31. Чтение и разбор текстов из Ветхого Завета

Цель занятия – развитие навыков чтения и понимания церковнославянских текстов из Священного Писания Ветхого Завета.

Задачи:

  1. Прочитать и разобрать отрывок текста из Книги Исход.
  2. Прочитать и разобрать отрывок из Книги пророка Ионы.
  3. Прочитать и разобрать отрывок из Псалтири.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями вспомнить из курса Ветхого Завета, что прообразует собой исход евреев из Египта и трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита.
  2. Прочитать и разобрать предложенные тексты.
  3. Обсудить, перевод каких слов вызвал затруднения, и задать домашнее задание – найти их значение с словаре.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. (См.: Беседа 43). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/43 (дата обращения: 11.05.2017).
  2. Аврелий Августин, блж. Проповеди и поучения. (См.: Беседа 23). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/propovedi-i-pouchenija/23 (дата обращения: 11.05.2017).
  3. Василий Великий, свт. Беседы на псалмы. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/besedy_na_psalmy/ (дата обращения: 11.05.2017).
  4. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Книгу пророка Ионы. (См.: гл. 2). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-knigu-proroka-iony/#1_3 (дата обращения: 11.05.2017).

Основная учебная литература:

  1. Плетнева А. А., Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви Москва, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Дьяченко Г., прот. Полный церковнославянский словарь. – М.: БММ, 2013. – 1120 с.
  2. Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008.

Ключевые понятия:

  • Ветхий Завет;
  • Исход;
  • Пророк Иона;
  • Псалтирь.

Содержание занятия (открыть)

Приложения:

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Иллюстрации:

Переход израильтян и пророка Моисея через Красное море. Потопление армии фараона в море. Миниатюра из Псалтири, XIV-XV вв. Великая Лавра, Афон, ГрецияИона. Миниатюра из Минология Василия II. XI век. Ватиканская библиотека. РимДавид пишет Псалтырь. Миниатюра конец XIII века. Симоновская псалтирь (Хлудовская славянская псалтирь)

Видеоматериалы:

 

Переход израильтян и пророка Моисея через Красное море. Потопление армии фараона в море. Миниатюра из Псалтири, XIV-XV вв. Великая Лавра, Афон, Греция1. Книга Исход (Исх. 12,31 – 15,13)

2. Книга пророка Ионы (Ион. 1,1 – 2,11)

3. Псалтирь

Общие сведения о Священном Писании Ветхого Завета приводились ранее – см. тему «Введение: основные сведения о Библии и способах ее толкования» в курсе Ветхого Завета. Здесь подчеркнем, что русский и церковнославянский тексты могут сильно отличаться, поскольку перевод Ветхого Завета на русский язык сделан с древнееврейского языка, а на церковнославянский – с древнегреческого.

В данном занятии приводятся некоторые фрагменты Ветхого Завета, которые так или иначе связаны с Пасхой. В христианской традиции книги Ветхого Завета воспринимаются через призму Нового, т. е. обращается внимание на те пророчества и указания, об исполнении которых рассказывается в Новом Завете.

1. Книга Исход (Исх. 12,31 – 15,13)

В Книге Исход рассказывается об освобождении евреев из египетского плена (это произошло примерно в 1230 г. до н. э.), их странствованиях в пустыне и установлении союза между Богом и еврейским народом. В приведенных фрагментах книги речь идет об уходе из Египта и установлении праздника Пасхи (евр. phesach — переход, перемена места). Христианская традиция рассматривает спасение от рабства как прообраз искупления. Переход через море толкуется как прообраз Крещения, поэтому в раннехристианские времена Таинство Крещения приурочивалось к празднованию Пасхи. Песнь Моисея «Пои1мъ гдcеви...» (Исх. 15,1-19) положена в основу многих церковных песнопений. Блж. Августин, приводя прообразовательное толкование событий исхода апостолом Павлом (1Кор. 10:1-11), говорит: «пусть никто из верующих не сомневается, что переход народа еврейского чрез Чермное море служил образом нашего крещения. Будучи освобождены в крещении Господом нашим Иисусом Христом, образом Коего служил Моисей, от власти диавола и ангелов его, угнетавших нас, оскверненных нечистотою плоти, как некогда фараон и египтяне угнетали евреев деланием кирпичей, станем поэтому и мы петь Господу».

Прочитайте отрывок из Книги Исход – см. Приложение 1.

2. Книга пророка Ионы (Ион. 1,1 – 2,11)

Иона. Миниатюра из Минология Василия II. XI век. Ватиканская библиотека. РимСпасение Ионы из чрева кита символизирует власть Бога над жизнью и смертью. Свт. Кирилл Александрийский говорит об этом следующим образом: «Бог повелевает киту мановением воли Своей; ибо сто́ит только Ему восхотеть, чтоб совершилось что-нибудь – и это становится законом, приходит в исполнение и получает силу закона. Мы этим не говорим того, что Бог всяческих дал повеление киту так же, как Он повелевает и нам самим и святым Ангелам, как бы внушая уму то, что должно делать, и сообщая сердцам знание того, чего Он желает; ибо утверждать, что Бог всяческих с людьми обращается точно так же, как и с чудовищами, совершенно глупо и недалеко от безумия. Но, конечно, можно сказать, что вообще повеление бессловесным ли животным, или стихиям, или какой-либо части творения бывает для них, говорю, законом, и угодное Ему повелением; так как все повинуется Его мановениям, хотя образ повиновения для нас совершенно непостижим, для Него же вполне известен. Итак (Иона) проглатывается китом без всякого повреждения и был в нем три дня и три ночи. Может быть это покажется кому-либо делом противоестественным и не соответствующим требованиям разума. И прежде других не поверят этому те, которые не знают по естеству и истинного Бога, но преданы обольщениям демонов. Скажут: каким образом он мог остаться жив, находясь в ките? каким образом при поглощении он не потерпел вреда? или как выдержал свойственный чреву жар? как окруженный толикой влагой, находящейся, говорю, во чреве кита, мог он жить? в особенности же, каким образом он не был уничтожен, варимый одинаково с пищей?.. Отвечаем, что это событие по справедливости до́лжно считать истинно чудесным, превышающим понимание и выходящим из пределов обычных явлений. Но если сказано, что Бог совершил его, то кто же не поверит этому? Ведь Божество всесильно и легко преобразует природу предметов во что Ему угодно и ничто не может оказать противодействие Его неизреченным мановениям. Так то, что по своей природе подлежит тлению, вследствие Его хотения может оказаться недоступным тлению; а твердое, несокрушимое и недоступное законам тления может весьма легко подвергнуться разрушению; ибо природою у существ, по моему мнению, бывает то, что угодно Творцу».

Первые христиане часто изображали Иону на стенах катакомб, видя в нем прообраз смерти и воскресения Христа, Который говорил: ћкоже бо бЁ їHна во чрeвэ ки1товэ три2 дни6 и3 три2 н0щы, тaкw бyдетъ и3 сн7ъ чlвёческій въ сeрдцы земли2 три2 дни6 и3 три2 н0щы (Мф. 12, 40). «Разве пребывание Ионы в чреве кита было одна мечта? – спрашивает свт. Иоанн Златоуст, – Нет, ты не можешь этого сказать. А, следовательно, и пребывание Христа в сердце земли не могло быть мечтой. Не может быть, чтобы прообразование совершилось истинно, а сама истина осталась мечтой. Потому мы во всем и возвещаем смерть Христову: и в святых тайнах, и в крещении, и во всех других священных действиях».

Прочитайте отрывок из Книги пророка Ионы – см. Приложение 2.

3. Псалтирь

Давид пишет Псалтырь. Миниатюра конец XIII века. Симоновская псалтирь (Хлудовская славянская псалтирь)Название этой книги заимствовано из греческой Библии (ψaλτήριον — струнный музыкальный инструмент, под звуки которого в ветхозаветные времена исполнялись многие богослужебные песнопения). По-еврейски эта книга называется «Сефар техилим», т. е. «Книги хвалений».

Начало использования псалмов в христианском богослужении относится к временам апостолов, о чем свидетельствуют апостольские послания (1Кор. 14,26; Еф. 5,19; Кол. 3,16). Многие христианские богослужебные песнопения были составлены на основе Псалтири и включают в себя фрагменты псалмов.

О значении псалмов для христианина свт. Василий Великий говорит следующее: «Псалом – тишина душ, раздаятель мира; он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность. Псалом – посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносил единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ – любовь, – изобретя совокупное пение вместо узла к единению и сводя людей в один согласный лик.

Псалом – убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен.

Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжища. Для нововступающих это начатки учения, для преуспевающих – приращение ведения, для совершенных – утверждение; это глас Церкви. Он делает празднества светлыми, он производит “печаль, яже по Бозе” (2Кор.7:10). Ибо псалом и из каменного сердца вынуждает слезы. Псалом – занятие Ангелов, небесное сожительство, духовный фимиам. Это – мудрое изобретение Учителя, устроившего, чтобы мы пели и вместе учились полезному. От сего и уроки лучше напечатлеваются в душах. Ибо с принуждением выучиваемое не остается в нас надолго, а что с удовольствием и приятностью принято, то в душах укореняется тверже.

Чему же не научишься из псалмов? Не познаешь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое не наименуешь? Здесь есть совершенное богословие, предречение о пришествии Христовом во плоти, угроза судом, надежда воскресения, страх наказания, обетования славы, откровения Таинств. Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге псалмов, которые из многих музыкальных орудий Пророк приспособил к так называемому псалтирю, давая тем, как кажется мне, разуметь, что в нем издает гласы благодать, подаваемая свыше – от Духа, потому что в этом одном из музыкальных орудий источник звуков находится вверху. В цитре и в литавре внизу звучит медь под смычком, а псалтирь источник гармонических ладов имеет вверху, чтобы и мы заботились искать Горнего, приятностью пения не увлекались в плотские страсти. Притом пророческое слово, как думаю, глубокомысленно и премудро, самым устройством сего орудия показало нам, что люди с прекрасною и благонастроенною душою удобно могут восходить к Горнему».

Псалтирь читается в храме ежедневно и полностью прочитывается в течение недели, а в дни Великого поста, когда тема покаяния достигает наибольшего напряжения, Псалтирь прочитывается дважды в течение одной недели.

Псалтирь была переведена на церковнославянский язык с греческого, а на русский — с еврейского. Русский текст Псалтири сильно отличается от славянского.

Церковное предание связывает происхождение Псалтири с именем царя Давида. Ему принадлежит большая часть псалмов, в том числе и псалом 50-й. Этот псалом входит в состав многих церковных служб, так как очень ярко изображает состояние кающегося грешника и то чувство смирения, с которым молящийся обращается к Богу.

Нумерация части псалмов в церковнославянской, греческой и большей части изданий русской Библии отличается от нумерации их в еврейской и латинской Библии. Совпадают номера псалмов с 1 по 8 и со 148 по 150, в то время как с 10 по 147 псалом номера сдвинуты на единицу, т.е. в еврейской Библии 50-й псалом имеет номер 51. 151-й псалом в еврейской Библии отсутствует.

Прочитайте Псалом 50 – см. Приложение 3.

Приложения:

Приложение 1

Приложение 2

 

Приложение 3

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. (См.: Беседа 43). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/43 (дата обращения: 11.05.2017).
  2. Аврелий Августин, блж. Проповеди и поучения. (См.: Беседа 23). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/propovedi-i-pouchenija/23 (дата обращения: 11.05.2017).
  3. Василий Великий, свт. Беседы на псалмы. [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/besedy_na_psalmy/ (дата обращения: 11.05.2017).
  4. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Книгу пророка Ионы. (См.: гл. 2). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-knigu-proroka-iony/#1_3 (дата обращения: 11.05.2017).

Основная учебная литература:

  1. Плетнева А. А., Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви Москва, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Дьяченко Г., прот. Полный церковнославянский словарь. – М.: БММ, 2013. – 1120 с.
  2. Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008.

Видеоматериалы: