29. Практическое занятие: понимание метафорических выражений

Цель занятия – развитие понимания метафорических выражений, встречающихся в богослужебных текстах.

Задачи:

  1. Рассмотреть употребление метафор «миро» и «огонь».
  2. Рассмотреть употребление метафор, обозначающих личность и Приснодевство Божией Матери.  Рассмотреть употребление метафор, обозначающих христиан.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями попытаться назвать метафорические выражения, встречающиеся в богослужебных текстах.
  2. Выполнить упражнения к занятию (полностью или частично), используя приложения.
  3. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  4. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, доделать упражнения (в случае необходимости), посмотреть в словарях значение слов: мv1ро, мv1рный, o4гнь и однокоренных слов, гора2 и словосочетаний с этим словом, o4трокъ.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Ефрем Сирин, прп. Толкование на Книгу пророка Даниила. (См.: гл. 2). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-proroka-daniila/#0_2 (дата обращения: 08.05.2017).
  2. Авросий Оптинский, прп. Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. (См.: Письмо 26). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optinskij/pisma/1_26 (дата обращения: 08.05.2017).
  3. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна. (См.: гл. 10). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/10 (дата обращения: 08.05.2017).

Основная учебная литература:

  1. Плетнева А. А., Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви Москва, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Дьяченко Г., прот. Полный церковнославянский словарь. – М.: БММ, 2013. – 1120 с.
  2. Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008.

Ключевые понятия:

  • Метафора;
  • Благодать;
  • Христиане;
  • Богородица.

Содержание занятия (открыть)

Приложения:

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Проверочные вопросы:

  1. Какие метафоры используются для обозначения источника благодати?
  2. На каком основании Богородицу именуют в богослужебных песнопениях Горою приосененныя чащи?
  3. Каково происхождение метафорических выражений Гора несекомая и Лествица для именования Богородицы?
  4. Почему в богослужебных текстах проводится параллель между отношениями пастуха и овец и отношениями Христа и верующих?

Иллюстрации:

Страница древнерусской рукописной книги 'Киевская псалтырь'. 1397

Страница древнерусской рукописной книги 'Киевская псалтырь'. 1397

1. Метафоры «миро» и «огонь»

2. Метафоры для именования Богородицы

3. Метафоры, которыми называются христиане

4. Прообраз Приснодевства Божией Матери

1. Метафоры «миро» и «огонь»

В качестве метафоры благодати употребляются слова миро и огонь[1]. Упоминание изливаемого на святого мира свидетельствует об его избранничестве. Миром как источником благодати могут называться Христос, Богородица, святые.

Выполните упражнения – см. Приложение 1

2. Метафоры для именования Богородицы

В богослужебных песнопениях для именования Богородицы используется значительное количество слов. Здесь рассмотрены лишь некоторые из них.

Богоматерь может именоваться Горой на основании двух фрагментов Библии. В Книге пророка Аввакума (Авв. 3,3) говорится, что Бог придет с юга из горы приосененныя чащи. Этот фрагмент дает возможность авторам богослужебных песнопений называть Богородицу Горою приосененныя чащи, так как через Нее в мир явился Бог. Этот фрагмент положен в основу 4-й песни канона. Прп. Амвросий Оптинский ирмоса «Жезл из корене Иессеова...»: «Хвалимый на небесах невидимый Бог видимо пришел на землю, как от горы и приосененныя чащи, воплотившись Невещественный от Неискусомужныя Девы. Как на горе, в тени чащи лесной неудобно видеть, так неудобно разумом понимать непостижимое Таинство воплощения Сына Божия от Пресвятыя Девы. Непостижимое приемлется токмо верою. Поэтому пророк Аввакум, духом провидя непостижимое Таинство воплощения, взывал: ”слава силе Твоей, Господи”». Богородица также может называться Горой согласно Книге пророка Даниила (Дан. 2,31-34) Царь Навуходоносор видел во сне гору, от которой без помощи рук отделился камень и сокрушил идола. Это видение христианская традиция понимает как прообраз Рождества Христова: Камень (Христос), отделившийся от Горы (Богородицы), сокрушил языческий мир. По мысли прп. Ефрема Сирина, «Господь наш, Который родился в уничижении и подобно камню отсечен от горы, т.е. произошел от племени Авраамова. Гора знаменует и святую Деву, от которой отсечен камень без рук, т.е. неискусобрачно». Этот сюжет дает возможность авторам богослужебных песнопений называть Богородицу Горой или Горой несекомой.

Богородица соединила Небо и землю, Бога и Человека, поэтому авторы богослужебных песнопений, опираясь на видение Иакова[2] (Быт. 28,10-13), называют ее Лествицей. На том же основании Богоматерь называют Мостом и Дверью, ведущими в Царство Небесное.

Выполните упражнения – см. Приложения 2,3.

3. Метафоры, которыми называются христиане

В богослужебных текстах паства может называться стадом, словесными овцами (священник — пастырем, т.е. пастухом); параллель между пастухом и проповедником проводится в Евангелии неоднократно (см. Ин. 10,1-16)). Спаситель называет Себя Пастырем, поскольку «хочет изобразить Свое попечение о нас» (блж. Феофилакт). Опираясь на слова Спасителя, сказанные апостолам: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4,19), христиане могут называться рыбами или рыбами словесными. При этом часто говорится, что души пасомых улавливаются мрежей[3].

Выполните упражнение – см. Приложение 4

4. Прообраз Приснодевства Божией Матери

В основе 7-й и 8-й песен канона лежит молитва еврейских отроков в печи огненной (Дан. 3,26-45). Христианская традиция рассматривает это место Книги пророка Даниила как прообраз Богоматери, чье девство не было нарушено огнем Божества.

Выполните упражнения – см. Приложения 5-8

Приложения:

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Проверочные вопросы:

  1. Какие метафоры используются для обозначения источника благодати?
  2. На каком основании Богородицу именуют в богослужебных песнопениях Горою приосененныя чащи?
  3. Каково происхождение метафорических выражений Гора несекомая и Лествица для именования Богородицы?
  4. Почему в богослужебных текстах проводится параллель между отношениями пастуха и овец и отношениями Христа и верующих?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Ефрем Сирин, прп. Толкование на Книгу пророка Даниила. (См.: гл. 2). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-proroka-daniila/#0_2 (дата обращения: 08.05.2017).
  2. Авросий Оптинский, прп. Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. (См.: Письмо 26). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optinskij/pisma/1_26 (дата обращения: 08.05.2017).
  3. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна. (См.: гл. 10). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-ioanna/10 (дата обращения: 08.05.2017).

Основная учебная литература:

  1. Плетнева А. А., Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви Москва, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Дьяченко Г., прот. Полный церковнославянский словарь. – М.: БММ, 2013. – 1120 с.
  2. Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008.

 

 


[1] В гимнографических текстах слово o4гнь может также обозначать источник физических страданий: O$троцы є3вре1йстіи въ пещи2попра1ша пла1мень дерзнове1ннw, и3 на ро1су o4гнь преложи1ша, вопию1ще: бл7гослове1нь є3си2, гдcи, бж7е, во вёки.

[2] Иаков видел лестницу, которая одним концом стояла на земле, а другим упиралась в небо.

[3] Дьявол ловит человеческие души не мрежею, а сетью: Я$кw u3ч7ницы2 всёхъ влdки, мре1жею, бг7ови1дцы, ва1шихъ мл7твъ и3зъ глубины2 прегрэше1ній и3звлецы1те смире1нную ду~шу мою2, u3ловле1нную сэтьми2 бэсо1вскихъ ко1зней...