28. Практическое занятие: распознавание отсылок к текстам Священного Писания

Цель занятия – развитие навыков понимания сравнений и метафор, взятых из Священного Писания.

Задачи:

  1. Рассмотреть места Священного Писания, которые упоминаются в богослужебных текстах, говорящих о греховности, покаянии и избавлении от греха.
  2. Рассмотреть места Священного Писания, которые упоминаются для обозначения сил зла и победы над ними.
  3. Рассмотреть места Священного Писания, из которых взяты метафоры и сравнения для обозначения добродетелей праведников.

План занятия:

  1. Совместно со слушателями вспомнить из Священного Писания примеры искреннего покаяния и нераскаянности.
  2. Познакомить слушателей с содержанием занятия.
  3. Выполнить упражнения к занятию (полностью или частично), используя приложения.
  4. На основе проверочных вопросов провести обсуждение-опрос по теме занятия.
  5. Задать домашнее задание: прочитать основную литературу, доделать упражнения (в случае необходимости), ознакомиться с дополнительной литературой, посмотреть в словарях значение слов: блу~дный, блуди1ти, мыта1рь, зло2 и однокоренных слов, змi1й, тала1нтъ.

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы о кресте и разбойнике. (См.: Слово 2). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_kreste_i_razbojnike/ (дата обращения: 08.05.2017).
  2. Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. (См.: День 74). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/mysli-na-kazhdyj-den-goda-po-tserkovnym-chtenijam-iz-slova-bozhija/74 (дата обращения: 08.05.2017). (См.: День 48). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/mysli-na-kazhdyj-den-goda-po-tserkovnym-chtenijam-iz-slova-bozhija/48 (дата обращения: 08.05.2017).
  3. Василий Великий, свт. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. (См.: Вопрос 253). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pravila-kratko-izlozhennye-v-voprosah-i-otvetah/2 (дата обращения: 08.05.2017).

Основная учебная литература:

  1. Плетнева А. А., Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви Москва, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Дьяченко Г., прот. Полный церковнославянский словарь. – М.: БММ, 2013. – 1120 с.
  2. Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008.
  3. Андрей (Эрастов), иером. Грамматика церковно-славянского языка. Конспекты. Упражнения. Словарь. – СПб.: БИблиополис, 2007. – 368 с.

Ключевые понятия:

  1. Сравнение;
  2. Метафора;
  3. Грех, греховность;
  4. Силы зла;
  5. Праведники.

Содержание занятия (открыть)

Приложения:

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Проверочные вопросы:

  1. Какие примеры покаяния или нераскаянности упоминаются в богослужебных текстах?
  2. С чем сравнивается избавление от греха?
  3. Какие образы Священного Писания используются для обозначения зла в богослужебных текстах?
  4. С кем/чем сравниваются праведники в богослужебных текстах?

Иллюстрации:

Апостол. Вильна, 1525. Титульный лист

Апостол. Вильна, 1525. Титульный лист

1. Богослужебные тексты о покаянии

2. Богослужебные тексты об избавлении от греховности

3. Обозначение сил зла

4. Богослужебные тексты о праведниках

В предыдущей теме были рассмотрены сложности в понимании церковнославянских текстов, связанные с пониманием значения отдельных слов. Другая трудность, возникающая при чтении церковнославянских текстов, состоит в том, что церковная книжность содержит отсылки к Библии, произведениям отцов Церкви, событиям церковной истории. Не распознав скрытой цитаты, не зная традиции толкования того или иного библейского сюжета, понять содержание текста невозможно.

1. Богослужебные тексты о покаянии

В богослужебных текстах кающийся грешник может сравнивать себя с покаявшимися грешниками: пришедшей к Христу со слезами раскаяния блудницей, мытарем, благоразумным разбойником (Лк. 23,39-43) и т. д., а также с непокаявшимися грешниками: Авессаломом, Авироном, Ахавом, Гиезием и т. д. Cвт. Иоанн Златоуст говорит, что нам нужно брать пример с разбойника, который «признал небесного Владыку, сказав краткие, но показывающие его достойным рая, слова: “помяни мя, Господи, ...во царствии си” (Лук. XXIII:42). Не оставим без внимания этих слов, не постыдимся взять себе учителем разбойника, которого Владыка наш не постыдился ввести в рай прежде всех; не постыдимся взять себе учителем человека, который первый из всего рода человеческого оказался достойным жизни в раю». «Видишь, – говорит святитель, – что значит исповедание? Исповедал – и отверз (себе) рай; исповедал – и получил столь великое дерзновение, что просит царства после разбоя… Никакой царь никогда не решился бы посадить с собою разбойника, или другого кого-нибудь из подобных рабов, и таким образом вступить в город; а человеколюбивый Владыка сделал это. Входя в священное отечество, Он вводит с Собою разбойника, не бесчестя рая ногами разбойника, – да не будет, – но тем еще более оказывая честь раю, потому что честь для рая иметь такого Владыку, столь могущественного и человеколюбивого, что и разбойника Он может сделать достойным райских наслаждений. И когда Он призывал в царство мытарей и блудниц, делал это, не посрамляя царства, но еще более воздавая ему честь и показывая, что таков Господь небесного царства, что и блудниц и мытарей Он делал столь безукоризненными, что они оказывались достойными тамошней чести и награды. Как врачу мы удивляемся тогда, когда видим, что он, избавив от немощи людей, одержимых неизлечимыми болезнями, возвратил им полное здоровье, так и Христу удивляйся, возлюбленный, и изумляйся, что Он, взяв людей, одержимых неизлечимыми душевными болезнями, мог избавить их от порока и явить достойными небесного царства тех, которые дошли до крайнего нечестия».

Выполните упражнения – см. Приложение 1.

2. Богослужебные тексты об избавлении от греховности

Избавление от греха гимнографы часто описывают как удаление из мест, подчиненных греху. Порабощение человека грехом сравнивают с Вавилонским пленением (4Цар. 24,11-16; 25,1-30); избавление человека от служения злу и греху сравнивают с исходом иудеев из Египта; удаление от греха – с бегством Лота из Содома и Гоморры (Быт. 18,16-33; 19,14-29). «Вавилон, – говорит свт. Феофан Затворник, – это образ греховности всесторонней. Оставь грех, обратись ко Господу всем сердцем твоим, и Он не помянет беззаконий твоих, и предаст забвению все неправды твои. Опять поступишь в милость к Нему, – и тогда только ходи путем, которому учит Он тебя, и будет, как река мир твой внутренний, как песок – благопомышления сердца твоего, и как персть земли – плоды доброделания твоего».

Противостояние античной культуры и христианства в первые века нашей эры привело к тому, что авторы церковных песнопений называют весь языческий мир эллинским.

Выполните упражнения – см. Приложение 2.

3. Обозначение сил зла

Для обозначения сил зла авторы богослужебных песнопений используют ряд восходящих к Библии метафор. Змей[1] – символ злобы (Мф. 23,33; Пс. 57,5), коварства (Быт. 49,17), одно из наименований дьявола (Откр. 12,9), поэтому победу над искушением и дьяволом называют победой над змеем. Побежденные Богом силы зла авторы песнопений сравнивают с фараоном, войско которого при исходе евреев из Египта было потоплено в море (Исх. 5-14). Свт. Феофан Затворник, говоря о духовной борьбе человека, упоминает избавление от египетского плена: «Когда Моисей и Аарон начали ходатайствовать о народе перед фараоном, чтобы он отпустил его, он в ответ на это усилил работы угнетенных израильтян до того, что они подняли ропот на ходатаев своих: “Вы сделали нас ненавистными в глазах фараона” (Исх. 5:21). Точь-в-точь то же испытывает душа кающегося грешника. Когда страх Божий и совесть, эти внутренние Моисей и Аарон, начнут воодушевлять душу, чтобы она поднялась, наконец, на ноги и стряхнула иго греховного рабства, радость проходит по всем ее составам. Но и враг не дремлет, и возгромождает в ее помыслах горы препятствий со стороны непреодолимости греха, и наводит со всех сторон страхи – страх за свое благосостояние, за внешние отношения, за вес свой, даже за жизнь. И бывает, что иной, начав только, тотчас и останавливается. Воодушевись, брат! Бог сильнее врага. Воззови к Нему, и услышишь то же, что услышал Моисей тогда: ”Увидишь ты, что Я сделаю с фараоном” (Исх. 6:1). Враг не имеет власти над душой; он только может напугать ее призрачными ужасами. Не поддавайся, претерпи, иди вперед мужественно, говоря себе: хоть смерть, а уж не брошу, и смело пойду, куда зовет меня Господь духом покаяния, который теперь действует во мне». В аналогичных ситуациях могут упоминаться Авессалом, Авирон, Ахав и т. д.

Выполните упражнения – см. Приложение 3.

4. Богослужебные тексты о праведниках

В текстах, посвященных праведникам, используются специальные метафоры. Приводим некоторые из них. Подвижник может сравниваться с воином. Это сравнение восходит ко Второму посланию к Тимофею (2,3-4). Чудотворцев, приносящих исцеление, часто называют врачами. Предохраняющая продукты от порчи соль является символом нравственной силы и крепости (Мф. 5,13). С голубицей, птицей, приносимой в жертву (Лев.1,14; 5,7; 12,6 и т.д.), сравниваются святые подвижницы, принесшие себя в жертву Господу. Прославляемые святые, хранившие в своем сердце заповеди Божии, могут сравниваться со скрижалями[2], — каменными досками, на которых были написаны заповеди Закона (Исх. 32,15-16). В песнопениях часто говорится, что праведник преумножил данный ему талант[3] (в соответствии с (Мф. 25,14-30)). Притча это, по мысли свт. Василия Великого (а также других святых отцов), «сказана о всяком даре Божием, чтобы всякий, какую бы благодать от Бога получить ни удостоился, приумножал ее, обращая в благодеяние и в пользу многих, потому что никто не лишен части в Божией благодати».

Выполните упражнения – см. Приложение 4.

Приложения:

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Проверочные вопросы:

  1. Какие примеры покаяния или нераскаянности упоминаются в богослужебных текстах?
  2. С чем сравнивается избавление от греха?
  3. Какие образы Священного Писания используются для обозначения зла в богослужебных текстах?
  4. С кем/чем сравниваются праведники в богослужебных текстах?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы о кресте и разбойнике. (См.: Слово 2). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_kreste_i_razbojnike/ (дата обращения: 08.05.2017).
  2. Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. (См.: День 74). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/mysli-na-kazhdyj-den-goda-po-tserkovnym-chtenijam-iz-slova-bozhija/74 (дата обращения: 08.05.2017). (См.: День 48). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/mysli-na-kazhdyj-den-goda-po-tserkovnym-chtenijam-iz-slova-bozhija/48 (дата обращения: 08.05.2017).
  3. Василий Великий, свт. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. (См.: Вопрос 253). [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pravila-kratko-izlozhennye-v-voprosah-i-otvetah/2 (дата обращения: 08.05.2017).

Основная учебная литература:

  1. Плетнева А. А., Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви Москва, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Дьяченко Г., прот. Полный церковнославянский словарь. – М.: БММ, 2013. – 1120 с.
  2. Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008.
  3. Андрей (Эрастов), иером. Грамматика церковно-славянского языка. Конспекты. Упражнения. Словарь. – СПб.: БИблиополис, 2007. – 368 с.

 

 

 

 


[1] В текстах может также упоминаться сделанный Моисеем медный змей, спасающий от змеиных укусов (Числ. 21,9), который, согласно христианскому толкованию, прообразовал распятие Христа (Ср. Ин. З,14): Змi1й, и4же возвыша1емый на дре1во, бж7е1ственное возвыше1ніе проwбража1ше хрcто1во, льсти1ваго змi1z u3мертви1вшагw, всёхъ же w3живи1вшагw на1съ u3мертви1вшихся преступле1ніемъ.

[2] Скрижалями могут также называть Богородицу, так как в Ней начертано Слово Божие: ...скрижа1ле, и3му~щаz дх7омъ ст7ымъ напи1санный o4бразъ v3поста1си o4ч7іz... мт7и дв7о...

[3]  В церковнославянском языке слово талант имеет значение, не совпадающее со значением этого слова в русском языке. Если в русском языке слово талант означает «одаренность», «выдающиеся природные качества», то церковнославянское таланта — это денежная единица (мера веса драгоценного металла). Именно в таком значении это слово употребляется в притче о талантах.