32. Чтение и разбор текстов из Нового Завета

Цель занятия – развитие навыков чтения и понимания церковнославянских текстов из Священного Писания Нового Завета.

Задачи:

  1. Прочитать и разобрать предложенные отрывки из Евангелий.
  2. Прочитать и разобрать отрывки из Первого послания апостола Павла к коринфянам.
  3. Познакомить слушателей с некоторыми толкованиями святых отцов на рассматриваемые события.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями вспомнить из курса Нового Завета события от Тайной вечери до Воскресения Христова.
  2. Прочитать, разобрать предложенные тексты, привести толкования святых отцов.
  3. Обсудить, перевод каких слов вызвал затруднения, и задать домашнее задание – найти их значение с словаре.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/9 (дата обращения: 15.05.2017).
  2. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие по Матфею. [Электронный ресурс]. – URL:https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/26 (дата обращения: 15.05.2017).
  3. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Луки. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-luki/22 (дата обращения: 15.05.2017). // Он же. Толкование на Евангелие от Марка. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-marka/14 (дата обращения: 15.05.2017). // Он же. Толкование на Евангелие от Иоанна. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/19 (дата обращения: 15.05.2017).
  4. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/83 (дата обращения: 15.05.2017). // Он же. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-na-evangelie-ot-ioanna/75 (дата обращения: 15.05.2017).
  5. Исидор Пелусиот, прп. Письма. (См.: кн. 3, п. 98). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusiot/pisma-kniga-3/#0_98 (дата обращения: 15.05.2017).
  6. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне. (См.: Собеседование 1, Глава 6). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_desyati/1_6 (дата обращения: 15.05.2017).

Основная учебная литература:

  1. Плетнева А. А., Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви Москва, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Дьяченко Г., прот. Полный церковнославянский словарь. – М.: БММ, 2013. – 1120 с.
  2. Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008.

Ключевые понятия:

  • Новый Завет;
  • Тайная вечеря;
  • Гефсиманский сад;
  • Предательство Иуды;
  • Синедрион;
  • Суд у Пилата;
  • Крестные страдания и смерть Христа;
  • Погребение Христа;
  • Воскресение Христово;
  • Апостольские послания.

Содержание занятия (открыть)

Приложения:

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Иллюстрации:

Великий Четверг. Тайная Вечеря. Икона монастыря Ватопед, АфонАпостолы в Гефсиманском саду. Фреска. Ц-вь Богоматери ПеривлептыВеликая Пятница. Поцелуй Иуды. Византийская книжная миниатюра

«Суд Пилата» (икона московской школы, XV век)Христос перед Пилатом. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, ИталияРаспятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония. XII-XIII в.Снятие со Креста. Армянская книжная миниатюра XIII в.

Оплакивание Христа. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. 1140-е гг.Воскресение Христово. Миниатюра рукописи из афонского монастыря Ивирон. XIII век.Апостол Павел. Миниатюра, 1125-1150 годы. Византия

 

 

 
 

Великий Четверг. Тайная Вечеря. Икона монастыря Ватопед, Афон1. Тайная вечеря

2. Гефсиманский сад

3. Поцелуй Иуды

4. Суд синедриона

5. Суд Пилата

6. Крестные страдания и смерть

7. Погребение Иисуса Христа

8. Воскресение

9. Первое послание к коринфянам святого апостола Павла

Общие сведения о Священном Писании Нового Завета приводились ранее – см. тему «1. Введение в изучение Нового Завета» в курсе Нового Завета.

На русский язык Новый Завет был переведен с греческого, и русский текст Нового Завета ближе церковнославянскому, чем русский текст Ветхого Завета, который переведен с древнееврейского. Поэтому в трудных случаях можно обращаться к русскому переводу.

В данной теме рассматриваются фрагменты Евангелий, которые охватывают промежуток времени от Тайной вечери до Воскресения Христова. Повествование скомпоновано из текстов четырех евангелистов.

1. Тайная вечеря

Основные события Тайной вечери это:

– Умовение ног Иисусом Христом Своим ученикам. «С корнем вырывает Спаситель из наших душ гордость, как постыднейший из пороков и достойный величайшего отвращения у всех, – говорит свт. Кирилл Александрийский. – Ведь этот свирепый зверь гордости обыкновенно всегда почти нападает на тех, которые имеют что-либо достославное. Но что же славнее святых Апостолов? Или что может быть достопочтеннее дружбы с Богом?». Христос Сам показывает ученикам образец смиренномудрия, беря на себя функцию раба. «Итак, – подытоживает святитель, – имея отсюда превосходнейший пример благоговения и достославнейший образ любви друг к другу, будем смиренномудры, возлюбленные, и станем думать, что братья обладают большими сравнительно с нами преимуществами, хотя бы мы и были добры. Это мыслить и желать убеждает нас великий этот образец».

– Господь объявляет о Своем предателе. «Нет ничего несчастнее души, закосневшей в упорстве, – говорит блж. Феофилакт об Иуде. – Ибо смотри, что говорит Господь: “вот рука предающего Меня со Мною за столом”, а безумный не очувствовался. Господь говорит это не только для того, чтобы показать, что Он знает имеющее случиться, но и для того, чтобы явить нам Свою благость и злобу предателя, по которой сей не устыдился быть на Его вечери, а потом не оставил исполнения и своего намерения. Господь также дает нам этим образец, чтобы мы до конца старались о пользе падающих».

– Установление Таинства Евхаристии; Блж. Иероним Стридонский пишет об этом так: «После того, как совершена была Пасха, имеющая значение прообраза, и после вкушения вместе с апостолами плоти агнца, Он взял хлеб, – который укрепляет сердце человека, – и совершает переход к истинному священнодействию Пасхи, чтобы подать истинное Свое тело и Свою кровь». «Кажется, Лука упоминает о двух чашах, – говорит блж. Феофилакт. – Об одной говорит: “приимите ее и разделите между собою” (Лк. 22:17), которую иной может назвать образом Ветхого Завета, а о другой говорит после преломления и раздаяния хлеба. Господь Сам разделяет ее между учениками, называет ее новозаветной и говорит, что она обновляется в Его Крови. Ибо, когда был дан Ветхий Закон, то печатью употреблена была кровь неразумных животных (Исх. 24:5-8); а ныне, когда Бог Слово стал Человеком, Новый Завет для нас запечатлевается Его Кровью. Словами: “которое за вас предается” и ”которая за вас проливается” не то показывает, что Тело Его предано и Кровь Его пролита за одних только апостолов, но за весь род человеческий. Итак, когда говорит, что ”за вас” предается, ты понимай: за ваш род человеческий. Древняя пасха совершалась во избавление от рабства египетского, и кровь агнца проливалась за сохранение первенцев: а новая пасха – во оставление грехов и в сохранение помыслов, назначенных и посвященных Богу. Прежде преподается хлеб, а потом – чаша. Ибо прежде бывает деятельность трудная и неудобосовершимая. Добродетели предшествует пот, подобно как и хлеб не только возделывается в поте лица, но и во время употребления требует трудов (Быт. 3:19). Потом уже, после трудов, бывает радование от благодати Божией, что означается чашей. Ибо кто потрудится в неудобосовершимой добродетели, тот впоследствии удостаивается дарований и испытывает доброе опьянение, отрешаясь от мира сего».

– Господь возвещает ученикам заповедь о любви. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, якоже Аз возлюбих вы, да и вы любите друг друга» (Ин. 13,34). В чем заключается новизна этой заповеди исследует свт. Кирилл, ведь и в Ветхом Завете была дана заповедь о любви к Богу и к ближнему. Ответ на этот вопрос святитель ищет в том образе любви, который явил нам Спаситель и которому призывает нас подражать: «Закон повелел любить брата, как себя самого. А Господь наш Иисус Христос возлюбил нас больше Себя Самого. Ведь будучи в образе и равенстве с Богом и Отцом, Он не снисшел бы к нашей ничтожности, не подвергся бы столь тяжкой смерти плотской за нас, не перенес бы заушений иудейских, позора, осмеяния и всего прочего, чтобы перечислением по частям всего с Ним бывшего не растягивать речи в бесконечность, – и не обнищал бы, будучи богат, если бы не возлюбил нас гораздо более Себя Самого. Действительно, это странная (новая) мера любви. Такое и нам повелевает иметь расположение, чтобы совершенно ничего не ставить выше любви к братьям, ни славу, ни богатство, – без всяких колебаний даже дойти, если потребуется, до самой смерти плотской, дабы приобрести спасение ближнего. Это и совершили блаженные ученики Спасителя нашего и последовавшие по их следам, признавшие спасение других выше собственной жизни, испытавшие всякий труд, находившиеся в крайних бедствиях, дабы спасти души погибавших… Итак, Спаситель повелел нам осуществлять вышезаконную любовь, как корень совершеннейшего благочестия к Богу, так как Он знал, что иначе мы не получим одобрения у Бога и что только достигая красоты врожденной Им в нас любви мы будем пребывать в великих и совершенных благах».

Апостолы в Гефсиманском саду. Фреска. Ц-вь Богоматери Перивлепты

– Предсказание Христа, что ученики соблазнятся о Нём в эту ночь. При этом Христос упоминает пророчества Захарии (Зах. 13:7), не желая, как считает блж. Феофилакт «чтоб они не сочли сего явной укоризной».

– Обетование о Святом Духе. О сошествии Святого Духа свт. Иоанн Златоуст говорит: «Когда Он очистил их жертвою, тогда и снизошел Дух Святой. А почему Он не пришел в то время, года (Христос) был с ними? Потому что не была еще принесена жертва. Когда уже и грех был истреблен, и апостолы, получив повеление идти на опасности, готовились к борьбе, тогда надлежало придти Тому, кто укрепляет на подвиги. Для чего же Дух приходит не тотчас по воскресении? Для того, чтобы апостолы сильнее возжелали Его и приняли с большею любовью. Доколе был с ними Христос, они не были в скорби; когда же Он отошел, они, лишившись Его, находились в великом страхе и, естественно, должны были принять Духа Святого с великим усердием. ”Да пребудет с вами”. Это значит, что и по смерти не отойдет. А чтобы они, услышав об Утешителе, не предположили другого нового воплощения и не надеялись увидеть Его очами, – Христос, отклоняя их от этого, говорить: ”Которого мир не может принять, потому что не видит Его”. Он не так будет с вами, как Я. Но будет обитать в самых душах ваших; это и значит: ”в вас будет”. А называя Его Духом истины, Он тем указывает на образы, бывшие в ветхом завете. ”Да пребудет с вами”. Что значит: “да пребудет с вами”? То же, что Он о Себе говорит: ”Я с вами” (Мф.28:20). Сверх того, Он намекает и на нечто другое, именно: не претерпит того, что Я претерпел, и не отойдет. ”Которого мир не может принять, потому что не видит Его”. А разве другой кто, скажи мне, может видеть Его? Нет; Он говорит здесь о познании, почему и присовокупляет: ”и не знает Его”. Он обыкновенно зрением называет и точное познание. Так как зрение яснее других чувств, то им всегда и означает точное познание. А под миром Он разумеет здесь злых людей. Таким образом Он утешает учеников тем, что даст им особенный дар. Смотри, как Он превознес этот дар: сказал, что есть иной, такой же, как Я; сказал: Он не оставит вас; сказал: к вам одним придет, так же, как и Я; сказал: “в вас будет”».

Текст - см. Приложение 1.

Великая Пятница. Поцелуй Иуды. Византийская книжная миниатюра

2. Гефсиманский сад

«Христос всегда имел обычай молиться наедине, – говорит блж. Феофилакт, – подавая и нам пример, чтобы мы для молитвы искали уединения. Он берет с Собою только тех троих учеников, кои были очевидцами славы Его на Фаворе, дабы они, видев славное Его состояние, видели и состояние скорбное, и таким образом дознали, что Он есть Истинный Человек и скорбит, и тоскует подобно нам. Ибо как Он восприял всего человека с его естественными свойствами, то скорбит и тужит, без сомнения, по естеству человеческому; ибо мы, люди, по природе отвращаемся от смерти. Таким образом, когда Он говорит: “пронеси чашу сию мимо Меня”, Он обнаруживает в Себе человеческое свойство; а за этим добавил: ”но не чего Я хочу, а чего Ты” , – Он научает нас, несмотря на требования природы, просить того, что угодно Богу».

Текст - см. Приложение 2.

3. Поцелуй Иуды

«Суд Пилата» (икона московской школы, XV век)

«О, какое злодеяние взял на душу свою Иуда! – восклицает свт. Иоанн Златоуст, – Какими глазами он смотрел тогда на Учителя? Какими устами лобызал Его? О, преступная душа! Что он умыслил, на что отважился? Какое дал знамение предательства? «Кого я поцелую», сказал он; он надеялся на кротость Учителя; а между тем более всего и должно было посрамить его и лишить всякого извинения то, что он предал столь кроткого Учителя. Но для чего же, ты скажешь, он дал знак? Для того, что Иисус часто, когда Его брали, удалялся от них невидимо. И в этом случае могло быть то же самое, если бы Он сам не восхотел предаться. Желая вразумить Иуду, Он ослепил пришедших взять Его и сам спросил их: “Кого ищете” (Ин. 18:4)? Но они не узнали Его, хотя были с факелами и светильниками и имели с собою Иуду. Потом, когда отвечали: ”Иисуса”, тогда Он сказал им: ”Это Я”, его же ищете; и, обращаясь к Иуде, говорит ему: ”Друг, для чего ты пришел” (Мф. 26:50)? Таким образом позволил взять Себя тогда уже, когда показал Свое могущество. А евангелист Иоанн повествует, что и в этот самый час Христос старался вразумить Иуду, говоря: «Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого» (Лк. 22:48)? Не стыдно ли тебе предавать таким образом? Впрочем, так как Он ему не воспрещал и этого, то и допустил лобзание, и сам Себя добровольно предал. И враги возложили на Него руки и взяли в ту самую ночь, в которую совершали пасху… Впрочем, они ничего бы не могли сделать, если бы Он сам не попустил этого. Но это не освобождает Иуду от ужасного наказания, а подвергает его гораздо большему осуждению, потому что он, видя столь великое доказательство и могущества, и снисхождения, и смирения, и кротости своего Учителя, оказался лютее всякого зверя. Итак, зная это, будем избегать любостяжания. Оно именно тогда довело Иуду до неистовства; оно научает крайней жестокости и бесчеловечию тех, которыми обладает».

Текст - см. Приложение 3.

4. Суд синедриона

Цель суда первосвященников четко определяет блж. Феофилакт Болгарский: «Люди, сами достойные осуждения, составляют вид судилища, чтобы показать, будто умертвили Его (Христа) по суду». «Где справедливость суда, – спрашивает блж. Феофилакт, – когда приводятся свидетели, не могущие сказать ничего справедливого, а только одно буйство и нелепости? Да и те самые, кои думали сказать нечто дельное, сказали ложь. Ибо Господь не говорил: Я разрушу храм, но – “разрушите”, не сказал притом – храм рукотворенный, а просто “храм”. Архиерей, восстав, вопрошал Иисуса в намерении побудить Его к ответу, а ответ обратить в обвинение. Но Христос молчал, зная, что не будут внимать словам Его».

Христос перед Пилатом. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия

Во время суда у первосвященника Анны один из служителей ударил Христа по щеке, на что Спаситель с большим смирением ответил: «если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18,23). Многие святые отцы обращают свое внимание на это место Священного Писания. Приведем слова прп. Исидора Пелусиота (из его письма к Даниилу): «Можно, чудный, когда другие оскорбляют, не оскорбляться, и когда обижают, не обижаться. Если же кажется тебе это загадкою, то постараюсь немедленно ее решить. Любомудрый и кроткий, перенося оскорбления и обиды от врагов, когда оскорбляют, не оскорбляется, и когда обижают, не обижается. А если надлежит говорить правду, то обиженными и оскорбленными бывают сами обидчики и оскорбители: их и люди осуждают, о них и отзываются худо. А тот, кто выше оскорбления и обиды, и здесь будет увенчан от всех похвалами как препобедивший не только врага, но и раздражительность, и там приимет от Бога самые великие награды. Если же скажешь: много нужно пота и труда, чтобы оскорбляемому это перенести, - не буду этого отрицать, но скажу, что наибольшими трудами порождаются венцы. А если угодно тебе угасить воспламенение души удобоприменимым примером, то приведи себе на мысль, что, когда скверная рука заушала священное лицо Господа, тогда изрек Он слова, которые лучше и выше всякого любомудрия: аще зле глаголах, свидетельствуй о зле; аще же добре, что Мя биеши? И сим изречением не переставай врачевать душу».

Текст - см. Приложение 4.

5. Суд Пилата

Распятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония. XII-XIII в.

Приведем толкование блж. Иеронима: «Так как Пилат ничего другого не спрашивает о преступлении, кроме того, что Царь ли Он иудейский, то иудеи обличаются в нечестии, потому что действительно не могли ничего ложного придумать, чтобы упрекнуть Спасителя… Пилат много дал поводов к освобождению Иисуса. Во-первых, он сопоставил разбойника с праведником. Во-вторых, он спросил: “Что же я сделаю с Иисусом?”, т. е. с Тем, Который есть Царь ваш. И когда они отвечали: ”Пусть будет распят”, он не тотчас успокаивается, но, по внушению жены, которая убеждала его: [Пусть не будет] ”ничего между тобою и Тем Праведником”, он, в свою очередь, спрашивает: ”Какое же Он сделал зло?”. Говоря так, Пилат освободил Иисуса. Но они еще больше кричали: ”Да будет распят”… Пилат взял воду… в омовении рук его очищаются дела язычников, а нечестию иудеев, вопиявших: ”Распни Его”, он делает нас, язычников, чуждыми… Судья, вынуждаемый произнести приговор против Христа, не осуждает Отданного в его руки, но обличает тех, которые привели Его, тем, что объявляет праведником Того, Который должен подвергнуться распятию. ”Смотрите вы”, говорит он. Я слуга закона: ваш приговор проливает кровь. И до настоящих дней продолжается это заклятие над иудеями, и кровь Господа не снимается с них… Варавва, производивший возмущение в народе и бывший виновником убийств был отпущен народу иудейскому; это – дьявол, который и доныне царствует между ними, а потому они и не могут иметь мира. Иисус же, преданный иудеями, освобождается женой Пилата, и сам правитель называет Его праведником. Ученый читатель, может быть, спросит: Как согласить между собой то, что Пилат умыл руки свои и сказал: “Невиновен Я в крови Праведника Сего”, а потом передал Иисуса, подвернув Его бичеванию, на распятие? Но для этого необходимо знать, что он исполнял римские законы, которыми было определено, чтобы осужденный на распятие сначала был подвергнут бичеванию».

Текст - см. Приложение 5.

Снятие со Креста. Армянская книжная миниатюра XIII в.

6. Крестные страдания и смерть

Страдания и смерть Христа на Кресте были полностью добровольными. «Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду» (Ин. 19,28), то есть, говорит блж. Феофилакт Болгарский, «что не остается ничего неисполненного в плане домостроительства Божия. Так свободна была смерть Его. Ибо кончина для тела Его наступила не прежде, как Сам Он восхотел, и Он восхотел после того, как все исполнил. Посему-то и говорил: ”Власть имею положить душу Мою” (Ин. 10:18)».

Текст - см. Приложение 6.

7. Погребение Иисуса Христа

Оплакивание Христа. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. 1140-е гг.

Свт. Кирилл Александрийский отмечает, что не случайно о погребении Христа евангелист повествует достаточно подробно: «Говорит не просто только о том, что был погребен или что сад “был вблизи” креста и в нем – ”новый гроб”, но указывает и на то, что ”был положен”, не оставляя без сообщения ни малейшей частности. И это потому, что исповедание и знание смерти Христа есть подлинно самое необходимое в признании и утверждении тайны (веры христианской). Таким образом, необходимейшее и об этом делает нам писатель книги сообщение. Ведь действительно подобало веровать, что и умер и погребен, ибо после этого уже должна была явиться истинная вера в то, что и, разорвав узы смерти, восшел, как Бог в собственную жизнь. В самом деле, невозможно было, чтобы смерть овладела Им (Деян. 2:24). Будучи Жизнью по природе, мог ли Он подвергнуться тлению. Тот, ”в ком живем и движемся и существуем” (Деян. 17:28), разве бы мог подлежать законам нашей природы, а не, напротив, как Бог легко оживотворил то, что не имеет жизни?».

Текст - см. Приложение 7.

Воскресение Христово. Миниатюра рукописи из афонского монастыря Ивирон. XIII век.

8. Воскресение

Христово Воскресение сопровождалось чудесными явлениями: «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем» (Мф. 28,2). «Господь наш есть один и тот же Сын Божий и Сын Человеческий, и соответственно той и другой природе, — божеству и плоти, дает доказательства, то смирения, то величия Своего, – говорит блж. Иероним Стридонский. – Поэтому и в настоящем месте, – хотя Он и человек, который был распят, погребен, заключен в гробе, к которому был привален камень, однако происходящее снаружи показывает, что Он – Сын Божий: скрывающееся солнце, наступившая тьма, потрясшаяся земля, разорвавшаяся завеса, распавшиеся скалы, воскресение мертвых, явления ангелов, – все это от Рождества Его показывает, что Он – Бог. К Деве Марии является Гавриил; с Иосифом беседует ангел; он же благовест-вует пастырям; затем слышится лик поющих ангелов: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:14). Он подвергается искушению в пустыне, и непосредственно после победы Ему служат ангелы. И теперь тоже ангел является стражем Его гроба и сияющей одеждой показывает славу Торжествующего. Также и при вознесении Господа на небо являются на Масличной горе два ангела, обещающие апостолам второе пришествие Спасителя (Деян. 1:10)».

Текст - см. Приложение 8.

9. Первое послание к коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Миниатюра, 1125-1150 годы. Византия

В приведенном отрывке (1Кор. 13,1-3) Апостол раскрывает важность такой добродетели как любовь. Без нее, говорит св. Павел, все – ничто. Прп. Иоанн Кассиан развивает его мысль следующим образом: «Этим ясно доказывается, что совершенство не приходит тотчас с нищетою, расточением всех богатств или с отвержением достоинств, а состоит в любви, свойства которой апостол описывает, и которая состоит только в чистоте сердца (1 Кор 13:4-6). Ибо что иное значит: не завидовать, не превозноситься, не бесчинствовать, не искать своего, не раздражаться, не мыслить зла, не радоваться неправде и прочее, как и то, чтобы всегда приносить Богу сердце совершенное, чистое и охранять его от всех возмущений?».

Текст - см. Приложение 9.

Приложения:

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/9 (дата обращения: 15.05.2017).
  2. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Евангелие по Матфею. [Электронный ресурс]. – URL:https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/26 (дата обращения: 15.05.2017).
  3. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Луки. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-luki/22 (дата обращения: 15.05.2017). // Он же. Толкование на Евангелие от Марка. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-marka/14 (дата обращения: 15.05.2017). // Он же. Толкование на Евангелие от Иоанна. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/19 (дата обращения: 15.05.2017).
  4. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/83 (дата обращения: 15.05.2017). // Он же. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-na-evangelie-ot-ioanna/75 (дата обращения: 15.05.2017).
  5. Исидор Пелусиот, прп. Письма. (См.: кн. 3, п. 98). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusiot/pisma-kniga-3/#0_98 (дата обращения: 15.05.2017).
  6. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне. (См.: Собеседование 1, Глава 6). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_desyati/1_6 (дата обращения: 15.05.2017).

Основная учебная литература:

  1. Плетнева А. А., Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви Москва, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Дьяченко Г., прот. Полный церковнославянский словарь. – М.: БММ, 2013. – 1120 с.
  2. Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008.