Павлик принял монашество с именем Горазд, а 25 сентября в Белграде совершилась его епископская хиротония.

В 1922 г. епископ Горазд посетил с архипастырской миссией США, где проповедовал православие среди чехов и словаков.

Позднее в Чехословацкой Церкви произошел явный отход от православного вероучения, что побудило епископа Горазда с паствой численностью около 10 тысяч человек покинуть её в 1924 г. Вскоре он стал главой «Чешской православной общины», преобразованной впоследствии в Чешскую епархию Сербской Православной Церкви.

Епископ Горазд ограждал православие и свою паству от множества нападок, стремился не допустить в её среде сектантской замкнутости. Подвижнические труды понёс святитель по устроению церковной жизни в Чехословакии, создавая храмы, активно занимаясь просветительской деятельностью; он составил перевод православного богослужения на чешский язык разработал и ввёл в церковную практику оригинальное обиходное пение.

Всем человеческим усилиям он предпочитал молитвенную помощь, но в то же время после оккупации Чехословакии немецкими войсками в 1938 г. призывал сограждан к борьбе за свободу.

18 июня 1942 г. в Праге эсэсовцами был окружен и взят штурмом собор во имя святых Кирилла и Мефодия, где скрывались подпольщики, смертельно ранившие и. о. имперского протектора Богемии и Моравии Р.Гейдриха. Вскоре был арестован епископ Горазд. Он до последнего дня стремился взять всю ответственность на себя, надеясь таким образом сохранить свободу для Православной Церкви.

4 сентября 1942 г. епископу Горазду, настоятелю и старосте собора, был вынесен смертный приговор, в тот же день приведённый в исполнение. Богослужения и любая деятельность Православной Церкви на территории Чехословакии были запрещены, почти все священнослужители были отправлены в концлагеря или на работу в Германию, церковное имущество конфисковано, за верующими был установлен надзор. Только после окончания Второй мировой войны Православная Церковь снова получила возможность совершать свою спасительную миссию в Чехословакии.

Владыка Горазд явил собой пример жертвенной преданности православной вере и своему земному отечеству, засвидетельствовав эту преданность мученическим венцом. Он был причислен к лику святых Сербской Православной Церковью 17 мая 1961 глда, а 6 сентября 1987 года его прославление совершила Автокефальная Православная Церковь в Чехословакии.

Новомученик стал первым святым, канонизированным этой Церковью. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 марта 1988 г. священномученик Горазд, епископ Богемский и Мораво-Силезский, был внесён в месяцеслов Русской Православной Церкви.

 

Цитаты из «1168 вопросов и ответов о Православной вере»:

777. Почему вера, надежда и любовь называются Божьими добродетелями?

Вера, надежда и любовь называются Божьими добродетелями потому, что они направляют нашу душу к Богу и являются основанием для всех остальных добродетелей.

778. Что есть Божеская добродетель веры?

Божеская добродетель веры есть твердое убеждение, что существует Бог и все мы должны соблюдать Его святой закон.

779. Что есть Божеская добродетель надежды?

Божеская добродетель надежды есть упование на Бога и уверенность, что Бог по Своему бесконечному милосердию неустанно о нас заботится и печется о нашем спасении.

780. Что такое Божеская добродетель любви?

Божеская добродетель любви есть сила внутри нас, которая нас притягивает к Богу, чтобы мы Его больше всего любили и были готовы пожертвовать за Него всем.

Пояснение:

Апостол Павел говорит: «Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор.13:13).

781. Какие добродетели благонравные?

Благонравные добродетели суть:

1) покорность перед Богом и скромность перед людьми;

2) щедрость;

3) чистота душевная и телесная;

4) доброжелательный образ мыслей о своих ближних;

5) воздержание;

6) смирение;

7) усердие в работе и молитве.

840. Какой смысл поста?

Смысл поста следующий:

1) чтобы побороть все наши телесные слабости и научиться воздержанию;

2) чтобы самих себя наказать за свои грехи с целью покаяния;

3) чтобы духовно сосредоточиться в молитве и подготовиться к принятию Св. Таин и к прославлению великих праздников.

Пояснения

1. Если в наше время люди почти не постятся, это означает большой упадок веры. Христос строго постился, прежде чем начал Свое искупительное служение; сделал же Он это потому, чтобы показать нам пример, так как пост не имел для Него такого значения, как для нас. Постились также апостолы и первые христиане (Деян.13:3). Христос настаивал на необходимости молитвы и поста и пояснил, что много великих и необыкновенных дел можно совершить только молитвой и постом (Мф.17:21). Истинные христиане, следуя примеру Христа, с любовью и добросовестно во все времена сохраняли и сохраняют посты. Так, Ян Амос Коменский в своем Символе веры придавал большое значение постам. Возобновление постов не только желательно, но и необходимо, и если это совершится, то это будет означать, что вера в сердцах людей воскресает. Присоединитесь к тем, кто посты соблюдает. Пост является могучим средством христианской дисциплины для укрепления силы воли, для победы над своими привычками и для духовного усовершенствования.

2. Посты полезны для здоровья. Доктора часто предписывают воздерживаться от некоторых яств. В Православной Церкви постная еда состоит, главным образом, из хлеба, из мучной еды, из овощей и фруктов. Известно, что овощи и фрукты содержат в себе много витаминов, так что тело, лишенное приятной и питательной мясной еды, не страдает от этого.

3. Во время поста необходимо также преодолевать свои скверные привычки, страсти, гнев, ненависть, неприязнь, а также воздерживаться от увеселений, в особенности от танцев, и не устраивать никаких свадебных торжеств.

4. Духовное установление может по важным причинам, касающимся здоровья, пост отдельным лицам сократить или совсем этих лиц от поста освободить.

5. Некоторые христиане накануне Крещения и в страстную пятницу совсем не принимают пищи, в особенности этот благочестивый обычай был распространен в первые времена христианства.

6. Некоторые люди смеются над постами и говорят, что Церковь запрещает определенную пищу, считая ее нечистой. Это не правда. Церковь никакую еду не считает нечистой. Мы воздерживаемся от некоторой еды не потому, что она нечиста, а чтобы следовать Господу Иисусу Христу и по мотивам, указанным в вопросе 840.

7. Рыба с первых времен христианских считается постной пищей, однако в православных монастырях рыбу разрешено есть только иногда, в некоторые особые дни.

Тропарь,

глас 4

Возбранный воеводо православных и Моравской церкви учителю, богомудрый пастырей первоначальниче, святый отче наш Горазде, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак (перевод с чешского языка)

Отразивши еретичествующих полки, устоял если в правде, яко крепкий адамант, твоему же родному народу указал еси путь спасения - Православие. Благочестно поживши, учителю Евангелия, архипастырю и пастырю, принял еси мученический венец от Христа Спасителя. Мучениче, святителю, отче наш Горазде, моли о всех нас в Царствии Божием.

Молитва священномученику Горазду (Павлику) (перевод с чешского языка)

О, священная главо, предивный архипастырю и Христов мучениче, отче Горазде, к тебе прибегаем, грешнии, и просим тя, яко отца, чада своя любящаго: насади в сердца наша любовь к Богу и людем, какую ты явил еси, положивши живот твой за други твоя. Научи нас тебе следовати, Бога и ближних любити, заповеди Божиим творити, во еже нам истинно чадами Божиими быти. Призри милостиво на всякую душу христианскую, милости и помощи Божией требующую. Буди немощей наших врач, в печалех утешитель, от всех бед и нужд свободитель, да твоими святыми молитвами сподобимся и мы, грешнии, спасение вечное улучити и Царствие Небесное наследовати. Святый отче Горазде, верный слуго Христов и мучениче, не отвращай лица твоего от прошений и упований наших, помози нам милостиво и днесь и защити нас, да и мы прославим и благословим человеколюбие Божие, дивно чрез святых Его деемое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

День памяти: 4 сентября.